Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:06, курсовая работа
Актуальность тематики дипломной работы. Адекватное понимание существа общественных процессов в начале нашего века делает эффективную охрану труда необходимой составляющей политики любой цивилизованной страны. Содержание понятия охраны труда наполняется сегодня новым смыслом, однако, в эпицентре дискуссий и по сей день, остаются вопросы безопасности, здоровья и благосостояния трудящихся. В широком смысле термин «охрана труда» может включать в себя следующие понятия: безопасность и гигиену труда, общие условия труда и производственные отношения, вопросы, связанные с наймом на работу и проблемы социального обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОХРАНЫ ТРУДА ПО РОССИЙСКОМУ ТРУДОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ…………... 8
1.1.Понятие, цели и задачи охраны труда……………………………..... 8
1.2. Факторы, влияющие на условия безопасности труда работников… 18
1.3. Система норм об охране труда на предприятии…………………… 25
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………… 40
2.1. Организация обучения безопасности труда, стажировки и проверки знаний об охране труда…………………………………………………. 40
2.2. Охрана труда отдельных категорий работников…………………. 44
2.3. Гарантии и компенсации работникам за тяжелые и вредные (опасные) условия труда……………………………………………….. 49
Заключение……………………………………………………………………. 58
Список литературы……………………………………………………………
Для определения лиц, имеющих право на бесплатное лечебно-профилактическое питание, следует пользоваться «Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда».
Лечебно-профилактическое питание выдается работникам в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в «Перечне производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда», а также в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован. Лечебно-профилактическое питание должно выдаваться работающим в особо вредных условиях по нормам меню, рассчитанным на шесть рабочих дней. При пятидневной рабочей неделе за работником сохраняется недельная норма выдачи лечебно-профилактического питания, рассчитанная на шесть дней.
Работников горячих цехов администрация предприятия обязана бесплатно снабжать газированной соленой водой. Цеха и производственные участки, в которых организуется снабжение газированной соленой водой, устанавливаются органами санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с администрацией.
Специалист службы охраны труда может считать свою работу на 100 % выполненной, если на предприятии будут отсутствовать страховые несчастные случаи, не будет зафиксировано ни одного профессионально заболевшего, количество работников подверженных воздействию опасных вредных производственных факторов будет равно нулю. Причем не ценой сокрытия фактов травматизма, а эффективным управлением охраной труда.
Поэтому, руководителям организаций и специалистам служб охраны труда необходимо ориентировать свою работу по следующим направлениям:
- создание эффективной системы управления охраной труда и ее постоянный анализ;
- проведение производственного контроля;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Еще одним способом улучшения организации труда является - концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, экспертизе, сотрудничестве, консультациях играет важную роль в решении многих проблем социально трудовой сферы. Социальное партнерство является основой взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира и общественного развития. Социальное партнерство осуществляется путем взаимных консультаций, переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров и принятия совместных решений.
Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от «единства интересов» работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.
Первым шагом создания в Российской Федерации системы социального партнерства в социально-трудовой сфере стал Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 года № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»47. В практику вводилось заключение трехсторонних генеральных и отраслевых (тарифных) соглашений по социально-экономическим вопросам. Переход от конфронтации к сотрудничеству, расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений создали цивилизованную основу для разрешения конфликтов. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992г. № 45 «О создании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» для заключения Генерального соглашения, рассмотрения отраслевых тарифных соглашений и урегулирования трудовых споров (конфликтов) была образована Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений48.
По инициативе профсоюзов ежегодно, начиная с 1992 года, стало заключаться Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а затем отраслевые (тарифные) и региональные соглашения, в которых предусмотрены взаимные обязательства сторон по повышению эффективности государственного, ведомственного и общественного контроля за охраной труда и окружающей среды, расширению взаимодействия в этой работе на всех уровнях управления.
Генеральные, отраслевые и региональные трехсторонние соглашения являются важными правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения соответственно на федеральном, отраслевом и региональном уровнях49.
Генеральными соглашениями предусмотрено обеспечение совместного контроля за соблюдением законодательства об охране труда с уделением особого внимания:
- своевременности платежей в
возмещение вреда, причиненного
работникам увечьем, профессиональным
заболеванием либо иным
- повышению ответственности и
экономической
- содействию проведению
- разработке предложений по экономическому стимулированию организаций, производящих средства индивидуальной и коллективной защиты работников от вредных и опасных производственных факторов.
В отраслевых соглашениях основное внимание в области охраны труда уделяется вопросам аттестации рабочих мест, контролю за обеспечением безопасности производственного оборудования и технологических процессов.
Существенно конкретизировали права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства, укрепили законодательно деятельность профсоюзов по защите социально трудовых прав работников на основе заключения соглашений и коллективных договоров на всех уровнях законы «О социальном партнерстве» в субъектах РФ, а проект Федерального закона пока еще находится на рассмотрении в Государственной думе.
Опыт, приобретенный за все эти годы, обобщен и включен в Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве раздела II «Социальное партнерство в сфере труда», поскольку общие вопросы социального партнерства федеральным законодательством не были решены. В данном разделе закреплены понятие социального партнерства (ст. 23 ТК РФ), его основные принципы (ст. 24 ТК РФ), определены стороны социального партнерства – работники и работодатель в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ), его система и формы (ст. ст. 26-27 ТК РФ). 50
Еще более возрастает роль коллективного договора с принятием Трудового Кодекса, поскольку он законодательно закрепил нормы по конкретному решению многих социально-трудовых вопросов, в том числе охраны труда через этот нормативно-правовой акт, и вопросы эти должны решаться в ходе переговоров. Поэтому, какой будет коллективный договор, какие будут в нем закреплены условия, такие социальные гарантии в области охраны труда будут иметь работники. Одним словом, многое зависит от эффективности деятельности каждой профсоюзной организации, активности и работоспособности профкомов и их руководителей.
Учитывая особую значимость проблемы защиты трудовых прав работников через коллективный договор, необходимо: внести изменения и дополнения в законодательство в части предоставления отраслевым обкомам права инициировать заключение коллективных договоров в любой организации отрасли, осуществления контроля за их выполнением, а также обязательности включения раздела «Охрана труда и здоровья» в коллективные договоры в связи с особой социальной значимостью этой проблемы и приоритетом сохранения жизни и здоровья человека на производстве над другими вопросами.
В целях повышения роли и значения тарифных, региональных соглашений и коллективных договоров считаю необходимым предусмотреть в них мероприятия: по выводу травмоопасного оборудования, машин и механизмов из эксплуатации, уменьшению доли рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, сокращению тяжелого физического труда, строительству и реконструкции санитарно-бытовых помещений, обеспечению рабочих качественной спецодеждой, аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда, контролю за вводом нового оборудования, новых цехов, производств, улучшению условий, охраны труда и здоровья женщин и подростков.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что необходимо внести некоторые дополнения в отраслевое тарифное соглашение (ОТС), которые помогут при заключения территориального соглашения и коллективных договоров. Список производств и профессий с вредными условиями труда, работа которых даёт право на дополнительный отпуск, включить в качестве приложения к ОТС, а также перечень дополнительных льгот и гарантий для работников с вредными и опасными условиями труда.
Стратегическим направлением политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является предоставление работникам льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
Ещё раз хочется подчеркнуть, что особое внимание в работе областной организации должны занимать вопросы дальнейшего совершенствования принципов, форм и методов социального партнёрства. Основа этой работы – коллективные договоры и соглашения. И очень важны не только результативные переговоры, в качестве одного из основных критериев успешности переговоров и социального партнёрства следует рассматривать выполнение сторонами взятых на себя обязательств. Ведь взаимодействие сторон продолжается и после завершения переговоров – иначе не было бы в них смысла.
Необходимо, чтобы каждый работник ощущал своё непосредственное участие в работе предприятия, свою полезность и значимость, что ведёт к созданию более благоприятного психологического климата и реализации принципа социального партнёрства: равенство сторон – не только равные права, но и равная ответственность. Главное – нормальное взаимодействие профсоюзов и работодателя на всех уровнях – от коллективного договора до Генерального соглашения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя материалы данного исследования, необходимо еще раз подчеркнуть, что обеспечение условий труда, его охрана – неотложная проблема. За десять лет реформ не слишком большое внимание уделялось, в каких условиях трудятся работники. Но несомненно, что тут мы еще своё слово не сказали и профсоюзы вместе с партнерами – работодателями и государством обязаны и будут решать эти проблемы. Рассмотрев серьезную правовую базу, мы уяснили, что в самом законодательстве заложен такой основной постулат: решение вопросов охраны труда осуществляется при взаимодействии органов исполнительной, законодательной власти, работодателей и профсоюзов. Разработка всех нормативно-правовых и подзаконных актов, всех государственных программ – все это проходит при непосредственном участии профсоюзов. И все решения принимаются, как правило, совместно.
Охрана труда – это как раз то направление, где существует тесное взаимодействие профсоюзов и государства – наглядное проявление социального партнерства.
С принятием нового Трудового Кодекса социальное партнерство стало, по сути дела государственной идеологией и значительная часть социально-трудовых отношений регулируется через договоры и соглашения, устанавливая баланс интересов всех его сторон, и здесь очень важно помнить, чтобы реализовались не только права партнеров, но и выполнялись принятые ими обязательства.
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Выраженные в правовой форме и в первую очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.
В заключении хотелось бы сделать вывод, что вопрос охраны труда является одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества, в период, когда работодатели ставят для себя основной задачей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест, когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую грязную работу мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.
Увеличение количества
Исходя из анализа теоретического и практического материала, проведенного в данной работе, мы еще раз убедились, что вопросы состояния условий, охраны и безопасности труда, социальной защиты пострадавших на производстве всегда были и остаются в центре внимания профсоюзов.
Опираясь на закон, профсоюзы в первую очередь должны обеспечить людям занятость, хорошую зарплату и эффективное рабочее место с нормальными условиями труда. Если бы не борьба профсоюзов за социальную защиту, то удар шоковых реформ по людям труда был бы еще более жестким и сокрушительным. Сегодня, когда обострены проблемы в социальной сфере, когда государство, да и многие работодатели стремятся к сокращению уровня и объемов социальных гарантий, перекладыванию многих жизненных вопросов на плечи граждан, приоритет сохранения жизни и здоровья рабочего человека очень и очень важен.