Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Для поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства;
- рассмотреть федеральную инспекцию труда в системе органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
- проанализировать ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства 5
1.1 Органы общественного контроля 5
1.2 Органы государственного контроля и надзора 9
1.3 Федеральные и региональные органы государственного контроля и
надзора 14
Глава 2. Федеральная инспекция труда в системе органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства 18
2.1 Понятие и основные функции федеральной инспекции труда 18
2.2 Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции
труда 22
Глава 3. Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства 28
3.1 Административная ответственность 28
3.2 Материальная и дисциплинарная ответственность работодателя 32
3.3 Российская трехсторонняя комиссия 37
Заключение 43
Список использованной литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение            3

Глава 1. Органы, осуществляющие контрольно-надзорную  деятельность за соблюдением трудового  законодательства      5

1.1 Органы общественного  контроля       5

1.2 Органы государственного  контроля и надзора     9

1.3 Федеральные и региональные органы государственного контроля и

надзора            14

Глава 2. Федеральная  инспекция труда в системе  органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового  законодательства   18

2.1 Понятие и основные  функции федеральной инспекции труда   18

2.2 Принципы деятельности  и основные задачи федеральной  инспекции 

труда             22

Глава 3. Ответственность  должностных лиц за допущенные нарушения  трудового законодательства         28

3.1 Административная  ответственность       28

3.2 Материальная  и дисциплинарная ответственность  работодателя  32

3.3 Российская  трехсторонняя комиссия       37

Заключение           43

Список использованной литературы       46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы обусловлена тем, что одним из основных способов государственной защиты трудовых прав граждан является государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

На этот способ возлагаются особые надежды, так как контроль и надзор со стороны государства за соблюдением трудового законодательства, в котором закреплены основные права трудящихся, является самой надёжной защитой от незаконных посягательств работодателей и должностных лиц.

Реформы в различных  сферах и возникающие на их основе новые общественные отношения, меняют теоретическое представление о правовой сути надзора и контроля. Для обобщения фактически сложившихся правовых отношений в области защиты трудовых прав необходимы новые подходы в нормотворчестве и правоприменительной практике. В связи с этим механизм правового воздействия на хозяйствующие субъекты должен соответствовать экономическим и социально-политическим преобразованиям, происходящим в обществе, и находится в постоянном динамическом развитии.

В этих условиях надзор и контроль за трудовым законодательством  приобретает большее, чем прежде значение, повышается роль органов, осуществляющих такой надзор и контроль, а исследование теоретических и практических проблем  надзора и контроля будет способствовать укреплению законности в области применения законодательства о труде и его охране.

Одним из реальных инструментов обеспечения публичных  интересов является, с одной стороны, контрольно-надзорная функция органов  государственной власти, с другой общественный контроль.

Целью данной курсовой работы является изучение государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Для поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- изучить органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства;

- рассмотреть федеральную инспекцию труда в системе органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;

- проанализировать ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства.

Объектом исследования является система органов государственного надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства, методы осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере трудовых отношений.

Предмет исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе защиты трудовых прав, а  так же нормы права, определяющие правовое положение органов государственного надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства.

При написании курсовой работы были использованы труды таких авторов как: Куренного А.М., Богулова М.Ю., Липинского Д.А., Ковалева В.И., Карпова А.В, Колобовой С.В. и других.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 и другие.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства

 

1.1 Органы общественного контроля

 

Одной из гарантий соблюдения трудовых прав граждан в нашей  стране является деятельность системы  государственных органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и наличие общественного контроля в этой области.

Различие между государственным  надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в  том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями - правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т. д. Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности. Они могут добиться этого только путем обращения в соответствующие компетентные государственные органы.1

В зависимости  от органов, осуществляющих контрольно-надзорную  деятельность в данной области, различают: государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о  труде, а также общественный контроль в сфере труда (ст. 370 ТК РФ). Контроль и надзор условий и охраны труда могут осуществляться общественными организациями при наличии у них необходимых полномочий. Возможность проведения такого контроля предусматривается нормами ст. 218, 370 ТК РФ, согласно которым общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях комитеты (комиссии) по охране труда, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по вопросам охраны труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов («Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 (с изм. и доп. от 01.09.2013))2.

Профессиональные  союзы в лице их соответствующих  органов и иные уполномоченные работниками  представительные органы имеют право:

- осуществлять  контроль за соблюдением работодателями  законодательства об охране труда;

- проводить  независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников данного юридического лица;

- принимать  участие в расследовании несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний, а  также осуществлять их самостоятельное  расследование;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц юридического лица об условиях и охране труда, а также обо всех несчастных случаях, произошедших на производстве, и профессиональных заболеваниях;

- предъявлять  требования о приостановлении  работ в случаях возникновения угрозы жизни и здоровью работников;

- осуществлять  выдачу работодателям обязательных  к рассмотрению представлений  об устранении выявленных нарушений  требований охраны труда;

- осуществлять  проверку условий и охраны  труда, выполнения обязательств  работодателей по охране труда, предусмотренных условиями коллективных договоров и соглашений;

- принимать  участие в разработке проектов  подзаконных нормативных актов  об охране труда, а также  согласовывать их в порядке,  установленном Правительством РФ;

- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать  участие в рассмотрении трудовых  споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями существующих условий труда. («Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 (с изм. и доп. от 01.09.2013)3.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях, в организациях, учреждениях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения соответствующими должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда с указанием сроков.

При организации  общественного контроля за условиями  и охраной труда следует иметь  в виду, что успешное выполнение уполномоченными лицами поставленных перед ними задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации юридического лица, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые основания такого взаимодействия в целях выполнения требований охраны труда определяются соответствующими нормами законодательства о труде и охране труда, а также других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность указанных общественных органов.4

В зависимости  от конкретных условий деятельности в структурном подразделении  юридического лица может быть избрано  несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и сроки полномочий могут быть согласованы условиями коллективного договора или другим совместным решением работодателя и представительного органа работников. Уполномоченные могут избираться как в структурных подразделениях, так и в целом по предприятию, организации, учреждению, на общем собрании работников на срок не менее двух лет. Уполномоченные могут быть избраны также из числа специалистов, не являющихся работниками данного юридического лица, при условии согласования такого действия с работодателями. Как правило, уполномоченные включаются в состав комитета (комиссии) по охране труда данного предприятия, организации, учреждения. Избирать уполномоченными лицами тех работников, которые в силу своих служебных обязанностей (занимаемой должности) несут ответственность за состояние охраны труда, является нецелесообразным.

В обязанности  работодателя входит обеспечение уполномоченных нормативными и справочными материалами  по охране труда за счет средств  юридического лица (работодателя). Уполномоченным лицам должны выдаваться соответствующие удостоверения и для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или иным совместным решением работодателя и представительных органов работников юридического лица.5

 

1.2 Органы государственного контроля и надзора

 

Система органов  государственного надзора и контроля, реализующих функцию защиты трудовых прав и законных интересов, в зависимости от содержания их деятельности состоит из двух элементов.

Первый элемент - специализированный орган государства: Федеральная служба по труду и  занятости как орган, осуществляющий государственный надзор по защите трудовых прав и законных интересов работников, и орган государства, оказывающий государственные услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров.

Второй элемент  состоит из группы органов, которая  включает: прокуратуру; Федеральную  службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и иные государственные органы, для которых функция защиты трудовых прав и законных интересов не является основной. 6

Согласно части  первой статьи 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда. Под таковой, как следует из части первой статьи 354 Кодекса, понимается единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Непосредственные же проверки соблюдения трудового законодательства осуществляют государственные инспекции труда (государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда).7

Наряду с  федеральной инспекцией труда государственный  надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных  отраслях и на некоторых объектах промышленности в силу части второй статьи 353 Трудового кодекса РФ также уполномочены соответствующие федеральный органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Таковым в структуре федеральных органов исполнительной власти, сформированной в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от ред. от 30.09.2013).8 является Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору). В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, при использовании атомной энергии и другое.

Информация о работе Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства