Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Для поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства;
- рассмотреть федеральную инспекцию труда в системе органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
- проанализировать ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства.
Введение 3
Глава 1. Органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства 5
1.1 Органы общественного контроля 5
1.2 Органы государственного контроля и надзора 9
1.3 Федеральные и региональные органы государственного контроля и
надзора 14
Глава 2. Федеральная инспекция труда в системе органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства 18
2.1 Понятие и основные функции федеральной инспекции труда 18
2.2 Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции
труда 22
Глава 3. Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства 28
3.1 Административная ответственность 28
3.2 Материальная и дисциплинарная ответственность работодателя 32
3.3 Российская трехсторонняя комиссия 37
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Область государственного
контроля за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, пересекается с
государственным санитарно-эпидемиологическим
надзором за соблюдением работодателями
санитарно-гигиенических и санитарно-
В силу части третьей статьи 353 Трудового кодекса РФ внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации («Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 (ред. от 29.12.2010)).11
Вне зависимости от того, какой контроль — общий или ведомственный, уполномочены осуществлять федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, при проведении контрольных мероприятий указанные органы обязаны соблюдать требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. от 01.07.2011 ).12
В части четвертой статьи 353 Трудового кодекса РФ назван еще один контрольно-надзорный орган: согласно названой норме государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Основным нормативным источником для прокуратуры в этой сфере является Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. 07.02.2011).13 Первоочередная задача прокурора по обеспечению законности в сфере трудовых прав граждан заключается именно в обеспечении надлежащей работы органов контроля и надзора. Проверки соблюдения закона органами государственного контроля характеризуют основное направление надзорной деятельности прокурора в данной сфере.
В пределах своей компетенции вышеприведенные органы и инспекции вправе проводить проверки, требовать объяснений от должностных лиц, выносить предписания об устранении нарушений законодательства о труде и норм по охране труда, привлекать к административной ответственности за допущенные правонарушения и производить иные действия.
Судебные органы (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции), вынося решения о признании забастовки незаконной или в порядке разрешения трудового спора по жалобам работников, также контролируют соблюдение работодателями и работниками трудового законодательства.14
1.3 Федеральные и региональные органы государственного контроля и надзора
Федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом.
Региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации (Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. от 01.07.2011 ))15
В условиях отсутствия внятного государственного решения о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти практика регионального правотворчества в сфере труда складывалась довольно хаотично и противоречиво. Только с принятием Трудового кодекса проблема разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений начала решаться.
Статья 6 ТК, специально посвященная разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, вслед за Конституцией (ст. 37) применяет два критерия разграничения полномочий: а) предмет регулирования; б) содержание (объем) регулирования, хотя четко это не выражено (Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008))16
В соответствии со ст. 6 ТК к ведению федеральных органов государственной власти отнесено, в частности, установление основ правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основ социального партнерства; порядка ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др., то есть практически все институты трудового права, не связанные с установлением условий труда. (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 (с изм. и доп. от 01.09.2013).17
К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесены также: определение основных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений и установление особенностей правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. Заметим, что таких вопросов весьма немного и они не носят принципиального характера. В качестве примера можно привести решение вопроса о создании и регламентации деятельности региональных и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Вторым направлением правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 6 ТК выступает принятие законов по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 18
Трудовой кодекс при разграничении полномочий федеральных и региональных органов власти не предусмотрел возможность конкретизации региональным законодательством норм федеральных нормативных актов, хотя один из проектов ТК прямо указывал, что субъекты Российской Федерации могут детализировать, конкретизировать и дополнять положения, установленные федеральными законами или иными нормативными правовыми актами с учетом экономических, социальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации.
Таким образом, разграничение полномочий между федеральным и региональным законодателем произведено на базе сложившихся традиций и фактически закрепляет уже существующее соотношение федеральных и региональных нормативных актов, при котором федеральное законодательство выступает основным регулятором.
Среди недостатков формулировки ст. 6 ТК необходимо назвать допущенную нечеткость разграничения полномочий. Так, часть 3 ст. 6 ТК допускает так называемое опережающее регулирование, без уточнения какой именно области трудовых отношений. То есть субъекты Федерации в сфере формирования трудового законодательства фактически обладают конкурирующей законодательной компетенцией по всему предмету совместного ведения, поскольку не оговорено иного. Это полномочие применительно к трудовому праву вызывает ряд сомнений.
Сформулированное в общем виде полномочие субъектов РФ осуществлять опережающее правовое регулирование трудовых отношений, сохраняет возможность противоречивого развития системы источников трудового права и поэтому нуждается в дополнительной регламентации.
Еще одна проблема, которая встает в связи с применением ст. 6 ТК, - это предоставление субъектам Российской Федерации права повышать уровень трудовых прав, свобод и гарантий работников.
В соответствии с частью 2 ст. 6 ТК повышение трудовых прав, свобод и гарантий работников возможно лишь по вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти. То есть субъекты Российской Федерации фактически могут повышать уровень трудовых прав, свобод и гарантий лишь путем установления дополнительных трудовых прав, которые не предусмотрены федеральным законодательством. Повышение гарантий, установленных федеральным законодательством, вряд ли возможно, поскольку определение обеспечиваемого государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников) отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти.
Таким образом,
правотворческая компетенция
Согласно ст. 252 ТК РФ особенности регулирования труда могут устанавливаться не только трудовым законодательством, но и иными нормативными правовыми актами, включая коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты. То есть ст. 252 расширяет перечень нормативных источников по сравнению со ст. 6 ТК РФ, включая акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, правовые акты договорного характера19.
Такое расширение
компетенции органов
Глава 2. Федеральная инспекция труда в системе органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства
2.1 Понятие и основные функции федеральной инспекции труда
Центральное место в осуществлении надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда отводится Федеральной инспекции труда, которая представляет собой единую федеральную систему государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми юридическими и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. Федеральная инспекция труда в своей работе руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Государственный надзор и контроль в данной области непосредственно осуществляется государственными инспекторами труда и иными должностными лицами федеральной инспекции труда.
С введением в действие с 2002 года нового Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляют Федеральная инспекция труда Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 (с изм. и доп. от 01.09.2013).20.
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов по надзору и контролю в трудовой сфере (государственных инспекций труда в субъектах РФ).
Руководство деятельностью ФИТ осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Полномочия и порядок работы входящих в систему ФИТ государственных инспекций труда в субъектах РФ конкретизированы в Положениях о государственной инспекции труда в субъекте РФ (территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), утверждаемых в установленном порядке приказами руководителя Федеральной службы по труду и занятости - главного государственного инспектора труда РФ.