Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Для поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства;
- рассмотреть федеральную инспекцию труда в системе органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
- проанализировать ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства.
Введение 3
Глава 1. Органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства 5
1.1 Органы общественного контроля 5
1.2 Органы государственного контроля и надзора 9
1.3 Федеральные и региональные органы государственного контроля и
надзора 14
Глава 2. Федеральная инспекция труда в системе органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства 18
2.1 Понятие и основные функции федеральной инспекции труда 18
2.2 Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции
труда 22
Глава 3. Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства 28
3.1 Административная ответственность 28
3.2 Материальная и дисциплинарная ответственность работодателя 32
3.3 Российская трехсторонняя комиссия 37
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Глава 3. Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства
3.1 Административная ответственность
Административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящее
время этот вид юридической
Административная
ответственность может
Характеризуя меры административной ответственности, нельзя не отметить, что пределы административной юрисдикции органов Федеральной инспекции труда РФ существенно расширились по сравнению с ранее действовавшим законодательством об административных правонарушениях. Кроме того, должностным лицам Федеральной инспекции труда РФ предоставлено право не только самим непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и выступать инициаторами применения к виновным лицам мер административного взыскания, налагаемых иными органами. Прежде всего речь идет о таком виде наказания, как дисквалификация.
В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 (ред. от 07.02.2011 N 4-ФЗ))31.
Так, нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток ч. 1 ст. 5.27 (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 (ред. 05.11.2013))32.
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа.
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 до 3 тысяч рублей (ст. 5.29 КоАП РФ).
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 тысяч рублей (ст. 5.30 КоАП РФ).
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 тысяч рублей (ст. 5.31 КоАП РФ).
Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 1 до 3 тысяч рублей (ст. 5.32 КоАП РФ).
Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от 2 до 4 тысяч рублей (ст. 5.33 КоАП РФ).
Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей (ст. 5.34 КоАП РФ).
Кроме того, должностным лицам (государственным инспекторам труда) Федеральной инспекции труда РФ предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), рассмотрение которых РФ возложено на суд (ст. 23.1 КоАП РФ).
Так, должностные лица Федеральной инспекции труда РФ вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»; ст. 5.42 КоАП РФ «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»; ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»; ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»; ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»; ст. 19.7 КоАП РФ «Непредоставление сведений (информации)».
При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо Федеральной инспекции труда РФ выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 (ред. 05.11.2013))33.
Частью 2 ст. 5.27
КоАП РФ предусмотрено, что нарушение
законодательства о труде и об
охране труда лицом, ранее подвергнутым административному
взысканию за аналогичное административное
правонарушение, влечет дисквалификацию
на срок от одного года до трех лет, которая
назначается судом. Дисквалификация заключается
в лишении физического лица, осуществляющего
организационно-
Согласно ст.
32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификаци
В целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства и восстановления нарушенных трудовых прав граждан помимо мер административной ответственности применяются иные меры воздействия, главной из которой является выдача предписаний об устранении выявленных нарушений. Так, в соответствии со ст. 357 ТК РФ при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.34.
трудовой законодательство контроль федеральный инспекция
3.2 Материальная и дисциплинарная ответственность работодателя
Материальная ответственность - это вид юридической ответственности, сущность которого заключается в том, что виновная сторона обязана возместить другой стороне имущественный ущерб, причиненный ею в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей.
Она подразумевает возмещение виновным лицом полного имущественного ущерба. К материальной ответственности может быть привлечен как работодатель, так и работник. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд является свободным. Каждый вправе самостоятельно использовать свои способности к труду, как физические, так и интеллектуальные.
Законодательство предусматривает разные юридические формы организации труда, прежде всего это заключение трудового договора. В силу этого следует говорить о различиях двух видов ответственности: материальной ответственности работника и работодателя.35
Для наступления
материальной ответственности необходимыми
являются: наличие имущественного ущерба
у другой стороны, вина лица при совершении
деяния, а также противоправность
деяния и причинная связь между
деянием и причиненным имуществ
Трудовое законодательство не дает понятия ущерба. При определении данного понятия необходимо учитывать положения ГК РФ. В ст. 15 ГК РФ дается определение убытков, под которыми понимаются реальный ущерб и упущенная выгода (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 (в ред. от 02.11.2013)).36
Материальная
ответственность сторон может быть
конкретизирована в трудовом договоре.
При этом договорная ответственность
работодателя перед работником не может
быть ниже, а работника перед работодателе
Законодатель определяет, что каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба (ст. 233 ТК РФ). Обязательным условием наступления материальной ответственности является наличие противоправности деяния.
Существует два вида материальной ответственности: ограниченная и полная.
Ограниченная
материальная ответственность состоит
в обязанности работника
Ограниченная
материальная ответственность работника
в указанном пределе
Указанная статья не содержит перечня случаев причинения ущерба, за которые предусмотрена материальная ответственность в пределах среднего месячного заработка работника. Вместе с тем, как показывает практика, наиболее типичными случаями причинения ущерба, за которые наступает материальная ответственность работника являются:
- порча или уничтожение по небрежности имущества предприятия, материалов, полуфабрикатов, изделий, а также инструментов, измерительных приборов, спецодежды и других приборов, выданных в пользование работнику;
- недобор денежных сумм, утрата документов, полное или частичное обесценивание документов, уплата штрафа по вине работника.
Кроме того, в отличие от ранее действующего законодательства о труде работодатель несет материальную ответственность за задержку выплаты заработной платы в форме уплаты процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ).
Самостоятельным видом ограниченной материальной ответственности является ответственность должностного лица, виновного в незаконном увольнении или переводе работника. Суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу, обязанность возместить ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Такая обязанность возлагается, если увольнение или перевод произведены с явным нарушением закона или если администрация задержала исполнение решения суда о восстановлении работника на работе.37
Размер возмещения ущерба не может превышать трёх месячных окладов должностного лица.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
1) когда в
соответствии с ТК РФ или
иными федеральными законами
на работника возложена
2) недостача
ценностей, вверенных ему на
основании специального
3) умышленное причинение ущерба;
4) причинение
ущерба в состоянии