Охрана труда и обеспечение прав работников на охрану труда на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить понятие «охрана труда на железнодорожном транспорте», проанализировать состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД».
Исходя из цели, нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие «охрана труда»;
Изучить Государственную систему управления охраной труда;
Рассмотреть, как обеспечиваются права работников на охрану труда на железнодорожном транспорте;
Проанализировать состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД»;
Сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Охрана труда как институт трудового права…………………...5
Глава2. Государственная система управления охраной труд в стране и на предприятия железнодорожного транспорта……………………………8
Глава 3. Законодательные и нормативно – технические документы по охране труда и организация их разработки………………………………………..15
Глава 4. Обеспечение прав работников на охрану труда на предприятиях железнодорожного транспорта…………………………………………….19
1.Обязанности работодателя по обеспечению производственной безопасности и условий охраны труда…………………………………….19
2. Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены………………………………………………………………………...23
Глава 5. Анализ состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД»……27
1.Общий анализ производственного травматизма в ОАО «РЖД»…27
2.Профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма……………………………………………32
3. Состояние условий труда……………………………………………36
4. Нормативное регулирование вопросов охраны труда…………...36
5.Основные направления работы по улучшению условий и охраны труда в 2010 г…………………………………………………………………39

Заключение…………………………………………………………...43
Список используемой литературы………………………………………….46

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 965.40 Кб (Скачать файл)

    · экономическая заинтересованность работодателей в улучшении условий и безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

  • научная обеспеченность требований охраны труда, содержащихся в законодательных и нормативных актах по охране труда;
  • социальное партнерство всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, полномочных представителей работников;
  • перспективное планирование по охране труда и их финансирование;
  • неукоснительное выполнение работодателями и работниками обязанностей по соблюдению требований охраны труда, ответственность за их нарушение;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (осуществляется: Государственной инспекцией труда на железнодорожном транспорте; органами государственного энергетического и пожарного надзора, федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными в области промышленной безопасности; учреждениями и организациями санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, а также иными федеральными органами контроля и надзора за состоянием охраны труда, органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ);

    Устойчивое  снижение уровня производственного  травматизма возможно только в тех организациях, где усилия всех работающих направлены на коллективный поиск путей предупреждения травматизма и создание обстановки нетерпимости к нарушениям правил безопасности.

    Система воспитания должна быть такой, чтобы  каждый человек проникся важностью вопросов безопасности и их жизненной необходимостью в производственной деятельности и быту.

    Требуется обеспечить гласность работы руководителей  любого ранга (активное участие в собраниях, посвященных безопасности труда, посещение совещаний мастеров, выдача премий победителям смотров-конкурсов по охране труда, беседы с пострадавшими от несчастных случаев на производстве и т. д.).

    Рабочие должны быть твердо убеждены, что обеспечение  безопасности труда является приоритетным среди всех основных производственных вопросов. Рабочий будет верить в безопасность своего труда только в той мере, в какой верит в это его непосредственный руководитель.

    Руководители  должны опираться в своей работе на мастеров и бригадиров. Руководству организации следует обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда.

    При создании системы управления охраной  труда необходимо:

  • определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
  • определять политику организации в области охраны труда;
  • определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
  • разрабатывать организационную схему и программу для выполнения поставленных задач.
 

    Система управления охраной труда должна предусматривать:

  • планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний контроль (аудит) системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, чтобы обеспечить соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование.

    В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ).

    Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение  о создании службы охраны труда или  введении должности специалиста  по охране труда с учетом специфики  своей производственной деятельности.

    При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области  охраны труда, привлекаемые работодателем  по договору. Организации, оказывающие  услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере труда.

    Структура службы охраны труда в организации  и численность работников службы охраны труда определяются работодателем  с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду.

    Основными задачами службы (отдела, специалиста) охраны труда являются:

    1) проведение политики в области  охраны труда и промышленной  безопасности, направленной на обеспечение  здоровых и безопасных условий  труда; 

    2) обеспечение функционирования системы  управления охраной труда; 

    3) осуществление контроля законодательства  РФ, нормативных документов ОАО  «РЖД» и нормативных документов  в области охраны труда и  промышленной безопасности;

    4) методическое руководство и координация  деятельности по вопросам охраны  труда, промышленной безопасности  и непроизводственного травматизма.

    Служба (отдел, специалист) охраны труда в  соответствии с возложенными на нее  задачами осуществляет следующие функции:

    · организацию и проведение профилактической работы по обеспечению безопасных условий труда работников, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

    · разработку программ по улучшению условий и охраны труда, промышленной безопасности и подготовку предложений для включения их в программы по улучшению условий и охраны труда, промышленной безопасности отделений, дороги, ОАО «РЖД»;

    · разработку нормативных документов железной дороги по охране труда, промышленной безопасности и непроизводственному травматизму;

    · подготовку предложений по вопросам охраны труда в коллективный договор (соглашение);

    · контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами железной дороги и ОАО «РЖД» по улучшению условий и охраны труда и коллективного договора;

    · анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также разработку мероприятий по их предупреждению;

    · методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда;

    · подготовку предложений и мероприятий по ликвидации неблагоприятных условий труда;

    · контроль за обеспечением сертифицированными средствами индивидуальной защиты работников структурных подразделений железной дороги;

    · участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;

    · контроль за соблюдением правил электробезопасности и охраны труда при эксплуатации электроустановок и других промышленных установок;

    · контроль за безопасной эксплуатацией технических устройств на опасных производственных объектах и выполнением мероприятий по профилактике травматизма при их эксплуатации;

    · организацию и контроль за обучением, проверкой знаний, повышением квалификации по вопросам охраны труда работников, а также лиц, ответственных за эксплуатацию электроустановок потребителей и объектов повышенной опасности;

    · планирование и анализ расходов на улучшение условий и охраны труда;

    · представление в установленные сроки отчетности, в том числе справок, цифровых сводок и иных документов по вопросам охраны и условиям труда в установленном порядке;

    · контроль за использованием в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ труда женщин и лиц моложе 18 лет.

          Служба (отдел, специалист) охраны труда в соответствии с  возложенными на нее задачами и функциями  обладает следующими правами:

    · запрашивать и получать от подразделений и работников статистические и иные данные, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных задач и функций;

    · издавать в пределах своей компетенции инструктивные документы (письма, памятки и др.), обязательные для исполнения;

    · пользоваться в установленном порядке бухгалтерской, статистической и иной отчетностью железной дороги;

    · беспрепятственно посещать без предварительного уведомления и в любое время соответствующие подразделения в целях проверки состояния охраны труда, требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, нарушивших правила охраны труда и техники безопасности, и запрещения производства работ, если имеется угроза жизни и здоровью людей или аварии;

    · вносить предложения руководителям о привлечении лиц, нарушивших требования охраны труда и техники безопасности, к ответственности;

    · выдавать руководителям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, норм и требований охраны труда, отменить которые имеет право соответствующий работодатель;

    · по поручению руководства представлять службу во всех государственных, общественных и других организациях по вопросам, относящимся к компетенции службы.  
 
 
 
 

Глава 3. Законодательные  и нормативно –  технические документы  по охране труда и  организация их разработки.

     К федеральным законам, содержащим нормы  охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, наряду с Трудовым кодексом Российской Федерации относятся Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), федеральные законы «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О техническом регулировании» и др.

     Законодательные положения в области охраны труда  реализуются через постановления Правительства, приказы, распоряжения и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

     Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

     Нормы трудового права, содержащиеся в  законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между  ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового  права, применяется ТК РФ [3].

     Постановлением  Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает:

  • межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
  • строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по охране труда;
  • правила устройства и безопасной эксплуатации различных установок;
  • свод правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы, санитарные нормы и государственные стандарты безопасности труда.

Информация о работе Охрана труда и обеспечение прав работников на охрану труда на железнодорожном транспорте