Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа
Цель данной работы – изучить понятие «охрана труда на железнодорожном транспорте», проанализировать состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД».
Исходя из цели, нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие «охрана труда»;
Изучить Государственную систему управления охраной труда;
Рассмотреть, как обеспечиваются права работников на охрану труда на железнодорожном транспорте;
Проанализировать состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД»;
Сделать соответствующие выводы.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Охрана труда как институт трудового права…………………...5
Глава2. Государственная система управления охраной труд в стране и на предприятия железнодорожного транспорта……………………………8
Глава 3. Законодательные и нормативно – технические документы по охране труда и организация их разработки………………………………………..15
Глава 4. Обеспечение прав работников на охрану труда на предприятиях железнодорожного транспорта…………………………………………….19
1.Обязанности работодателя по обеспечению производственной безопасности и условий охраны труда…………………………………….19
2. Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены………………………………………………………………………...23
Глава 5. Анализ состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД»……27
1.Общий анализ производственного травматизма в ОАО «РЖД»…27
2.Профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма……………………………………………32
3. Состояние условий труда……………………………………………36
4. Нормативное регулирование вопросов охраны труда…………...36
5.Основные направления работы по улучшению условий и охраны труда в 2010 г…………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………...43
Список используемой литературы………………………………………….46
Несмотря на снижение травматизма состояние дел с обеспечением безопасности труда работников компании нельзя признать удовлетворительным. В 2009 г. в ОАО «РЖД» было травмировано 620 работников, из них 78 человек погибли. На железных дорогах от травм на производстве пострадало 407 человек, в том числе 53 человека погибло.
Коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом (число погибших на 1000 работающих) в целом по компании сохранился на уровне прошлого года и равен 0,07; на железных дорогах снизился на 13% и составляет также 0,07 (2008 г. - 0,08). При этом значение коэффициента частоты травматизма со смертельным исходом на ряде железных дорог превышено.
Сохраняется тенденция снижения производственного травматизма, связанного с алкогольным опьянением. Число пострадавших в состоянии алкогольного опьянения в целом по ОАО «РЖД» снизилось с 39 человек в 2008 г. до 24 человек в 2009 г., в том числе со смертельным исходом - с 22 до 15 человек.
Случаи
производственного травматизма
зачастую свидетельствуют о недостатках
в организации безопасных условий
труда и контроля со стороны руководителей
структурных подразделений
Большинство случаев травматизма в 2009 г. - результат неудовлетворительной организации производства работ, отсутствия контроля за безопасным их проведением, нарушений технологического процесса, низкой трудовой и производственной дисциплины. Пример тому - случаи травмирования руководителей различных рангов, которые непосредственно осуществляли контроль или обеспечивали безопасные условия труда при производстве работ.
Неблагополучное
положение складывается во вновь
созданных дирекциях - филиалах ОАО
«РЖД», что указывает на серьезные
недоработки руководителей
Наиболее часто повторяющимися видами происшествий, приводящими к травмированию со смертельным исходом, в 2009 г. были наезд подвижного состава, поражение электрическим током, дорожно-транспортные происшествия.
Положение
с травмированием работников в результате
наезда подвижного состава свидетельствует
о том, что, несмотря на неоднократные
требования ОАО «РЖД», руководители
железных дорог и других филиалов,
служб, отделений железных дорог
и структурных подразделений
допускают формализм в
Основными причинами электротравматизма в хозяйстве электрификации и электроснабжения являются работа на неподготовленном рабочем месте (непроведение проверки отсутствия напряжения и отсутствие заземления на рабочем месте) и расширение фронта работы. В ряде случаев находящиеся на месте работ руководители среднего звена не принимают меры по предупреждению нарушений требований электробезопасности, а иногда и сами их инициируют. Недостаточное внимание в подразделениях уделяется вопросам организации обучения и проверки знаний по электробезопасности, особенно это касается вновь поступивших работников. Наиболее травмоопасными остаются следующие профессии: электромонтер контактной сети; электромонтер и электромеханик тяговой подстанции; слесарь по ремонту подвижного состава; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Руководители
ряда подразделений не делают выводов
из имевших место случаев
В связи с ухудшением работы по обеспечению электробезопасности на местах в ноябре 2009 г. центральная комиссия ОАО «РЖД» провела внеочередную проверку, которая показала низкий уровень знаний по электробезопасности у ряда главных инженеров служб, отделений и дирекций. И это притом, что они являются ответственными за электрохозяйство и председателями комиссий по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.
В компании разработаны и внедрены нормативные документы, определяющие систему управления охраной труда в ОАО «РЖД», перечень основных работ по охране труда, выполняемых руководителями всех уровней управления. Определен и осуществляется порядок выезда руководителей компании и рассмотрения результатов расследования случаев травмирования работников на производстве со смертельным исходом.
Управление
охраны труда, промышленной безопасности
и экологического контроля по материалам
расследований проводило анализ
обстоятельств и причин случаев
травматизма со смертельным исходом
с последующим информированием
руководителей железных дорог и
других филиалов ОАО «РЖД» об основных
недостатках и нарушениях.
Положение с травматизмом, задачи организации профилактической работы по охране труда в течение 2009 г. рассматривалось на селекторных совещаниях: ежеквартально - старшим вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем, ежемесячно - Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля. Организация работы по вопросам безопасности труда в хозяйствах и функциональных филиалах в 2009 г. неоднократно обсуждались на специальных совещаниях с разработкой комплекса профилактических мер.
Большинство
случаев производственного
Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля в 2009 г. проводились проверки, в результате которых были выявлены следующие характерные недостатки:
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
На ряде железных дорог недостаточно эффективно работает система информации «Человек на пути». Руководителями подразделений и инструкторским составом локомотивных бригад при сопровождении поездов по системе информации «Человек на пути» замечания практически не выявляются, не в полной мере применяется мотивация локомотивных бригад.
В хозяйстве перевозок ревизоры движения (ДНЧ), имея исключительные возможности влиять на предупреждение травмоопасных ситуаций, не в полной мере вовлечены в работу по охране труда. В структурных подразделениях компании сменяемость инженеров по охране труда в 2009 г. составила около 50%. Основными причинами являлось возложение на них дополнительной, несвойственной им работы (вопросы экологии, техническая учеба, пожарная безопасность) и неправомерное привлечение их к ответственности за неисполнение обязанностей руководителя.
Статистика производственного травматизма, проверки в дирекциях, вышедших из состава железных дорог, показали, что управление вопросами охраны труда, в том числе предупреждения производственного травматизма, после выхода их из состава железных дорог не систематизировано и требует корректирующих мер.
В результате профилактической работы, направленной на снижение случаев производственного травматизма, по железным дорогам издано более 23 тыс. приказов и привлечено к ответственности за нарушения требований охраны труда более 70 тыс. человек, 61 работник уволен. Для формирования в ОАО «РЖД» новых подходов в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью разработан стандарт СТО РЖД 1.15.005-2009 «Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «РЖД», утвержденный и введенный в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 09.12.2009 г. № 2495р с 1 февраля 2010 г. Основной целью внутренних аудитов является выявление элементов системы охраны труда и промышленной безопасности, требующих улучшения.
По
состоянию на 1 января 2010 г. в ОАО
«РЖД» насчитывается 486,5 тыс. рабочих
мест, на которых работает более 1 млн.
человек. Из них 229 тыс. рабочих мест
(578 тыс. работающих), или 47% от общей
численности не в полной мере соответствуют
санитарно-гигиеническим
В 2009 г. были улучшены условия труда на 42,3 тыс. рабочих мест. Самыми распространенными вредными производственными факторами в компании остаются напряженность труда, шум, тяжесть труда, микроклимат, вибрация, освещение. Наибольшее количество рабочих мест в 2009 г. было приведено в соответствие с требованиями норм по освещению (7,2 тыс.) и микроклимату (1,9 тыс.). В целом по ОАО «РЖД» план приведения рабочих мест к требованиям норм в 2009 г. был откорректирован в сторону увеличения с 9,5 тыс. рабочих мест до 12,6 тыс.
В
целях соблюдения требований охраны
труда, обеспечения необходимого порядка
выполнения работающими возложенных
на них обязанностей в ОАО «РЖД»
создана база нормативных и организационно-
В 2009 г. было разработано 9 правил и инструкций по охране труда:
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|