Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:47, реферат
Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений:
Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Данный комплекс прав закреплен в ст.22 п.25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9—12 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 26 Конвенции о правах ребенка [15, С. 164].
Осуществление этого права связано с реализацией других прав, в том числе на удовлетворительный жизненный уровень, на охрану и помощь семье, материнству и детству, права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Всеобщая декларация прав человека указывает: "Каждый человек имеет право па такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право па обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам" [11, С. 574].
Гарантии обеспечения права на социальную защиту являются предметом ряда международных конвенций и рекомендаций, принятых МОТ. Конвенция № 102 "6 минимальных нормах социального Обеспечения" устанавливает обязанность государств выплачивать девять видов пособий, в частности па медицинскую помощь профилактического и лечебного характера, по болезни с целью восстановления временно утраченной трудоспособности, по безработице, по старости, по беременности, по инвалидности или в случае потери кормильца. Конвенция № 118 "О равноправии в области социального обеспечения" закрепляет принцип равных с гражданами прав иностранцев и лиц без гражданства [16, С.333].
В связи с этим законодательство РФ регулирует реализацию социальных прав, устанавливает дополнительные гарантии по социальной защите отдельных категорий граждан. В Российской Федерации, как в социально-ориентированном государстве, в связи с этим принят ряд новых Федеральных законов, задача которых состоит в том, чтобы обеспечить достойный уровень жизни социально не обеспеченным слоям населения, инвалидам, настоящим и будущим пенсионерам.
2 Понятие и основная характеристика пенсионной системы
Мировая практика выработала три базовых института пенсионного обеспечения:
Первый, это институт социальной помощи. Данная форма защиты престарелых была единственной в советские времена. Пенсионное обеспечение в этой системе осуществляется в рамках единого государственного бюджета. Централизованно планируется формирование фонда социального обеспечения (помощи), куда входит и статья расходов на выплату пенсий. Для финансирования фонда социального обеспечения (помощи) устанавливается тариф в виде процента от выплачиваемой в народном хозяйстве заработной платы. Размер тарифа устанавливается государством, однако, ни одно, даже самое благополучное государство не в состоянии решить проблему пенсионного обеспечения граждан лишь за счёт бюджетных средств. Мировой опыт показал, что в рамках института социальной помощи следует осуществлять выплаты лишь наиболее уязвимым категориям граждан, которые не способны самостоятельно заработать себе на пенсию [11, С. 105].
Вторым институтом
пенсионного обеспечения
- отсутствие главного страхового принципа – эквивалентность взносов и выплат,
- система усиливает
социальное иждивенчество и
- в моменты обострения экономической ситуации правительство, пользуясь своей монополией, пытается всячески ограничивать размер пенсии, что снижает покупательную способность населения,
- система может
стать объектом
В Российской Федерации установилась система пенсионного обеспечения по третьему типу, по типу накопительной системы, которая является самой перспективной на сегодняшний день системой пенсионного обеспечения. Суть денной системы заключается в следующем. Граждане уплачивают в течение активной трудовой деятельности страховые взносы, взносы аккумулируются и капитализируются на их личных пенсионных счетах, а при наступлении страхового события (выхода на пенсию) граждане получают пенсии из созданного ими "личного пенсионного фонда". Соответственно, чем больше средств на счету — тем больше пенсия. Государство при этом несет ответственность за сохранность средств граждан, регулирует деятельность пенсионных фондов и страховых компаний, а также гарантирует минимальную пенсию тем, кто не накопил достаточно средств на своем счету. Минимальные пенсии выплачиваются за счет бюджетных средств и/или отчислений работодателей [11, С.68].
Именно данная пенсионная система, как считают большинство специалистов в мире, наиболее полно соответствует принципам социального страхования — самоответственности, солидарности и субсидиарности. Трудовое население несет ответственность за собственное материальное благополучие, солидарно с государством помогая самым необеспеченным слоям. Следует отметить, что речь идет лишь о трудовых пенсиях. Что касается социальных выплат инвалидам (в том числе детства), многодетным, одиноким матерям и так далее, то выплаты им должно производить государство в рамках института социальной помощи. При этой системе полностью соблюдается принцип эквивалентности страховых взносов и выплат. Наконец, именно эта система наилучшим образом повышает ответственность людей за собственное материальное благополучие.
Предполагается, что новая модель пенсионной системы гарантирует каждому получение пенсии, которая будет, безусловно, обеспечивать прожиточный минимум и напрямую зависеть от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисляемых исходя из размера получаемой зарплаты. Иными словами, пенсия по новым правилам не будет назначаться государством, её должен будет зарабатывать сам гражданин. Полностью по новой модели пенсия будет начисляться лишь тем, кто только недавно (после 1 января 2002г.) начал свою трудовую деятельность. Но люди работали и до начала пенсионной реформы и уже заработали некоторое право на пенсию. По старым правилам пенсия рассчитывалась исходя из трудового стажа работников и их заработка. Для тех, кто, заработав ту или иную пенсию в рамках старой пенсионной модели, продолжает работу в рамках модели новой, законодательно предусмотрена конвертация пенсионных прав [17, С.15].
С 1 августа 2003г. по настоящее время в рамках пенсионной реформы Пенсионным фондом производится сбор сведений о трудовом стаже работников, накопленном до начала пенсионной реформы (то есть до 1 января 2002г.). Эти сведения будут занесены на лицевые счета застрахованных лиц, чтобы в последующем учесть их при расчете пенсии по новым правилам.
Вся работа по сбору и предоставлению этой информации законом возложена на страхователей, в частности, на организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, добровольно уплачивающих страховые взносы.
Пенсионное
обеспечение – базовая и одна
из самых важных социальных гарантий
стабильного развития общества, поскольку
непосредственно затрагивает
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение до достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России, где сказано:
«В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1], а также «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возравсту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное и социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» [1].
Наиболее важные доводы в пользу накопительной системы сводятся к следующему:
- предварительное финансирование пенсионных обязательств приведёт к повышению доли сбережений в экономике,
- накопительная
пенсионная система будет
- спрос на инвестиции, создаваемый за счёт инвестиционных программ, основанных на накопительных принципах, будет стимулировать экономический рост, обеспечивая столь необходимый инвестиционный капитал,
- функционирование
накопительной системы не
- доходы от
инвестирования помогут
Вместе с
этим следует учитывать, что надёжность
и эффективность
Накопительная
система имеет также ряд
3 Проблемы пенсионного законодательства
Российское пенсионное законодательство
характеризуется крайней
Действует одновременно несколько законов, регламентирующих пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Основным законом, регулирующим государственное пенсионное обеспечение, является Закон РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” от 20.11.90 г. № 340-1 (далее - Закон от 20.11.90 г.). С многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в последующие годы, он действует и поныне. В этом законе определены основания для пенсионного обеспечения, виды пенсий, их размеры, надбавки к пенсии, порядок исчисления трудового стажа и пенсии из заработка, назначения и выплаты пенсий, вопросы ответственности предприятий и граждан, разрешения споров.
Федеральным законом РФ от 21.07.97 г. № 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” дана новая редакция ст.7 данного закона, регулирующая исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране, коренным образом изменившая ранее существовавший и безусловно несовершенный порядок исчисления размеров пенсии. Этим законом с 01.02.98 г. введен порядок исчисления государственных пенсий путем применения так называемого индивидуального коэффициента пенсионера вместо ранее зафиксированного в ст.7 положения, согласно которому пенсии не реже одного раза в три месяца подлежали индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни.
К Закону от 20.11.90 г. непосредственно
примыкают законы общего плана: Закон
Российской Федерации от 02.07.93 г. № 5318-1
“О выплате пенсий гражданам, выезжающим
на постоянное жительство за пределы
Российской Федерации”, Закон РСФСР
от 19.04.91 г. № 1032-1 (с последующими изменениями
и дополнениями) “О занятости населения
в Российской Федерации”, предусматривающий
возможность досрочного пенсионного обеспечения
работников, высвобождаемых в предпенсионном
возрасте, Закон РФ от 14.07.92 г. № 3297-1 “О
закрытом административно-
Информация о работе Пенсионное право и его место в юридической деятельности