Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 11:34, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является ознакомление с трудовым правом и внесение предложений в законодательство Республики Беларусь о порядке рассмотрения трудовых споров в судах и комиссиях по трудовым спорам в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: - рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием трудового спора; - классифицировать трудовые споры; - выделить причины возникновения трудовых споров; - определить органы, занимающиеся рассмотрением трудовых споров, на основании законодательства о труде рассмотреть порядок судебного разбирательства по трудовым спорам; -изучить порядок обжалования решений по трудовым спорам в кассационные инстанции; - определить сроки рассмотрения трудовых споров; - рассмотреть суд как орган, рассматривающий трудовые споры; - выявить пути разрешения трудовых споров.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ…………………………………………………………………………….5 1.1.Понятие и классификация трудовых споров…………………………….5 1.2.Возникновение трудовых споров………………………………………....8 ГЛАВА 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАССМОТРЕНИЯ………………………………………………………………..11 2.1.Понятие индивидуальных трудовых споров……………………………11 2.2. Органы, рассматривающие трудовые споры…………………………...13 2.3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде…...15 2.4. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам в суде...22 2.5. Судебная практика по индивидуальным трудовым спорам…………..31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..41 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………44
Ш. обращался к нанимателю по
вопросу заключения с ним контракта со
2 января 2007 г., не указав, по какой должности.
Обосновывая в суде свои требования,
истец ссылался на то, что он, являясь инвалидом
2-й группы с детства, в силу положений
ст. 283 ТК Республики Беларусь имеет право
на трудоустройство на данном предприятии.
Кроме того, по мнению истца, наниматель
в нарушение требований ст. 16 ТК Республики
Беларусь не известил его в трехдневный
срок о мотивах отказа в заключении с ним
контракта.
Решением суда Московского
района г. Минска в иске Ш. отказано.
Суд обоснованно указал в решении,
что ст. 16 ТК Республики Беларусь не содержит
оснований, предусматривающих обязанность
нанимателя подготовить письменный мотивированный
отказ в заключении трудового договора
с инвалидом; положения ст. 283 ТК Республики Беларусь, предусматривающей
обязанности нанимателя по реализации
инвалидами права на труд, в данном случае
неприменимы.
Более того, суд правильно указал,
что действующее законодательство не
содержит норм, в силу которых при приеме
на работу можно понудить нанимателя заключить
контракт с работником на предложенных
им условиях.
В то же время несогласие с условиями
контракта может являться основанием
к отказу в приеме на работу, в том числе
и лицам, перечисленным в ст. 16 ТК Республики
Беларусь [4, c.31].
Разрешая исковые требования
Л. о понуждении нанимателя внести в трудовую
книжку сведения о работе, восстановлении
на работе, возмещении морального вреда,
суд Ленинского района г. Минска установил,
что одним из условий контракта являлась
возможность прекратить контракт с истцом
– охранником частного унитарного предприятия
за «недопустимость действий в обход обязательств,
неразглашение сведений о сотрудничестве».
Нарушение данного обязательства
выразилось в обращении истца по вопросу
невыплаты заработной платы в Департамент
государственной инспекции труда.
При рассмотрении дела факт
нарушения истцом порученной работы нашел
свое подтверждение. Вместе с тем, принимая
во внимание то обстоятельство, что основание,
по которому с истцом прекращен контракт,
не соответствует требованиям действующего
законодательства о труде, решением суда
Ленинского района г. Минска на ответчика
возложена обязанность привести формулировку
причины увольнения в соответствие с требованиями
закона.
При рассмотрении иска работника
– члена профсоюза об оспаривании условий
представленного нанимателем проекта
контракта либо заключенного контракта,
суд в силу п. 3-1 Положения о порядке и условиях
заключения контрактов нанимателей с
работниками выясняет, обсуждался ли контракт
с участием представителя соответствующего
профсоюза.
Вместе с тем действующим законодательством
не предусмотрены нормы, касающиеся правовых
последствий продолжения либо прекращения
трудового договора работника в случае
непринятия представителями профсоюзной
организации участия в обсуждении контракта,
несогласия профсоюза с содержанием предложенного
работнику проекта контракта (например,
относительно дополнительных мер стимулирования
труда, продолжительности срока действия
контракта) [22, c.20].
По этой причине суды при рассмотрении
споров работников обоснованно ограничиваются
проверкой соответствия содержания контракта
действующему законодательству, выполнения
нанимателем его условий.
Решением суда Борисовского
района В. отказано в иске о восстановлении
на работе.
Из материалов дела усматривается,
что все работники предприятия, включая
истца, работавшего с 1992 года слесарем-ремонтником
6 разряда, по приказу нанимателя в связи
с причинами производственного и организационного
характера переводились на контрактную
форму найма.
Истец не согласился с предложенным
нанимателем условием заключить контракт
сроком на 1 год и настаивал на 5-летнем
сроке контракта. Кроме того, являясь членом
профсоюза, просил обсуждение содержания
контракта произвести с участием указанного
профсоюза.
При обсуждении условий контракта
с участием представителя профсоюза стороны
к соглашению не пришли, и, поскольку истец
отказался заключить контракт на предложенных
нанимателем условиях, трудовой договор
с ним был прекращен по п. 5 ст. 35 ТК Республики
Беларусь (отказ от продолжения работы
в связи с изменением существенных условий
труда).
Суд отказал В. в удовлетворении
заявленных требований, указав, что наниматель
обосновал причины перевода работников,
в том числе истца, на контракт, условия
контракта соответствовали требованиям
действующего законодательства. Поскольку
законодательством не определен порядок
участия представителя соответствующего
профсоюза в обсуждении содержания контракта,
а также не определены последствия не
достижения сторонами соглашения по условиям
контракта, препятствий для прекращения
с истцом трудовых отношений по п. 5 ст.
35 ТК Республики Беларусь у нанимателя
не имелось.
Изучение дел по спорам о контрактах
показало, что некоторые истцы, оспаривая
свое увольнение в связи с истечением
срока контракта, ссылались на недействительность
контракта и его условий.
К. в исковом заявлении указала,
что с 1986 года работала заведующей складом.
26 апреля 2004 г. с ней заключен контракт
сроком на 2 года. Впоследствии контракт
был продлен на 1 год. Приказом нанимателя
истица уволена по п. 2 ст. 35 ТК Республики
Беларусь в связи с истечением срока контракта.
К. просила восстановить на
работе в прежней должности, ссылаясь
на то, что контракт был заключен с ней
незаконно.
Решением суда Мозырского района
и г. Мозыря в удовлетворении исковых требований
К. отказано по следующим мотивам.
Доводы истицы о том, что существенные
условия труда ей изменены без обоснованных
производственных, организационных или
экономических причин судом проверялись
и признаны несостоятельными.
Ответчиком представлены доказательства
об уменьшении объемов работ, отсутствии
финансирования и других причинах производственного
и экономического характера. Истица своевременно
предупреждена о переводе на контрактную
форму найма, согласилась с изменением
существенных условий труда, подписала
контракт и продолжила трудовые отношения
с ответчиком, проработав на контрактной
основе у ответчика 3 года.
Кроме того, из материалов дела
следует, что истица в трехмесячный срок
после подписания контракта с требованиями
о восстановлении прежних условий труда
не обратилась, уважительных причин пропуска
этого срока суду не представила.
Таким образом, в соответствии
со ст. 233 ТК Республики Беларусь Республики
Беларусь индивидуальные трудовые споры
рассматриваются комиссиями по трудовым
спорам и судами. Комиссия по трудовым
спорам (если она создана) является
обязательным первичным органом
по рассмотрению трудовых споров,
за исключением случаев, когда законодательством
о труде установлен иной порядок их рассмотрения.
Суд не связан решением КТС по данному
спору, он не может отменять или изменять
это решение, а должен разрешить спор по
существу. Решение по трудовому спору,
вынесенное как КТС, так и судом, может
быть исполнено в добровольном порядке.
Решение КТС имеет обязательную силу и
не подлежит утверждению нанимателем
или профсоюзом. Порядок рассмотрения
трудовых споров судами определяется
ТК Республики Беларусь, а также ГПК Республики
Беларусь[6, c.432].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая, следует отметить,
что принципы рассмотрения трудовых споров
могут действовать независимо от времени.
Общепринятый порядок рассмотрения трудовых
споров, как в КТС, так и в судах Республики
Беларусь, будет оставаться неизменным,
и действовать до кардинального изменения
законодательства.Так, специалисты в области
истории трудового права, исследуя регулирование
труда в Беларуси, отмечали, что «на рубеже
веков в Беларуси фактически сформировалась
отрасль трудового права, причем наряду
с такими его институтами, как трудовой
договор, рабочее время, время отдыха,
социальное страхование и так далее, был
сформирован и институт «рассмотрения
трудовых споров». Порядок рассмотрения,
в настоящее время представляет собой
гибкий инструмент решения индивидуальных
и коллективных трудовых споров.
В жизни неоднократно гражданам
приходится сталкиваться с конфликтными
ситуациями не только в жизни, но и на производстве.
Возникает вопрос: «как защитить себя
от ситуации и защитить свои права?». Немногие
люди знают свои права и умеют их отстаивать,
как, правило все надеяться на юристов,
но по-моему мнению в обществе, где есть
свои законы, которые мы сами создаем,
чтобы жить с пользой, незнание этих законов
может привести к серьезным проблемам.К
одной из важнейших причин возникновения
трудовых споров следует отнести также
недостатки в организационно-хозяйственной
деятельности предприятий, нарушения
существенных условий труда работников.
Именно поэтому, большое внимание
в моей работе было уделено причинам возникновения
трудовых споров, дан обзор белорусского
законодательства о трудовых спорах, приведены
содержащиеся в нормативно-правовых актах
определения и раскрыта процедура разрешения
споров.
Необходимо отметить, что возникновение
трудового спора связано не только с проблемами
производственного, управленческого и
социально-экономического характера,
но и правового, среди которых можно назвать
законодательно не отрегулированные отношения
между работником и нанимателем в конкретной
области трудовых отношений, что приводит
к нарушению интересов какой-либо из сторон.
Как рабочие, так и наниматели
имеют возможность полного и последовательного
решения спора, защиты своих прав. Имеется
два основных органа рассматривающего
трудовые споры: суд и КТС.Законодательство
не исключает возможности обращения и
в другие органы, но только решения суда
и КТС подлежат обязательному исполнению.
КТС формируется на предприятии
и в состав комиссии входит равное количество
членов комиссии как с одной стороны, так
и с другой.
Суд, является самостоятельным
органом и не ограничен решением КТС.
Суд не связан решением КТС
по данному спору, он не может отменять
или изменять это решение, а должен разрешить
спор по существу.
Законодательством, рабочие
освобождаются от уплаты госпошлины за
подачу исковых заявлений, но наниматели
не освобождены от уплаты.Порядок рассмотрения
дел, о трудовых спорах, в суде на основании
Гражданского процессуального кодекса
Республики Беларусь.
Решения по трудовым спорам
могут обжаловаться в вышестоящие инстанции.
В этой работе, я попыталась раскрыть правовые
вопросы понятия трудовых споров и их
виды, а также разобрала сущность трудовых
споров, которые являются неотъемлемой
частью прав каждого человека, который
вступает в трудовые отношения.
Поскольку в Республике Беларусь
альтернативное разрешение споров детально
законодательно не регламентировано,
а становление и развитие примирительных
процедур сдерживается малочисленностью
или полным отсутствием нормативной базы,
предлагаю основные усилия направить
наустранение пробелов и противоречий
в действующем трудовом законодательстве
в части регулирования порядка применения
примирительныхпроцедур при рассмотрении
и разрешении трудовых споров.
В зарубежной литературе дискутируется
вопрос о правомерности применения примирительных
процедур при разрешении споров о праве,
предполагающих подключение третьей нейтральной
стороны либо самостоятельное достижение
соглашения. Указанные процедуры чаще
применяются к спорам об интересах,
однако, к ним прибегают и при возникновении
споров о праве, в качестве самостоятельного
механизма, или какк части процедур судебного
или арбитражного рассмотрения.
В мировой практике цивилизованного
разрешения споров дополнительно выделяют
такие виды альтернативного разрешения
трудовых споров как:
примирение, которое отличается
от посредничества тем, что независимое
третье лицо может само разрабатывать
условия урегулированияспора между спорящими
сторонами, которые не обязаны принимать
рекомендации, но должны добросовестно
рассмотреть эти предложения [8, с.43-44];
переговоры – урегулирование
спора непосредственносторонами без участия
иных лиц; др.
В законодательстве Республики
Беларусь при рассмотрении индивидуальных
трудовых споров переговорный процесс
вообще не упоминается. Поэтому
практический интерес представляют предложения
ученых-трудовиков, направленные на
закрепление в законодательстве порядкапроведения
переговоров между нанимателем и работником
при возникновенииразногласий, в частности:
направление разногласий работником нанимателю
в
письменной форме; обязанность
нанимателя в письменной форме направитьработнику
ответ по заявленным разногласиям (требованиям
по спору о праве,предложения по спору
об интересах); установление срока,
в течение которогонаниматель обязан
направить работнику ответ по заявленным
разногласиям; установление ответственности
нанимателя в случае нарушения этой обязанности;
определение дня начала индивидуального
трудового спора; прерывание срока для
обращения в КТС, суд на период проведения
непосредственных переговоров сторон,
примирительных процедур, так как их
использование не должно ограничивать
право на судебную защиту (ч. 2 с. 251
ТК) [9, с. 265].
На мой взгляд, и в нашем обществе
можно и нужно использовать имеющийся
в США, Англии опыт по созданию социальных
центров по изучению и разрешению конфликтов,
в которых подготавливают менеджеров
по конфликтам. Так как у нас до сих пор
существует проблема неконкретности формулировок
в нормативном правовом акте, что позволяет
двояко толковать, то или иное отношение,
приводящее к нарушению прав, «моральное»
старение нормы права, возникающее по
причинам динамики жизни общества.
В этой связи необходимо дальнейшее
совершенствование трудового законодательства
вообще и законодательства о трудовых
спорах в частности, а также принятие мер
социально-экономического характера,
связанных с совершенствованием существующей
оплаты труда, поскольку в настоящее время
большинство споров связаны с проблемами
такого рода.
Важным также является ликвидация
правовой неграмотности, а также плохого
знания трудового законодательства как
работниками так и представителями нанимателя.
Подводя итог, хотелось бы
отметить положительные тенденции в развитии
трудового права Республики Беларусь
в части регламентации порядка разрешения
трудовых споров на стадиях примирительной
комиссии, посредничества, арбитража,
однако следует согласиться с тем,
что нынешняя система разрешения индивидуальных
трудовых споров ограничивает возможности
сторон по обращению к примирительным
процедурам.