Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель – раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
Дать характеристику понятиям рынок труда, занятость населения.
Определить роль государственной политики в сфере занятости населения.
Изучить правовую базу по вопросам регулирования труда и занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА…………………………………………………………………………..5
Понятие рынка труда………………………………………………………………………...5
Понятие занятости населения и роль государственной политики в этой сфере………...7
Правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения………….……8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………….….11
2.1 Порядок регистрации безработных…………………………………………………….….11
2.2 Государственно-правовая организация трудоустройства………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА…………………………………………………………………………..5

    1. Понятие рынка труда………………………………………………………………………...5

    1. Понятие занятости населения и роль государственной политики в этой сфере………...7

    1. Правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения………….……8

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………….….11

2.1 Порядок регистрации  безработных…………………………………………………….….11

2.2 Государственно-правовая  организация трудоустройства………………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в России, поставили перед  экономической наукой и практикой  много сложных и принципиально  новых проблем, требующих своего осмысления и решения.

К числу таких проблем  надо отнести проблему занятости  населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера  процессов становления рыночной экономики, занятость населения  представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное  использование которого является необходимым  фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени  основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного  развития в целом.

В современный период развития рынка очевидна потребность во всестороннем анализе и глубокой проработке теоретических  и методологических аспектов государственного регулирования занятости в целях  достижения наиболее полного использования  трудовых ресурсов общества.

Проблема обеспечения  занятости населения в период перехода к рыночной организации  экономики является исключительно  актуальной и требует научной  разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.

Очевидно так же, что  тенденции развития современной  безработицы в нашей стране имеют  специфические формы проявления в зависимости от сферы приложения рабочей силы, отраслевых и территориальных  рынков труда.

В этих условиях к первоочередным направлениям социально - экономической политики государства следует отнести оказание помощи в выборе занятости всем, кто может и хочет работать, создание системы и эффективного организационно - правового механизма обеспечения занятости.

Актуальность исследования проблем обеспечения занятости  населения подтверждается и официальными документами государства. В которых  обращено внимание на то, что при  разработке и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных  целевых и инвестиционных программ необходимо обеспечить увязку мер социально-экономического развития, бюджетной и налоговой  политики с мероприятиями по поддержанию  занятости населения.

Для решения задачи обеспечения  занятости населения в современных  условиях необходимы новые подходы организационные и правовые условия.

Объект – основы правового  регулирования рынка труда.

Предмет – занятость населения, механизмы регулирования занятости  на уровне государства.

Цель – раскрытие механизмов регулирования занятости населения  и обоснование путей повышения  эффективности его воздействия  и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

  1. Дать характеристику понятиям рынок труда, занятость населения.
  2. Определить роль государственной политики в сфере занятости населения.
  3. Изучить правовую базу по вопросам регулирования труда и занятости населения.
  4. Рассмотреть порядок регистрации безработных граждан.
  5. Ознакомиться с государственно-правовой организацией трудоустройства.
  6. Изучить программу занятости: концептуальные подходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

1.1 Понятие рынка труда

 

Одним из четырех основных факторов производства является труд, под которым в экономической теории понимают вклад в процесс производства, делаемый людьми в виде расходования физической и умственной энергии. Термином труд также обозначают трудовые ресурсы – важнейший элемент богатства общества, качество и количество которых в значительной мере определяют уровень развития хозяйства отдельных стран.

В рыночной экономике существует специфический  рынок труда. Он является составной частью структуры рыночных отношений и функционирует наряду с рынками других факторов производства, товаров, услуг. Рынок труда можно определить как систему отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда.

Функции рынка труда:

• обеспечение  производства и сферы услуг ресурсами  труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами;

• обеспечение  наемным работникам возможности  получать средства существования;

• согласование цены и условий труда между  работниками и работодателями;

• стимулирование работников и работодателей:

- конкуренция  между наемными работниками усиливает  экономическую мотивацию труда,  побуждает их совершенствовать  свою квалификацию, стимулирует  повышение дисциплины труда; 

- конкуренция  между работодателями за привлечение  рабочей силы в нужном им  количестве и необходимого качества  стимулирует их повышать заработную  плату, улучшать условия труда. 

Рыночные  отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы.

Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них. [5, с.65]

Предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Спрос на рынке труда зависит от:

• деловой  конъюнктуры и фазы экономического цикла;

• технического уровня производства;

• ситуации в инвестиционной сфере;

• сложившегося уровня заработной платы;

• налоговой  политики.

Предложение на рынке труда зависит от:

• демографической  ситуации (численности и половозрастного  состава населения);

• внутренней и внешней миграции трудоспособного  населения;

• уровня заработной платы;

• альтернативной стоимости труда, возможности получения  дохода из иных источников, кроме работы по найму.

Необходимо иметь в  виду, что рынок труда может  быть представлен и как правовое пространство, где работодатели и граждане (наемные работники) заключают трудовые договоры, вступают в трудовые правоотношения и правоотношения по профессиональной подготовке и переподготовке кадров. В России таким правовым пространством выступает территория РФ и ее субъектов, территория посольств и представительств РФ в других государствах, но чаще всего это территория конкретных организаций, где осуществляется прием граждан на работу и их профессиональная подготовка.

Правовое пространство рынка  труда не является статичным. Оно  динамично и предполагает возможность  изменения его границ в связи  с миграцией трудового населения  как в пределах территории России, субъектов Федерации, так и за их пределами.

Трудовую миграцию, таким  образом, следует рассматривать  в качестве составной части, связующего звена правового пространства рынка  труда. [9, с.34]

Главная функция государства  на рынке труда — обеспечение  его цивилизованной формы. Это достигается  в настоящее время главным  образом деятельностью Федеральной  государственной службы занятости, находящейся в ведении Минтруда РФ.

Правовые, экономические  и организационные условия обеспечения  занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются и современным законодательством.

1.2 Понятие занятости  населения и роль государственной  политики в этой сфере

 

Занятость населения – это деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не запрещенная законом, приносящая (как правило) трудовой доход.

К занятым в экономике, согласно принятой методике, относятся лица, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно или с одним или несколькими компаньонами, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В число занятых включаются также лица, которые выполняли работу без оплаты на семейном предприятии, а также лица, которые временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска, выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения содержания или с частичным содержанием заработной платы по инициативе администрации, забастовки.

Закон о занятости в  редакции от 20 апреля 1996 г. в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом следует иметь в виду, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее законодательство относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

б) занимающихся предпринимательской деятельностью;

в) самостоятельно обеспечивающих себя работой;

г) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;

д) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

е) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

ж) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

з) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

и) временно отсутствующих  на рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой  или иными причинами.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в  сфере занятости, важнейшим следует  признать их право на выбор места  работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения  к работодателю — организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому  лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается  трудовой договор. Наряду с этим право  на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного  посредничества органов службы занятости  или с помощью других организаций  по содействию в трудоустройстве  населения. [7, с.27]

В обеих формах реализации права граждан на выбор места  работы проявляется важнейший принцип  правового регулирования рынка  труда — принцип свободы трудового  договора.

При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право  на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах  службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального  обучения. Граждане имеют также право  на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению  органов службы занятости.

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства