Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 10:23, контрольная работа
Цель – раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
Дать характеристику понятиям рынок труда, занятость населения.
Определить роль государственной политики в сфере занятости населения.
Изучить правовую базу по вопросам регулирования труда и занятости населения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА…………………………………………………………………………..5
Понятие рынка труда………………………………………………………………………...5
Понятие занятости населения и роль государственной политики в этой сфере………...7
Правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения………….……8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………….….11
2.1 Порядок регистрации безработных…………………………………………………….….11
2.2 Государственно-правовая организация трудоустройства………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..19
С позиций эффективной занятости мы полагаем целесообразным ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.
1.3 Правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения
Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ1.
В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд.
Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.
В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:
1) активную государственную политику в сфере занятости;
2) пассивную государственную политику в сфере занятости.
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.
Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы2.
В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.
В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.3
Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.
Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения.4
Таким образом, рынок труда представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.
Регулирование правовых, экономических
и организационных условий
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:
1) активную государственную политику в сфере занятости;
2) пассивную государственную политику в сфере занятости.
Прежде чем рассмотреть
порядок регистрации
Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных граждане:
а) не достигшие 16-летнего возраста;
б) получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности:
а) первичная регистрация безработных граждан;
б) регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
в) регистрация граждан в качестве безработных;
г) перерегистрация безработных граждан.
По каждому этапу регистрации
ведется отдельный
а) Первичная регистрация безработных граждан
Эта регистрация осуществляется
в целях учета общей
При первичной регистрации в регистрационных документах указывается: фамилия, имя, отчество обратившегося гражданина, адрес, возраст, пол, образование и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.
Безработным гражданам при
первичной регистрации
б) Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы
При регистрации этой категории
безработных граждан они
Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие и не имеющие профессии, специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании. В дополнение к указанным документам инвалиды предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке. Соответствующие документы предъявляют и другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья.
Указанные выше документы (в полном объеме), представленные в органы по вопросам занятости, дают гражданину право требовать регистрации в целях поиска подходящей работы. Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности) — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом не допускается:
- направление граждан
на рабочие места, находящиеся
за пределами транспортной
- направление граждан
в организации с целью
- приглашение граждан
в органы по вопросам
В случаях отсутствия подходящей работы безработным гражданам может быть предложена (при их желании) оплачиваемая общественная работа. При отсутствии или утрате профессиональных навыков к работе им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению органов по вопросам занятости.
На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело, в котором производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (об отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости. Реквизиты личного дела, порядок его ведения и хранения устанавливаются Минтрудом РФ.
в) Регистрация граждан в качестве безработных
Будучи зарегистрированными
в целях поиска подходящей работы,
безработные граждане в установленный
день проходят регистрацию в качестве
безработных в органах по вопросам
занятости и предъявляют
В случаях необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.
Граждане, впервые ищущие
работу (ранее не работавшие), не имеющие
профессии (специальности), предъявляют
паспорт или иной документ, удостоверяющий
личность, и документ об образовании.
Инвалиды в дополнение к указанным
документам предъявляют индивидуальную
программу реабилитации инвалида, выданную
государственной службой
Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства