Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель – раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
Дать характеристику понятиям рынок труда, занятость населения.
Определить роль государственной политики в сфере занятости населения.
Изучить правовую базу по вопросам регулирования труда и занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА…………………………………………………………………………..5
Понятие рынка труда………………………………………………………………………...5
Понятие занятости населения и роль государственной политики в этой сфере………...7
Правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения………….……8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………….….11
2.1 Порядок регистрации безработных…………………………………………………….….11
2.2 Государственно-правовая организация трудоустройства………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

С позиций эффективной  занятости мы полагаем целесообразным ставить на учет в службе занятости  и тех трудоспособных граждан, которые  имеют работу, но не удовлетворены  характером или условиями труда  и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

 

1.3 Правовая база по  вопросам регулирования труда  и занятости населения

 

Направления политики государства  в сфере содействия следуют также  из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ1.

В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд.

Приведенные выше направления  государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

В зависимости от содержания основных направлений государственной  политики в сфере занятости можно  выделить два ее вида:

1) активную государственную  политику в сфере занятости;

2) пассивную государственную  политику в сфере занятости.

Активной политике свойственно  наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает  дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно  наличие повышенных размеров пособий  по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан  в период безработицы2.

В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и  минимального размеров пособия, государственная  политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства  на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.3

Закон о занятости также  закрепляет право профсоюзов на участие  в разработке государственной политики в области содействия занятости  населения. Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

Примечательно, что в  отношении отдельных категорий  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите на рынке труда, государство  принимает на себя обязательства  по созданию повышенных гарантий в  сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения.4

Таким образом, рынок труда  представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.

Регулирование правовых, экономических  и организационных условий обеспечения  занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются современным законодательством.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

В зависимости от содержания основных направлений государственной  политики в сфере занятости можно  выделить два ее вида:

1) активную государственную  политику в сфере занятости;

2) пассивную государственную  политику в сфере занятости.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ

2.1 Порядок регистрации безработных

 

Прежде чем рассмотреть  порядок регистрации безработных  граждан, необходимо ознакомиться с  понятием безработного гражданина.

Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в  целях поиска подходящей работы. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в  качестве безработных граждане:

а) не достигшие 16-летнего возраста;

б) получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет;

в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению  суда к исправительным работам без  лишения свободы, а также к  наказанию в виде лишения свободы.

Регистрация безработных  граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности:

а) первичная регистрация безработных граждан;

б) регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

в) регистрация граждан в качестве безработных;

г) перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации  ведется отдельный регистрационный  учет безработных граждан. Формы  документов по ведению такого учета  устанавливаются Минтрудом РФ. Оказание гражданам услуг в области  содействия занятости и защиты от безработицы, предоставления информации осуществляется органами по вопросам занятости бесплатно.

а) Первичная регистрация безработных граждан

Эта регистрация осуществляется в целях учета общей численности  безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения  необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

При первичной регистрации  в регистрационных документах указывается: фамилия, имя, отчество обратившегося  гражданина, адрес, возраст, пол, образование  и краткое содержание предоставленной  информации (оказанной услуги) по интересующему  его вопросу.

Безработным гражданам при  первичной регистрации предоставляется  информация: о состоянии рынка  труда на соответствующей территории; о наличии вакантных рабочих  мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения  квалификации; о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации  в качестве безработных; о правах и ответственности в области  занятости населения и защиты от безработицы.

б) Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы

При регистрации этой категории  безработных граждан они представляют справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие и не имеющие профессии, специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и  документ об образовании. В дополнение к указанным документам инвалиды предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере  и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке. Соответствующие  документы предъявляют и другие граждане, имеющие ограничения в  трудовой деятельности по состоянию  здоровья.

Указанные выше документы (в  полном объеме), представленные в органы по вопросам занятости, дают гражданину право требовать регистрации в целях поиска подходящей работы. Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности) — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом не допускается:

- направление граждан  на рабочие места, находящиеся  за пределами транспортной доступности.  Транспортная доступность (максимальная  удаленность) подходящей работы  от места жительства гражданина  определяется соответствующими  органами местного самоуправления  с учетом развития сети общественного  транспорта в данной местности;

- направление граждан  в организации с целью трудоустройства  без подтверждения этими организациями  наличия у них вакантных рабочих  мест (должностей);

- приглашение граждан  в органы по вопросам занятости  чаще 1 раза в 2 недели, за исключением  случаев, когда такое приглашение  связано с предложением подходящей  работы или с предложением  об участии в специальных программах  содействия занятости.

В случаях отсутствия подходящей работы безработным гражданам может  быть предложена (при их желании) оплачиваемая общественная работа. При отсутствии или утрате профессиональных навыков к работе им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению органов по вопросам занятости.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в  целях поиска подходящей работы, оформляется  личное дело, в котором производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (об отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости. Реквизиты личного дела, порядок его ведения и хранения устанавливаются Минтрудом РФ.

в) Регистрация граждан в качестве безработных

Будучи зарегистрированными  в целях поиска подходящей работы, безработные граждане в установленный  день проходят регистрацию в качестве безработных в органах по вопросам занятости и предъявляют следующие  документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

В случаях необходимости  граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем  заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца по последнему месту  работы (службы), выданную в установленном  порядке.

Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие  профессии (специальности), предъявляют  паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании. Инвалиды в дополнение к указанным  документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы. Органы по вопросам занятости  имеют право проверять подлинность  представленных документов.

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства