Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель – раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
Дать характеристику понятиям рынок труда, занятость населения.
Определить роль государственной политики в сфере занятости населения.
Изучить правовую базу по вопросам регулирования труда и занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА…………………………………………………………………………..5
Понятие рынка труда………………………………………………………………………...5
Понятие занятости населения и роль государственной политики в этой сфере………...7
Правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения………….……8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………….….11
2.1 Порядок регистрации безработных…………………………………………………….….11
2.2 Государственно-правовая организация трудоустройства………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

Тем, кому в установленном  порядке отказано в регистрации  безработными, предоставляется право  на повторное обращение в органы по вопросам занятости через 1 месяц  со дня отказа (в редакции Федерального закона от 30 апреля 1999 г.), установленного органом по вопросам занятости, для  решения вопроса о регистрации  их безработными. В случаях отказа гражданину в регистрации его  безработным органы по вопросам занятости  устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

г) Перерегистрация безработных граждан

Снятие безработных граждан  с регистрационного учета осуществляется органами по вопросам занятости в следующих случаях: признания в соответствии с законодательством РФ граждан занятыми; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлениям органов по вопросам занятости с выплатой стипендии; неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных; длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин; переезда в другую местность; установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытия заработка (дохода), предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т. п.); осуждения к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; назначения в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Снятие безработных граждан  с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости.

Учитывая, что на практике и в теории при определении  понятия «безработный», а также  в процессе подыскания гражданам  работы возникают трудности с  квалификацией ее в качестве подходящей или неподходящей, Закон о занятости (ст. 4) подробно регламентирует обе эти разновидности работ.

Легально подходящей считается такая работа (в том числе работа временного характера), которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта.

Основной обязанностью безработного, как известно, является периодическая  перерегистрация не реже 2 раз в месяц в установленные службой занятости сроки (ст. 31 Закона о занятости). Ответственность в виде приостановления выплаты пособия по безработице на срок до 3 месяцев возможна в следующих случаях:

  • отказа в период безработицы от 2 вариантов подходящей работы;
  • увольнения с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушения безработным условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
  • самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органа службы занятости.

2.2 Государственно-правовая  организация трудоустройства

 

Своеобразной гарантией  права граждан на труд выступает  система трудоустройства. Государство  гарантирует гражданам РФ свободу  выбора рода деятельности, в том  числе с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного  увольнения или необоснованного  отказа в приеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов  государственной службы занятости. В целях содействия полной занятости  населения государство осуществляет правовое регулирование в области  занятости и дальнейшее совершенствование  законодательства в этой сфере, разрабатывает  и реализует федеральные и  территориальные программы содействия занятости населения. В этих целях  создана Федеральная служба по труду  и занятости, которая находится  в ведении Министерства здравоохранения  и социального развития РФ.

Законодательство РФ предусматривает  не только обеспечение занятости, но и гарантии реализации права граждан  на труд. И это естественно, ибо  занятость и трудоустройство  необходимо рассматривать «в связке»  как в организационном, так и  в правовом отношении.

Под трудоустройством следует  понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения  трудовой занятости населения.

Основная обязанность  по организации трудоустройства  граждан РФ возложена на Федеральную  государственную службу занятости  населения. В настоящее время  эта служба организационно подчинена  Минтруду РФ. Совместными решениями  представительных и исполнительных органов власти с участием вышестоящих  органов службы занятости могут  создаваться межтерриториальные службы занятости. Практическая работа по трудоустройству  населения возлагается на соответствующие  центры занятости, которые и выступают  официальными органами трудоустройства.

Между органом трудоустройства  и гражданином правоотношения возникают  на основании единственного юридического факта — обращения гражданина с заявлением о содействии в устройстве на работу. Содержание этого правоотношения определяется не только установленными правами и обязанностями, но и фактическим совершением органом трудоустройства конкретных действий по подысканию работы и направлению на нее гражданина. При отсутствии возможности предоставления подходящей работы при обращении в орган трудоустройства гражданин вправе требовать постановки на учет, направления на профессиональное обучение или выплаты пособия по безработице в соответствии с законодательством.

Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с  заявлением гражданина, оказать ему  содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности (квалификации), а при невозможности  этого — выплатить пособие  из Государственного фонда занятости.

Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными  в отношении места будущей  работы, поскольку орган трудоустройства  не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача — подыскать работу, подходящую главным образом по специальности  и квалификации с учетом способностей гражданина. Сроки трудоустройства  законом не установлены. Трудоустройство  длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Сроки устанавливаются для выплаты  пособия по безработице. Период выплаты  пособия по безработице не может  превышать 12 месяцев в суммарном  исчислении в течение 18 месяцев. По истечении этого периода, а также  с момента трудоустройства безработного выплата пособия прекращается. В  случае непредоставления подходящей работы по истечении установленного срока  гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии  или участие в оплачиваемых общественных работах вплоть до его трудоустройства. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных  месяцев безработицы безработный  имеет право на повторное получение  пособия по безработице в размере  минимальной оплаты труда, если иное не предусмотрено Законом о занятости.

Отказ работодателя в приеме на работу выпускникам образовательных  учреждений начального, среднего и  высшего профессионального образования  в соответствии с указанными выше договорами (контрактами) может быть обжалован ими в суд. За такой  отказ работодатель несет ответственность  в порядке, определяемом законодательством  РФ.

Лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет работодателя.

Расторжение трудового договора (контракта) с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя, помимо соблюдения общего порядка увольнения, допускается только с согласия государственной  инспекции труда субъекта РФ и  районной (городской) комиссии по делам  несовершеннолетних.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правовые нормы, регулирующие обеспечения трудовой занятости  населения образуют самостоятельный комплексный институт, объединяющий нормы государственного, муниципального, международного, административного, финансового, гражданского, трудового права, а так же права социального обеспечения.

Правоотношения по обеспечению  трудовой занятости населения - это  не единое, комплексное правоотношение, а комплекс различных правоотношений, урегулированных нормами различных отраслей права, объединенных по признаку цели их существования - обеспечение трудовой занятости населения, определяющей их содержание, субъектами которых являются граждане и организации, оказывающие услуги в сфере обеспечения трудовой занятости населения, а так же различные органы и организации.

Для того, чтобы снизить  уровень безработицы и обеспечить работой незанятое население  необходима разработка такой политики, которая целенаправленно должна отвечать всем требования в области  проблемы занятости. Государственная  политика занятости как отражение  стратегии занятости - это часть  социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

В заключении нашей работы была рассмотрена программа занятости  населения, ее концептуальные подходы, где были рассмотрены ряд мер, направленные на устранение данной проблемы в России как для жителей города и сельской местности.

 

СПИСОК Используемых Источников

Нормативно-правовые акты

 

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г // Права человека: Сборник международных документов.- М., 1986г. – 57 с.
  2. Конституция Российской Федерации. - М : Юрид.лит. - 1993. - 64 С.
  3. СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915. См. также: Кучма М. И. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» с практическими комментариями. М., 1999. 67 с.
  4. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 12.01.1991 №1032-1.- По состоянию на 29.12.2006 // CЗ РФ. - 1996.-№17.-Ст.1915; 2008.- ПСП «Консультант Плюс»

Литература

  1. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право: Учебное пособие / В.С. Бердычевский - Ростов н/Д: из-во Феникс, 2002.-512с.
  2. Буянов М.О. Трудовое право в вопросах и ответах: Учебное пособие/ М.О. Буянов.- М: из-во Проспект, 2005.-176 с.
  3. Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения/ И.С.Викторов., А.Ж. Макашева // Трудовое право.-2004-№.8.- С.71.
  4. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран: Международные нормы труда/ И.Я Киселев.- М: из-во Эксмо, 2005.- 608с.
  5. Куренной А.М. Трудовое право: Учебное пособие / А.М. Куренной - Москва: из-во Юристъ, 2004.-315с.
  6. Пресняков М.В., Чанов С.Е. Трудовое право: Учебное пособие / М.В. Пресняков - Москва: из-во Юристъ, 2007. – 477с.
  7. Сальникова Л.В. Трудовое право в вопросах и ответах: Практическое пособие / Л.В. Сальникова - Москва: из-во «Дашков и к», 2005.- 464с.
  8. Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник / О.В.Смирнов - Москва: из-во «Проспект», 2004.-528с.
  9. Буянов М.О. Трудовое право в вопросах и ответах. - М., 2005г. – 41с.
  10. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. - М.,2005г.- 505 с.
  11. Права человека: Сборник международных документов.- М., 1986г. – 37 с.

1 Права человека: Сборник международных документов.- М., 1986г. – 10 с.

3 Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. - М.,2005г.- 403 с.

4 Буянов М.О. Трудовое право в вопросах и ответах. - М., 2005г. – 41 с.

 


Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства