Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:48, курсовая работа
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.1
Поэтому уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.
Введение………………………………………………………………….............. 3
1. Понятие «заработная плата» и отличие ее от других
денежных выплат……………………………………………………............5
2. Основные направления и методы правового регулирования
заработной платы……………………………………………………...........11
3. Коллективный договор и соглашение об оплате труда…………………..20
4. Локальное регулирование заработной платы……………………………..25
5. Индивидуально-договорное регулирование заработной платы…………34
Задача №1…………………………………………………………………. ….36
Задача №2……………………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………44
Статья 1451 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за невыплату заработной платы. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы и иных установленных законом выплат, допущенная руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1). Часть 2 названной статьи устанавливает наказание за те же деяния, повлекшие тяжкие последствия.14
На сегодняшний день существует реальная тенденция к ужесточению, в основном уголовной, ответственности за нарушение трудовых норм, таким образом, можем заметить реальные движения в области защитного направления регулирования заработной платы.
Второе направление это контрольно-регулирующее (стимулирующее) направление, по сути, деятельность в основе своей государственных органов, направленная на создание приемлемых условий для трудовой деятельности.
В ст. 134 ТК РФ раскрывается содержание одной из мер по повышению благосостояния работников. Напомним, что согласно ст. 130 ТК РФ меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, гарантированы государством. Согласно ст. 134 обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Во внебюджетных организациях индексация заработной платы производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.
Как следует из текста ст. 134, индексация - это повышение денежных доходов (в том числе заработной платы) граждан в связи с ростом потребительских цен. Она призвана частично или полностью поддержать покупательную способность их денежных доходов и сбережений.
Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (ст. 13 и 21) предусмотрел возможность индексации (повышения) заработной платы и других выплат работникам, используя в этих целях соглашения различных уровней и коллективные договоры. Такая норма была повторена в ст. 41, 45 и 46 ТК РФ. В свою очередь, согласно ст. 134 ТК РФ в организациях, не финансируемых из соответствующих бюджетов, индексацию (повышение) заработной платы осуществляют сами работодатели. В таких организациях она производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.
Заметим, что индексация (повышение) заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги должна иметь место независимо от того, заключается или не заключается в данной организации коллективный договор. Если коллективный договор не заключается, то работодатель обязан принять локальный нормативный акт, устанавливающий порядок индексации заработной платы, включая все составляющие ее части.
Что касается соглашений, то в них индексация заработной платы как общее правило предусматривается, хотя имеют место случаи, когда индексация поглощается общим повышением тарифных ставок (окладов), компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок. Такие случаи имеются и при заключении коллективных договоров.
Независимо от того, каким актом устанавливается порядок проведения индексации, - коллективным договором или локальным нормативным актом, ее показатели не должны быть ниже уровня роста потребительских цен на товары и услуги в данном регионе за определенный период. При этом следует иметь в виду, что обязанность работодателя периодически проводить индексацию заработной платы обусловлена в ст. 134 ТК РФ только одной причиной - ростом потребительских цен на товары и услуги.
Когда по условиям коллективного договора работодатель повышает заработную плату, это не имеет отношения к ее индексации, если в договоре не оговорено, что повышение заработной платы проводится с учетом индексации.
Заслуживает внимания тот факт, что индексация заработной платы - явление, свойственное не только для России с ее перманентной инфляцией. Так, в Бельгии в целом по стране вводится индексация заработной платы - ее повышение в соответствии с ростом официально исчисляемого индекса цен на потребительские товары. Индексация предусматривается и в коллективных договорах - США, Великобритания, Швейцария.
Тем не менее, индексация имеет место в немногих странах, в основном в коллективных договорах. В ФРГ она законодательно запрещена. Во Франции осуществляется только индексация государственного минимума заработной платы. Все остальные виды индексации запрещены законом.
Весьма ограниченное распространение индексации объясняется не только относительной стабильностью курса национальных валют. Весьма распространено, и не без оснований, мнение о том, что индексация заработной платы - сильный инфляционный фактор.
Как упоминалось ранее, коллективно-договорное регулирование выражается в двух правовых формах - в коллективном договоре и коллективном соглашении. Их отличия друг от друга в том, коллективный договор является основной правовой формой договорного регулирования, в нем устанавливаются системы, формы, размер оплаты труда. Содержание коллективного договора не может ухудшать положение работника и по сравнению с законодательством, и по сравнению с коллективными соглашениями, действие которых распространяется на данное предприятие.
А коллективные
соглашения заключаются между
Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 ТК)15. Это всегда двусторонние акты. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Содержание коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По их характеру все условия могут быть разделены на три вида:
1. нормативные, закрепляющие локальные нормы трудового права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации (дополнительный отпуска, выходные дни, различные доплаты и др.). Они действуют весь срок действия коллективного договора;
2. обязательственные, закрепляющие конкретные обязательства администрации (работодателя) по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора;
3. организационные – о сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра и т.п. Условия договора, ухудшающие против законодательства условия труда, считаются недействительными. По структуре коллективные договоры могут содержать от 2 до 8 и более разделов (как договорятся стороны). Частью договора являются приложения к нему, конкретизирующие по цехам, подразделениям меры по улучшению условий и охраны труда, а также различные положения по премиальным системам оплаты труда, премиям по итогам работы за год и т.д. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала или иного обособленного подразделения. Срок действия 3 года.
Коллективное соглашение – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях в пределах их компетенции. В соответствии с принципами социального партнерства взаимодействие представителей работников и работодателей с целью выработки наиболее приемлемых для сторон моделей регулирования трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется на всех уровнях – от локального до федерального. В рамках организации эти отношения находят свое правовое оформление в виде коллективных договоров, за их пределами – в виде соглашений различного уровня.
Соглашение может
- оплата труда;
- условия и охрана труда;
- режимы труда и отдыха;
- развитие социального партнерства;
- иные вопросы, определенные сторонами соглашения.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например, генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов. Состав участников соглашений зависит от уровня (вида) заключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть:
- при заключении генерального соглашения - общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;
- при заключении регионального соглашения – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;
- при заключении отраслевого (межотраслевого)соглашения соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ если соглашение заключается на федеральном уровне);
- при заключении территориального соглашения – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.
Профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы не вправе требовать от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.
Рассматривая коллективное соглашение нельзя не упомянуть порядок разработки проекта соглашения, его заключения и изменения.
В соответствие статьи 46 ТК РФ, содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.16 В тексте соглашения могут содержаться положения, регулирующие вопросы трудового и социально-экономического характера, если это не противоречит законодательству.
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Проект соглашения подписывается полномочными представителями участников соглашения. Соглашения, требующие бюджетного финансирования, по общему правилу заключаются и изменяются до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Также коллективное соглашение, в соответствии со статьёй 48 ТК РФ, имеет свой срок действия. Срок действия соглашения определяется сторонами, но как и коллективный договор не может превышать 3 лет. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. По взаимному согласию стороны вправе продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.
Действие соглашения распространяется:
- на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
- работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
В случаях когда на работников одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений. Соглашение распространяется на всех работодателей – членов объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений. Когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.17