Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 20:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение правового статуса безработного по законодательству РФ.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие безработного, а так же порядок признания лица безработным;
2) изучить права и обязанности безработного;
3) рассмотреть законодательное обеспечение социальной защиты безработных в России.
Введение
Глава 1. Правовой статус безработного
1.1 Общее понятие безработного и порядок их регистрации
1.2 Основные права и обязанности безработного. Ответственность за неисполнение обязательств
1.3 Социальные проблемы безработного
Глава 2. Гарантии социальной поддержки безработных
2.1 Пособие по безработице
2.2 Выплата стипендии безработным гражданам в период обучения по направлению службы занятости
2.3 Участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Правовой статус безработного
1.1 Общее понятие безработного и порядок их регистрации
1.2 Основные права и обязанности безработного. Ответственность за неисполнение обязательств
1.3 Социальные проблемы безработного
Глава 2. Гарантии социальной поддержки безработных
2.1 Пособие по безработице
2.2 Выплата стипендии безработным гражданам в период обучения по направлению службы занятости
2.3 Участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема занятости и безработицы – одна из главных проблем в развитии экономики во всем мире и трудовое право уделяет большое внимание проблемам занятости и трудоустройства граждан. От уровня безработицы зависит многое, это и обострение криминогенной обстановки, и снижение уровня жизни населения, и рост социальной напряженности. К экономическим последствиям безработицы можно отнести снижение налоговых поступлений, затраты на оказание помощи безработным, сокращение производства. В нашем обществе наряду с занятыми лицами, есть немало трудоспособных граждан, не имеющих работу. Их называют безработными. По данным Федеральной службы государственной статистики, численность экономически активного населения в марте 2014г. составила 75,1 млн. человек, в их числе 71,1 млн. человек экономически активного населения были заняты в экономике и 4 млн. человек не имели занятия, то есть уровень безработицы по стране составляет 5,4%. В Свердловской области на этот же период численность экономически активного населения составила 2,271 млн. человек, из них 2,129 млн. человек были заняты, а безработными числятся 141,8 тыс. человек, что составляет 6,2%1. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости нашей страны на 26 марта 2014 года, составляет 945084 человек2. Одной из причин большого разрыва между официально регистрируемой безработицей и безработицей, которую считает Росстат по методике Международной организации труда, является крайне низкий уровень пособия по безработице, максимальный размер которого на сегодня составляет 4900 рублей, а прожиточный минимум трудоспособного человека перевалил за 8 тыс. рублей3.
Данная работа посвящена изучению статуса безработного, его основных прав и обязанностей, а так же реализации прав безработных граждан. Актуальность выбранной темы заключается в том, что потеря работы оказывает негативное влияние на человека, влечет за собой социальные, психологические, экономические последствия, как для самого безработного, так и для членов его семьи и всего общества в целом. Многие безработные не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 призван регулировать вопросы оказания государственной поддержки безработным, а так же закрепляет их права и обязанности.
Объектом курсовой работы является безработный в трудовом праве РФ. Предметом является правовой статус безработного по законодательству Российской Федерации.
Цель данной курсовой работы – изучение правового статуса безработного по законодательству РФ.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Теоретическую основу исследования составили Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 07.09.2012 №891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» и другие нормативные акты в области труда и занятости населения. Научную основу курсовой работы составили работы таких авторов, как Оганян К.М., Манько Ю.В., Миронов В. И., Панина А.Б., а так же публикации в средствах массовой информации и на сайтах интернет официальных ведомств.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Правовой статус безработного
В рыночной экономике любого государства всегда будет присутствовать часть населения, не имеющая работы. Но если гражданин не занят какой либо деятельностью, это еще не дает основания называть его безработным и этот гражданин еще не может иметь статус безработного, т.к. всегда существует категория граждан, которые могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен4. Для того чтобы в полной мере соответствовать статусу безработного, необходимо четко знать, кто может быть признан безработным, какие существуют условия для признания гражданина безработным и каков порядок признания гражданина безработным. По определению Международной организации труда, безработный – это лицо, способное трудиться, потерявшее заработок по причине невозможности получить подходящую работу, готовое трудиться и действительно ищущее работу5. В России законодательное определение понятия безработного дается в Законе о занятости населения6, где говорится, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут такую работу и готовы приступить к ней7. Таким образом из определения следует, что для признания гражданина безработным необходимо соблюсти несколько обязательных условий.
Для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Так, если гражданин не занят какой-либо деятельностью, это еще не дает основания называть его безработным, т.к. всегда существует категория граждан, которые могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям.
Во-первых, гражданин должен быть трудоспособным. Закон о занятости устанавливает порог трудоспособности с 16 лет. Предельным является возраст, с которого законодательством РФ назначается трудовая пенсия.
Во-вторых, для получения статуса безработного, гражданин не должен иметь работы и заработка. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Статья 2 Закона о занятости устанавливает подробный перечень занятых граждан. К ним относятся:
1) работающие по трудовому договору, включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
2) зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, адвокаты и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации;
3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
7) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском или иными уважительными причинами;
9) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций;
10) являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Третьим условием для получения статуса безработного является готовность приступить к подходящей работе.
И в-четвертых, чтобы признать гражданина безработным, необходимо зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Подходящая работа, в том числе временная, соответствует профессиональной пригодности работника, т. е. учитывает уровень его профессиональной подготовки, прежнюю работу, состояние здоровья и транспортную доступность рабочего места8. Транспортная доступность – это максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного, которая определяется органом местного самоуправления на соответствующей территории с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ9.
Рассмотрим подробнее порядок регистрации безработных граждан. За содействием в поиске подходящей работы безработный гражданин обращается в государственные учреждения службы занятости населения. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней10. Но прежде чем идти в центр занятости, необходимо получить с последнего места работы справку о средней заработной плате за последние 3 месяца. А затем, уже имея на руках справку, а также:
1) паспорт;
2) документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, в том числе документы об образовании;
3) трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж.
Для впервые ищущих работу, а так же не имеющих профессии (специальности) при обращении в центр занятости достаточно предъявить паспорт и документ об образовании. Следует отметить, что граждане, относящиеся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании их безработными дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
При этом регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства и пребывания на территории Российской Федерации11. Постановка на учет осуществляется путем внесения сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в учреждение службы занятости населения, которая и является датой постановки на регистрационный учет.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы, эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов12.
Однако не все граждане могут быть признаны безработными. Статья 3 Закона о занятости населения устанавливает перечень лиц, которые не могут быть признаны безработными. К числу таких лиц относятся:
за неисполнение обязательств
С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Статус безработного предполагает ряд правомочий, которые в свою очередь гарантируют права граждан на трудоустройство. Право на труд и защиту от безработицы закреплено в Конституции РФ14. Это право составляет необходимый элемент правового статуса безработного и может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В соответствии с этой конституционной нормой защита от безработицы и содействие в трудоустройстве является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений15.