Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 20:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение правового статуса безработного по законодательству РФ.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие безработного, а так же порядок признания лица безработным;
2) изучить права и обязанности безработного;
3) рассмотреть законодательное обеспечение социальной защиты безработных в России.
Введение
Глава 1. Правовой статус безработного
1.1 Общее понятие безработного и порядок их регистрации
1.2 Основные права и обязанности безработного. Ответственность за неисполнение обязательств
1.3 Социальные проблемы безработного
Глава 2. Гарантии социальной поддержки безработных
2.1 Пособие по безработице
2.2 Выплата стипендии безработным гражданам в период обучения по направлению службы занятости
2.3 Участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах
Заключение
Список литературы
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.06.2007 № 401 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ»;
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.08.2011 № 976 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан".
2.1 Пособие по безработице
Безработным гражданам гарантируется социальная поддержка, включая выплату пособия по безработице25. Пособие по безработице является основной формой материальной поддержки безработных в период поиска подходящей работы. Право на пособие по безработице выплачивается гражданину, который был зарегистрирован и признан службой занятости населения безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачётом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Минимальная и максимальная величина пособия по безработице ежегодно устанавливаются Правительством РФ26. Согласно постановления "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2014 год"27 минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей, верхняя граница пособия установлена в размере 4900 рублей. Такое пособие является практически незначимым в доходах российских домохозяйств, так как значительно ниже установленного прожиточного минимума. Например, в Свердловской области прожиточный минимум на 2 квартал 2014 года в среднем на душу населения будет составляет 7317 рублей28. Для повышения уровня социальной поддержки, предоставляемой безработным гражданам, а так же с целью сокращения разрыва между уровнями общей и регистрируемой безработицы, постановлением правительства РФ № 298 от 15.04.2014 г. утверждена новая редакция государственной программы «Содействие занятости населения», согласно которой максимальный размер пособия по безработице в России будет повышен до уровня прожиточного минимума к 2016 году29.
От чего же зависит размер пособия по безработице? Прежде всего, он зависит от заработной платы и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы. Для расчета среднего заработка учитываются все виды выплат, применяемые в соответствующей организации, к которым относятся:
а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам за отработанное время и начисленная за выполненную работу по сдельным расценкам;
б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции;
в) заработная плата, выданная в неденежной форме;
г) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;
д) начисленные в редакциях СМИ и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций;
е) заработная плата преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки;
ж) надбавки и доплаты к тарифным ставкам за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет, особые условия государственной службы, работу со сведениями, составляющими государственную тайну и т.д.;
з) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет30.
Так же размер пособия зависит от периода работы за календарный год, предшествующий периоду безработицы. Если за календарный год гражданин отработал более 6 месяцев, т.е. на условиях полного рабочего дня имеет более 26 недель оплачиваемой работы, то пособие по безработице назначается в процентном отношении к средней заработной плате за 12 месяцев:
Во всех случаях размер пособия не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Если гражданин отработал менее 26 календарных недель за календарный год, то ему выплачивается пособие в размере минимальной величины. Минимальный размер пособия на период 6 месяцев назначается также гражданам, в установленном порядке признанным безработными:
1) впервые ищущим работу;
2) стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
3) уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
4) уволенным в течение 12-ти месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевшим оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
5) направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия.
Закон о занятости содержит нормы дифференцированного подхода к отдельным категориям безработных. Например, гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента. Дополнительные гарантии распространяются и на граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными. Данной категории граждан к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС31, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча32.
Период выплаты и размер пособия меняется в зависимости от срока, в течение которого его получает безработный гражданин. Однако необходимо знать, что пособие по безработице выплачивается не весь период нетрудоустройства. Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости в порядке установленном Законом о занятости населения33. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
2.2 Выплата стипендии
безработным гражданам в
обучения по направлению службы занятости
Одним из основных направлений работы Центра занятости населения является направление на профессиональное обучение безработных граждан, которое призвано способствовать эффективной занятости населения, помогает заполнить вакансии на предприятиях, снизить напряженность на рынке труда.
В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению Центра занятости населения. В п. 1 ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся:
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами34. Следовательно, по направлению органов службы занятости гражданин может обучаться в учебных заведениях, с которыми орган службы занятости, заключил соответствующий договор. Для гражданина данное обучение проводится бесплатно. Более того, в статье 29 Закона о занятости предусмотрена выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Данная стипендия заменяет пособие по безработице.
Условия выплаты стипендий и их размеры определяются по правилам, которые указаны тут же, в 29 статье:
Гражданам, направленным на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения.
Порядок направления и организация профессионального обучения определен административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ35. Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение безработного гражданина в центр занятости населения с заявлением-анкетой или с предложением работника центра занятости населения, осуществляющего функцию по предоставлению государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы, о предоставлении государственной услуги. Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги предлагает безработному гражданину получить государственную услугу по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан36. Безработным могут быть предложены варианты выбора профессии, специальности, по которым возможно обучение с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья.
В соответствии с п.3 ст. 23 Закона о занятости, право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:
В п. 5 ст. 29 Закона предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 % сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения.