Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 20:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение правового статуса безработного по законодательству РФ.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие безработного, а так же порядок признания лица безработным;
2) изучить права и обязанности безработного;
3) рассмотреть законодательное обеспечение социальной защиты безработных в России.
Введение
Глава 1. Правовой статус безработного
1.1 Общее понятие безработного и порядок их регистрации
1.2 Основные права и обязанности безработного. Ответственность за неисполнение обязательств
1.3 Социальные проблемы безработного
Глава 2. Гарантии социальной поддержки безработных
2.1 Пособие по безработице
2.2 Выплата стипендии безработным гражданам в период обучения по направлению службы занятости
2.3 Участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах
Заключение
Список литературы
2.3 Участие безработных граждан в общественных
оплачиваемых работах
Оплачиваемые общественные работы представляют собой общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие дополнительной профессиональной подготовки. Законом о занятости дано понятие общественным работам. В п. 1 ст. 24 под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Проведение оплачиваемых общественных работ организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения. Общественные работы проводятся в организациях по договорам и призваны обеспечивать:
1) осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
2) сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы37.
Не стоит отрицать очевидных преимуществ общественных работ. Отметим самые значимые из них, это:
1) общественные работы позволяют безработным гражданам получать заработную плату за фактически отработанное время, помогают сохранить мотивацию к труду и дают возможность находиться в трудовом коллективе;
2) в период участия в общественных работах безработные могут получать пособие по безработице и состоять на учете в центре занятости населения;
3) на граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Период участия в общественных работах включается в трудовой стаж граждан;
4) после увольнения с общественных работ гражданин, зарекомендовавший себя как хороший работник, может трудоустроиться на том
же предприятии на постоянную работу, при наличии подходящей вакансии.
Общественные оплачиваемые работы - это различные малоквалифицированные виды деятельности, которые имеют социально полезную направленность. К ним относятся благоустройство и озеленение территорий, уборка дворов и подъездов дома, уборка станций и остановок, сельскохозяйственные работы, восстановление памятников, ремонт автодорог, розничная торговля, бытовое обслуживание населения, делопроизводство в госучреждениях, уход за больными и престарелыми людьми, социальная работа с подростками, а также распространение газет и доставка почты38. В тоже время, в соответствии с ч. 3 п. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», п. 7 Положения об организации общественных работ к общественным работам не может быть отнесена деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Направить гражданина для участия в общественных работах можно только с его согласия. При этом учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор39 и на граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. А это значит, что граждане, участвующие в общественных работах, имеют право на оплату периода временной нетрудоспособности, отпуск, обеспечение пособиями по беременности и родами, охрану труда, соответствующие льготы и гарантии. Договор действует не более пяти лет, однако в среднем продолжительность участия в общественных работах составляет три месяца. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы. По решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления финансирование общественных работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Оплата труда работников производится согласно трудовому законодательству РФ. Размер заработной платы устанавливается договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию40.В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 статьи 4 Закона «О занятости населения в РФ».
Заключение
По итогам работы можно сделать следующие выводы. В курсовой работе были максимально полно разобрано и изучено законодательство Российской Федерации в области занятости и трудоустройства населения, которое представляет собой целостную систему нормативных правовых актов. В эту систему входят с одной стороны, нормативные правовые акты, которые непосредственно регулируют вопросы занятости и трудоустройства, с другой – акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие отношения занятости.
В первой главе работы, изучив закон «О занятости населения в РФ», мы узнали, что согласно ст. 3 закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Закон о занятости в достаточной мере устанавливает перечень занятых граждан. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. Был рассмотрен и изучен порядок регистрации безработных граждан, который определяется правительством РФ. Правовой статус безработного определяет не только положение безработного гражданина в обществе, но и наделяет его определенным набором прав и обязанностей, ответственностью за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а так же гарантиями материальной и социальной поддержки безработного.
Во второй главе курсовой работы нами были изучены гарантии социальной поддержки безработных, в число которых входят:
1) Пособие по безработице;
2) Выплата стипендии безработным гражданам в период обучения по направлению службы занятости;
3) Участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах.
Основной формой материальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице, которое выплачивается из средств федерального бюджета. Активные формы защиты безработных направлены на обеспечение занятости этих граждан и повышение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся такие меры со стороны государства, как бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, организация общественных работ, содействие в поиске подходящей работы и самозанятости населения.
При написании работы был рассмотрен порядок определения размеров пособия по безработице, а так же условия и сроки его выплаты. Рассмотрен административный регламент по предоставлению государственных услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан и предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ.
Российское законодательство в области занятости и защиты безработных основано на конституционном праве каждого гражданина на труд и защиту от безработицы. Трудовой кодекс РФ основан на принципе социально-правовой защиты безработных граждан и устанавливает ряд норм, препятствующих незаконному увольнению граждан, а следовательно защищает их от безработицы. Основным нормативным источником в области социально-правовой защиты безработных является закон РФ «О занятости населения в РФ». Данный закон содержит нормы, предъявляемые к безработным, определяет комплекс социальных гарантий и компенсаций, установленных государством. К тому же данный документ определяет полномочия Федеральных органов службы занятости, их структуру и характер деятельности.
Список литературы
1 Трудовые ресурсы: Федеральная
служба государственной статистики. http://www.gks.ru/bgd/free/
2 Министерство труда и социальной
защиты РФ (дата публикации 09.04.2014) http://www.rosmintrud.ru/
3 Журнал «Профиль», № 844 от 20.01.2014, «Добро пожаловаться»
4 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., пункт 2, статья 37
5 Конвенция N 168 Международной организации труда "О содействии занятости и защите от безработицы" (Заключена в г. Женеве 21.06.1988)
6 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) "О занятости населения в Российской Федерации», "СЗ РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1915
7 Миронов В. И. Трудовое право: учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2009, стр. 214
8 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) "О занятости населения в Российской Федерации», п.1, ст.4
9 Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 №891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», СЗ РФ, 17.09.2012, N 38, ст. 5103
10 Панина А.Б. Трудовое право: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008, стр. 80
11 Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 №891 «Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы»
12 Оганян К.М., Манько Ю.В. Социальные проблемы занятости. Учебное пособие.- СПб.: ООО «Веда», 2009, стр. 145
13 Миронов В. И. Трудовое право: учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2009, стр. 217
14 Конституция Российской Федерации, статья 37
15 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013), статья 2
16 Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина", "Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР", 26.12.1991, N 52, ст. 1865
17 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) "О занятости населения в Российской Федерации», п.4 статья 3
18 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013), статья 178
19 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 января 2013 г. N 10н г. Москва "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан", "РГ" - Федеральный выпуск №6016 от 25 февраля 2013 г.
20 Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 23.07.2013), статья 1064
21 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 02.11.2013), статья 159.2 «Мошенничество при получении выплат»