Правовые основы охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:20, лекция

Краткое описание

Законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда являются:
• Конституция Российской Федерации;
• Трудовой Кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
• Указы президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда;

Вложенные файлы: 1 файл

1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

 

1.17  Комитеты (комиссии) по охране труда

 

Для сотрудничества по охране труда работодателей и работников на предприятиях (в учреждениях) должны быть сформированы совместные комитеты (комиссии) по охране труда.

В Типовом положении о комитете (комиссии) по охране труда даны Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда.

Основные положения  по формированию комитетов следующие:

- численность членов  комитета определяется в зависимости  от числа работников на предприятии;

- представители работников  выдвигаются, как правило, из  числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда на общем  собрании трудового коллектива, представители работодателя –  назначаются приказом (распоряжением)  по предприятию;

- представителям комитета не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя;

- для выполнения возложенных  задач членам комитета рекомендуется получить соответствующую подготовку в области охраны труда по специальной программе на курсах за счёт средств работодателя.

         Основные задачи комитета:

- анализ существующего  состояния условий труда и  причин травматизма на предприятии   подготовка предложений по решению проблем охраны труда;

- информирование работников  о состоянии охраны труда на  рабочих местах, существующем риске  повреждения здоровья и полагающихся  работника средств индивидуальной  защиты, компенсациях и льготах;

- разработка программы совместных действий работодателя и уполномоченными работниками представительных органов по улучшению условий труда и предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний;

  - подготовка проекта  раздела коллективного договора  или соглашения по охране труда.

          Основные функции комитета:

- рассмотрение результатов  обследования условий труда и  аттестации рабочих мест, анализ  обеспечения работников средствами  защиты и правильности их применения, изучение причин травматизма  и профессиональных заболеваний, подготовка информационно – аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда на предприятии;

- рассмотрение предложений  по созданию безопасных условий  труда, содействие внедрению новой  техники, механизации процессов  и т.д.;

- содействие работодателю в организации на предприятии обучения безопасным методам выполнения работ, проведение своевременного и качественного инструктажа работников;

- участие в разработке  проекта бюджета фонда охраны  труда предприятия.

 Комитету могут  быть предоставленные следующие права:

- получать от работодателя или службы охраны труда информацию о состоянии условий охраны труда на рабочих местах, состоянии производственного травматизма и профессиональных заболеваний, опасных и вредных факторах;

- заслушивать сообщения работодателя по выполнению им обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и соблюдении гарантий права работников на охрану труда;

- участвовать в разработке мероприятий коллективного договора или соглашения по охране труда по компетенции комитета;

- вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушения требований норм, правил и инструкций по охране труда;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытия травматизма и др.;

- вносить предложения о поощрении работников за активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда.

 

1.18  Организация  работы уполномоченного (доверенного)  лица

по охране труда

 

В Постановлении Минтруда РФ от 8 апреля 1994 года №30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» приводятся следующие положения рекомендаций:

  • институт уполномоченных создаётся для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчинённости и численности работников;
  • выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Основные задачи уполномоченных:

- осуществление контроля  за состоянием охраны труда  на предприятии (в подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

- содействие созданию  на предприятии безопасных условий  труда;

- представление интересов  работников в государственных  и общественных организациях  при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнение работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;

- консультирование работников  по вопросам охраны труда, оказание  им помощи по защите их прав на охрану труда.

Рекомендуется возложить  на уполномоченных следующие функции:

- осуществление контроля  за соблюдением работодателями  и работниками требований по  охране труда;

- участие в работе  комиссий по проведению проверок  технического состояния зданий, сооружений и оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, средств защиты работников и разработке мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- участие в организации первой помощи    (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;

- информирование работников  подразделения о состоянии условий  труда, выявленных нарушений требований  безопасности.

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

- контролировать в  подразделении, в котором они  являются уполномоченными по  охране труда, соблюдение законодательных  и иных нормативных актов по  охране труда;

- проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, актами расследования несчастных случаев;

- принимать участие  в работе комиссий по испытаниям  и приёмке в эксплуатацию средств  труда;

- получать информацию  от должностных лиц в своём подразделении о состоянии условий труда, происшедших несчастных случаях на производстве;

- предъявлять требования  к должностным лицам организации  о приостановке работ в случаях  непосредственной угрозы жизни  и здоровью работников;

- выдавать руководителям подразделений обязательные к рассмотрению представления по установленной форме об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;

- обращаться в соответствующие  органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц организации, виновных в нарушении требований по охране труда, сокрытия фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать участие  в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий  труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективным договором или соглашения по охране труда.

 

 Гарантии прав деятельности  уполномоченных следующие:

Работодатель обязан создавать  необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).

Уполномоченным выдается соответствующее  удостоверение (рекомендуемая форма  удостоверения в Приложении № 2).

Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

 

1.19  Ответственность работодателей, должностных лиц и работников за несоблюдение требований законодательства по охране труда

 

Лица, виновные в нарушении  требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, если деятельность организаций или их структурных  подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни  и здоровья работников нарушениями  требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений.

Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в суд.

Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или  судебном порядке.

Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.

В Кодексе Российской Федерации Об административных правонарушениях имеются следующие статьи.

Статья 5.27.    1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

  2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ - см. предыдущую редакцию), - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 5.28. Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 5.29. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 5.30. Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Правовые основы охраны труда