Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 09:24, курсовая работа
Муниципальное образование для реализации возложенных на него публичных функций принимает (нанимает) на работу граждан, имеющих соответствующее профессиональное образование. При этом муниципальный служащий наделяется определенным кругом служебных обязанностей в соответствии с занимаемой им должностью, то есть фактически выполняет в этом органе соответствующую трудовую функцию, которая согласно ст. 15 ТК РФ определяется как работа по определенной специальности, квалификации или должности. Выполнение регулярной оплачиваемой работы физическим лицом предполагает наличие трудовых правоотношений.
Введение
Глава 1. Понятие муниципальной службы и муниципальных служащих в современном российском законодательстве
1.1. Правовая природа муниципальной службы
1.2. Прием на муниципальную службу, её прохождение и основания прекращения
1.3 Права и обязанности муниципальных служащих
Глава 2. Муниципальный служащий как субъект трудового права
2.1. Становление и развитие законодательства, регулирующего труд муниципальных служащих
2.2. Анализ ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» как основного нормативно-правового акта, регулирующего труд муниципальных служащих
Глава 3. Правовые основы регулирования труда муниципальных служащих
Заключение
Список используемых источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие муниципальной службы и муниципальных служащих в современном российском законодательстве
1.1. Правовая природа муниципальной службы
1.2. Прием на муниципальную службу, её прохождение и основания прекращения
1.3 Права и обязанности муниципальных служащих
Глава 2. Муниципальный служащий как субъект трудового права
2.1. Становление и развитие законодательства, регулирующего труд муниципальных служащих
2.2. Анализ ФЗ «О муниципальной
службе в Российской Федерации»
Глава 3. Правовые основы регулирования труда муниципальных служащих
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальная служба – уникальная профессиональная деятельность, отличная от государственной и иной службы рядом особенностей в правовом регулировании труда служащих. Но данная деятельность имеет все признаки трудовой, и муниципальный служащий осуществляет трудовые функции, а не власть местного самоуправления.
Дело в том, что каждый в отдельности муниципальный служащий не может выполнять и не выполняет функцию муниципального образования в целом. Функции муниципального образования по решению вопросов местного значения, как это вытекает из содержания ст. 3, 130, 132 Конституции РФ, ФЗ № 131-ФЗ и ФЗ «О муниципальной службе», выполняют соответствующие органы местного самоуправления.
Муниципальное образование для реализации возложенных на него публичных функций принимает (нанимает) на работу граждан, имеющих соответствующее профессиональное образование. При этом муниципальный служащий наделяется определенным кругом служебных обязанностей в соответствии с занимаемой им должностью, то есть фактически выполняет в этом органе соответствующую трудовую функцию, которая согласно ст. 15 ТК РФ определяется как работа по определенной специальности, квалификации или должности. Выполнение регулярной оплачиваемой работы физическим лицом предполагает наличие трудовых правоотношений.
Принципиального (сущностного) различия между трудовой деятельностью работника и профессиональной деятельностью муниципального служащего, позволяющего говорить о специальном роде деятельности, отличной от трудовой, не существует. Имеет место некоторая специфика, заключающаяся в том, что трудовая деятельность муниципального служащего причастна (связана) к реализации функций муниципального образования. И только совокупность отдельных трудовых функций муниципальных служащих того или иного органа местного самоуправления может рассматриваться как деятельность по реализации соответствующей функции муниципального образования. Специфическим содержанием функционирования муниципальной службы в целом, а значит, и специфической сферой реализации статуса муниципальных служащих, являются цели и задачи местного самоуправления, интересы муниципальных образований. Отсюда выстраивается организация и система правового обеспечения муниципальной службы, природа которой проистекает из демократических основ данной системы социального управления.
Определяя статус муниципального служащего, закон устанавливает права и обязанности применительно к индивидуальному субъекту – гражданину, поступившему на муниципальную службу, а не к некой их абстрактной совокупности. Властные решения, обязательные для неопределенного круга лиц, принимает не каждый отдельный муниципальный служащий от своего имени, а руководитель от имени соответствующего органа местного самоуправления.
Муниципальная служба является особым видом трудовой деятельности. Специфичность ее проявляется в том, что муниципальный служащий имеет двойной отраслевой статус. С одной стороны, он выступает как обычный гражданин, поступающий на службу и выполняющий за вознаграждение свою трудовую функцию. С другой, занимая должность муниципальной службы, он участвует в осуществлении функций местного самоуправления, и потому действует как агент публичной власти, способный повлиять на издаваемые властные обязательные решения. Соответственно, статус муниципального служащего как работника определяется нормами трудового права, а его статус как агента публичной власти обусловливается частью публичного права – муниципальным правом. Данная точка зрения нашла свое отражение в Конвенции 1978 г. о трудовых отношениях на государственной службе, принятой Генеральной конференцией Международной организации труда 27 июня 1978 г. Статья 9 Конвенции предусматривает, что государственные служащие пользуются, как и другие трудящиеся, гражданскими и политическими правами, но при единственном условии: соблюдении обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых ими функций.
Глава 1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Назначение муниципальной службы. В соответствии со ст. 42 Закона от 6 октября 2003 г. правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Отправным в регулировании отношений муниципальной службы является Федеральный закон от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" с последующими изменениями (далее - Закон от 8 января 1998 г.), положения которого детализируются в законодательстве субъектов РФ, муниципальных правовых актах.
Понятие муниципальной службы. В широком смысле термин "муниципальная служба" обозначает совокупность людей, находящихся на службе муниципальных образований (органов и учреждений - юридических лиц публичного права), в узком смысле - сотрудников аппарата органов местного самоуправления, наделенных соответствующим статусом. В законодательстве под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными (ч. 1 ст. 2 Закона от 8 января 1998 г.). Данное определение конкретизирует понятие муниципальной должности.
Муниципальная должность - предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ должность с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения и ответственностью за выполнение этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Муниципальные должности делятся на:
выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также на основании решений представительных или иных выборных органов местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Законодатель рассматривает как муниципальную службу только профессиональную деятельность на так называемых иных муниципальных должностях. Профессиональная деятельность главы муниципального образования, иных выборных лиц местного самоуправления, депутатов под понятие муниципальной службы не попадает. В ч. 2 ст. 2 Закона от 8 января 1998 г. указывается, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления данным Законом не устанавливается. Здесь должны действовать особые акты.
Муниципальный служащий. Помимо понятий "муниципальная служба", "муниципальная должность" законодатель вводит понятие "муниципальный служащий". Муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. К числу муниципальных служащих относятся лица, замещающие иные муниципальные должности. Поэтому депутаты, главы муниципальных образований, лица, замещающие иные выборные муниципальные должности, в это число не входят. Не являются муниципальными служащими лица, которые эпизодически помогают органам местного самоуправления (консультанты, эксперты, специалисты и другие помощники), а также лица, исполняющие в органах местного самоуправления обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.
Штатное расписание. Постоянный, профессиональный характер деятельности муниципальных служащих на муниципальных должностях означает включение упомянутых должностей в штатное расписание соответствующих органов местного самоуправления. Муниципальная должность - это всегда штатная должность. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается, как правило, главой муниципального образования в соответствии со структурой органов местного самоуправления, закрепленной в уставе муниципального образования. Субъекты РФ могут в форме закона утверждать реестры должностей муниципальной службы. Однако, как представляется, такой реестр должен давать муниципальным образованиям возможность в определенных пределах вводить должности, в нем отсутствующие. В реестре более важны не перечни конкретных должностей, а принципы разделения последних на отдельные категории, виды.
В штатное расписание включаются не только должности, на которых осуществляется муниципальная служба, но и замещаемые на профессиональной постоянной основе выборные муниципальные должности. В целях технического обеспечения деятельности муниципальных органов в штатное расписание могут включаться должности, вообще не относящиеся к муниципальным должностям.
Каждый работник - муниципальный служащий должен быть занят выполнением определенных задач. В этом смысле "должность" - это рабочее место. Однако термин "должность" имеет и финансовое значение - это бюджетные расходы. Штаты служащих учитываются в бюджете муниципального образования.
Классификация муниципальных должностей устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ. Закон от 8 января 1998 г. нацеливает субъекты РФ на введение соотношения муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы РФ с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований (п. 2 ст. 8). Это обусловлено тем, что между государственной и муниципальной службой нет жесткой границы. Для муниципальных служащих переход на государственную службу часто означает профессиональный и кадровый рост, но такой переход не должен означать, что человек вынужден начинать все сначала, теряя, например, прежний стаж муниципальной службы. Этот стаж необходимо перевести в стаж государственной службы исходя из заранее введенных критериев.
Должности муниципальной службы подразделяются на четыре основные категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.
Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений (органов) местного самоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий. С учетом вышеизложенного представляется уместным рассматривать эту категорию более широко, включая в нее выборных должностных лиц, в том числе глав муниципальных образований, депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.
Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия должностным лицам местного самоуправления в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц. В данную категорию входят, в частности, должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности лиц, нужных ему в силу каких-либо обстоятельств. Вновь избранный глава свободен в подборе кандидатов на названные должности. С уходом прежнего главы муниципального образования истекает и срок полномочий служащих, назначенных им на указанные должности.
Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения осуществления органом местного самоуправления своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Квалификационные разряды. Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Таким образом, занятие муниципальными служащими конкретных должностей предполагает в качестве одного из своих оснований наличие у названных служащих определенных квалификационных разрядов, а если последние в субъекте РФ не установлены, то соответствие муниципальных служащих нормативно установленным квалификационным требованиям.
Информация о работе Правовые основы регулирования труда муниципальных служащих