Правовые основы регулирования труда муниципальных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Муниципальное образование для реализации возложенных на него публичных функций принимает (нанимает) на работу граждан, имеющих соответствующее профессиональное образование. При этом муниципальный служащий наделяется определенным кругом служебных обязанностей в соответствии с занимаемой им должностью, то есть фактически выполняет в этом органе соответствующую трудовую функцию, которая согласно ст. 15 ТК РФ определяется как работа по определенной специальности, квалификации или должности. Выполнение регулярной оплачиваемой работы физическим лицом предполагает наличие трудовых правоотношений.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие муниципальной службы и муниципальных служащих в современном российском законодательстве
1.1. Правовая природа муниципальной службы
1.2. Прием на муниципальную службу, её прохождение и основания прекращения
1.3 Права и обязанности муниципальных служащих
Глава 2. Муниципальный служащий как субъект трудового права
2.1. Становление и развитие законодательства, регулирующего труд муниципальных служащих
2.2. Анализ ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» как основного нормативно-правового акта, регулирующего труд муниципальных служащих
Глава 3. Правовые основы регулирования труда муниципальных служащих
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

труд право.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

5.     доступность  информации о деятельности муниципальных  служащих; 

Принцип доступности информации о деятельности муниципальных служащих закрепляет обязанностью муниципальных  служащих предоставлять гражданам  несекретную информацию о деятельности органов местного самоуправления, муниципальных  органов и муниципальных служащих. Органы местного самоуправления, их должностные  лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Деятельность муниципальных служащих должна быть открыта для общественного контроля, в средствах массовой информации должны демонстрироваться практика деятельности муниципальных органов, сведения о численности муниципальных служащих, материальном обеспечении и другие сведения;

6.     взаимодействие  с общественными объединениями  и гражданами;

Принцип взаимодействия с  общественными объединениями и  гражданами проистекает из п. 1 ст. 32 Конституции РФ, которая определяет право граждан Российской Федерации  на участие в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей3 По сути, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальные служащие и являются представителями, проводниками интересов граждан в управлении вопросами местного значения.

7.      единство  основных требований к муниципальной  службе, а также учет исторических  и иных местных традиций при  прохождении муниципальной службы;  

Принцип единства основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении  муниципальной службы означает, что  все муниципальные служащие должны подчиняться определенной системе  правил, установленных законом, независимо от субъекта Российской Федерации, вида муниципального образования. Принцип  единства основных требований осуществляется посредством закрепления основ  организационно-правового статуса  муниципальной службы, социально-правового  статуса муниципальных служащих. 

8.     правовая  и социальная защищенность муниципальных  служащих;

Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих предусматривает защиту муниципальных  служащих от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность государственных органов  и должностных лиц, физических и  юридических лиц4. Данный принцип означает, что граждане, находящиеся на муниципальной службе, имеют право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий и неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Принцип защищенности муниципальных служащих предполагает обеспечение возможностей успешного прохождения муниципальной службы, предоставление необходимых гарантий и прав, связанных с исполнение должностных обязанностей;

9. ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

Принцип ответственности  муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих  должностных обязанностей отражает фундаментальную установку функционирования муниципальной службы, а именно ответственность  муниципальных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных  обязанностей. В соответствии с Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед  населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Ответственность органов местного самоуправления, должностных лиц  местного самоуправления и муниципальных  служащих перед населением наступает  в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности  органов местного самоуправления, должностных  лиц местного самоуправления и муниципальных  служащих в результате утраты доверия  населения определяются уставами муниципальных  образований. Ответственность органов  местного самоуправления, должностных  лиц местного самоуправления и муниципальных  служащих перед государством, наступает  в случае нарушения ими Конституции  Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных  законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Ответственность органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;

10. внепартийность муниципальной  службы.

Принцип внепартийности призван  оградить муниципальных служащих от влияния и контроля со стороны  той или иной политической партии, от принуждения к членству в политической парии, от дискриминации по политическим признакам при поступлении на муниципальную службу. Принадлежность к той или иной политической партии не может являться причиной для отказа в приеме на муниципальную службу. Принадлежность к той или иной политической партии не может являться основанием для увольнения муниципального служащего. Принцип внепартийности призван не допустить подбора  кадров по политическим мотивам, и создания в муниципальных органах политических партий, общественных организаций или  объединений преследующих политические цели. 

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод:

1. муниципальная служба функционирует в сфере публичной власти и является публично-властной деятельностью;

2. муниципальная служба осуществляется только в органах местного самоуправления;

3. муниципальная служба осуществляется только на должностях муниципальной службы;     

4. принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы;

5. отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

 

 

 

Глава 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЧ ТРУДА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

      Регулирование труда муниципальных служащих, равно как и регулирование вопросов организации местного самоуправления вообще, осуществляется комплексно, нормами ряда отраслей права – прежде всего трудового права и муниципального права. Основные постулаты заложены в Конституции Российской Федерации6. Статья 130 основного закона страны устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В развитие конституционных норм, заложивших правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания, были приняты федеральные законы по основным вопросам организации и деятельности местного самоуправления:

- «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»7. Новый Закон, частично вступивший в силу с 1 января 2006 года, а частично только с 1 января 2009 года, нацелен на обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения, повышение ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за надлежащее исполнение полномочий в рамках их компетенции, усиление государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан. В связи с этим законодателем предпринята попытка значительно модифицировать существующую территориальную организацию местного самоуправления, четко разграничить полномочия и предметы ведения между субъектами РФ и муниципальными образованиями (а также распределить полномочия внутри системы местного самоуправления), создать основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления8.

- «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации»9;

- «Об обеспечении гарантий  конституционных прав граждан  избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления»10;

- «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан Российской Федерации»11.

       Федеральный закон о местном самоуправлении предусматривает, что правовое регулирование муниципальной службы должно осуществляться в основном на федеральном и региональном уровнях. Так, в соответствии с законом из обязательных положений устава муниципального образования исключены условия и порядок организации муниципальной службы. В настоящее время действует Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»12. В то же время на местном уровне могут устанавливаться дополнительные гарантии для муниципальных служащих, определяются размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» является основным в вопросах регулирования труда муниципальных служащих. Данный Закон содержит основные понятия «муниципальная служба», «муниципальная должность»; в нем определена законодательная основа муниципальной службы; основные принципы муниципальной службы; основы статуса муниципального служащего (права, обязанности, ограничения, гарантии и ответственность); основания для прекращения муниципальной службы. Однако данный федеральный закон, как отмечают эксперты, в целом охватив основные вопросы муниципальной службы, содержит недостаточную регламентацию муниципальной службы, что обусловлено необходимостью регулирования местных особенностей муниципальной службы не только на уровне субъекта Федерации, но и на уровне муниципального образования.

      Кроме нормативных актов, непосредственно затрагивающих регулирование деятельности муниципальных образований на территории России, в связи с самим фактом образования в стране муниципальных образований, были внесены соответствующие изменения и дополнения в существующие законы, затрагивающие вопросы компетенции местного самоуправления («О милиции», «О пожарной безопасности», «О Государственной границе», «Об особенностях организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях»). Основополагающие федеральные кодексы и законы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.), содержат значительное количество норм муниципального права. В настоящее время общее количество федеральных нормативных правовых актов, содержащих нормы муниципального права, превышает 1300, в их числе 150 федеральных законов.

       Отметим, что муниципальная служба является профессиональной деятельностью лица. Отсюда следует, что будучи разновидностью общественно-полезного труда, муниципальная служба, как и любая иная профессиональная деятельность, должна регулироваться нормами трудового права.

      Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется на муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе (ст.11 Трудового кодекса[9]) – т.е. в первую очередь с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах муниципальной службы Российской Федерации». Этому соответствует и норма п.3 ст.4 указанного ФЗ.

          Согласно ст.5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Кодексу. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс.

       Исходя из изложенных выше положений ст.5 ТК РФ, некоторые юристы делают выводы о том, что если отдельные нормы законодательства о муниципальной службе не соответствуют Кодексу, то должен применяться Кодекс.

        В ст.11 ТК РФ провозглашается, что Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулируют трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (то есть, пользуясь формулировкой ТК РФ до изменений от 30.06.06 – распространяют свое действие на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем). Однако далее в этой же статье указывается, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

          Обратимся к ст.251 ТК РФ «Особенности регулирования труда». В ней устанавливается, что особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

     Таким образом, в регулировании трудовой деятельности муниципальных служащих специальное законодательство – первично, а трудовое законодательство – субсидиарно.

Информация о работе Правовые основы регулирования труда муниципальных служащих