Право на забастовку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации, провозгласив нашу страну социальным и правовым государством, закрепила право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законами способов их разрешения, включая право на забастовку. Трудовое законодательство развивает конституционные положения и создает правовой механизм для разрешения возникающих трудовых споров – индивидуальных и коллективных. Интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии трудового правоотношения, что, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.

Содержание

Введение 2.
Глава 1. Развития законодательства о трудовых спорах 3
Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам 6
2.1. Забастовочное движение в России в 90-х годах 6
2.2. Причины коллективных трудовых конфликтов и споров 10
Глава 3. Осуществление права на забастовку
3.1. Понятие и виды забастовок в РФ.12.
3.2. Право на забастовку14.
Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ15.
4.1. Объявление и проведение забастовки15.
4.2. Орган возглавляющий забастовку17.
4.3. Права и обязанности спорящих сторон при забастовке19.
4.4 Трудовые отношения в период проведения забастовки21.
Глава 5. Незаконные забастовки в РФ22.
5.1. Локаут25.
5.2. Ответственность за нарушение законодательства о порядке разрешения коллективных трудовых споров26.
Заключение29.
Список литературы32.

Вложенные файлы: 1 файл

Право на забастовку.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Для возобновления забастовки, приостановленной органом, ее возглавляющим, не требуется  повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже (см. ч. 2 ст. 411 ТК РФ). Нет необходимости в повторном прохождении примирительных процедур и в случаях возобновления забастовки, приостанавливаемой по решению собрания (конференции) работников.

О возобновлении забастовки работодатель и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены не позднее чем за три рабочих дня. Орган, возглавляющий забастовку, обязан: 1)  принять зависящие от него меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и работников, работы машин и оборудования,   остановка   которых   представляет   непосредственную   угрозу жизни и здоровью людей;

  1. обеспечить выполнение минимума необходимых работ (услуг) в период проведения забастовки;
  2. по получении решения суда о признании забастовки незаконной немедленно проинформировать ее участников;
  3. по получении решения суда или Правительства РФ о приостановке забастовки или решения суда, предписывающего отложить ее, проинформировать об этом участников забастовки.

 

 

           4.3 Права и обязанности спорящих сторон при забастовке.

      Приняв  решение  об  объявлении  и  избрав  орган,  возглавляющий ее, работники должны предупредить работодателя о  предстоящей  забастовке.  Срок предупреждения – 10 календарных дней (в случае предупредительной  забастовки

–  3  рабочих  дня).это  правило  введено  для   смягчения   неблагоприятных экономических последствий забастовки. В этот период руководство  организации или его обособленных структурных  подразделений  может  принять  необходимые управленческие решения по предотвращению  простоя  работников,  не  желающих участвовать  в   забастовке,   поставить   в   известность   поставщиков   и потребителей,  принять  иные  меры,  позволяющие  сохранить  деловые  связи, конкурентоспособность и рентабельность организации.

      Условие об обязательном предупреждении  работодателя (и о  сроке   этого предупреждения) является одним из  важнейших  элементов  порядка  объявления забастовки.  Несоблюдение   этого   требования   может   повлечь   признание забастовки незаконной.

      На практике работодатель может  быть извещен о  предстоящей   забастовке путем передачи копии решения   об  объявлении  забастовки.   В ней указываются:

- перечень разногласий   сторон  коллективного  трудового   спора,  являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

- дата и время  начала  забастовки,  ее  предполагаемая  продолжительность  и предполагаемое количество участников;

- наименование  органа,  возглавляющего  забастовку,  состав  представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; -  предложения по  минимуму  необходимых  работ (услуг),  выполняемому   в организации,  филиале,  представительстве,  ином  обособленном   структурном подразделении в период проведения забастовки.

      Поскольку участие в забастовке  является добровольным,  работники   даже проголосовавшие за ее объявление могут отказаться от участия в ней.  Поэтому невозможно составить список участников  забастовки  или  указать  их  точное количество.   Вместе  с  тем  ориентировочные  цифры  должны  быть  сообщены работодателю   с   тем,    чтобы    обеспечить    возможность    организации производственного процесса на тех участках, где работники не бастуют[53]. Наименование органа  возглавляющего  забастовку  и  его  состав  в  решении, необходимо для определения ответственных лиц, участвующих  в  примирительных процедурах  в  период  проведения  забастовки,   в   достижении   соглашения относительно   минимума   необходимых   работ   (услуг),   выполнения   иных обязанностей,  предусмотренных  ст.  16   Закона   «О   порядке   разрешения коллективных трудовых споров», от 23 ноября 1995 г. В  период  проведения  забастовки  стороны  коллективного  трудового   спора обязаны продолжить разрешение этого спора  путем  проведения  примирительных процедур. Стороны самостоятельно определяют,  какие  процедуры  должны быть проведены, в каком порядке  ив  какие  сроки.    Продолжение  примирительных процедур является основной обязанностью сторон в ходе забастовки.  Уклонение от участия в них не допускается.

       Работодатель,   органы   исполнительной   власти,   органы   местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять  зависящие от них меры  по  обеспечению  в  период  забастовки  общественного  порядка. Так как значительная доля ответственности ложится именно на них9.

 

4.4 Трудовые отношения в период проведения забастовки.

 

       Участие работника в забастовке не прекращает его трудовых правоотношений с работодателем, поскольку целью забастовки является урегулирование трудового спора по поводу установления условий труда. Соответственно, лица, принимающие участие в забастовке, по общему правилу не имеют намерения прекратить трудовые правоотношения с данным работодателем. Фактически они лишь приостанавливают исполнение своих трудовых обязанностей с тем, чтобы возобновить работу на новых, более выгодных для себя условиях либо прежних условиях, в случае, когда работодатель (объединение работодателей) выступает инициатором изменения условий труда, влекущих ухудшение положение работников.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Заработную плату за время участия в забастовке работодатель вправе не выплачивать, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Вместе с тем коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке. Аналогичные компенсационные выплаты могут производиться также за счет средств профсоюза, принявшего решение об объявлении забастовки.

     Участие работника в законно проводящейся забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и не может служить основанием расторжения трудового договора и применения к работнику иных мер дисциплинарной ответственности. Соответственно, со стороны работников проведение забастовки означает приостановление исполнения ими обязанностей по трудовому договору, и по окончании забастовки они вправе требовать предоставления им возможности продолжать их работу на прежнем месте, а работодатель обязан предоставить ее в соответствии с законодательством и договорами о труде.

     Однако далеко не всегда в забастовке принимают участие все работники организации, филиала, представительства. Причем работники, не участвующие в забастовке, могут быть вследствие ее проведения лишены возможности выполнять свою работу. В таком случае на работодателя возлагается обязанность производить в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде, оплату времени простоя работников, не участвующих в забастовке, но и не выполняющих свои трудовые обязанности. Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный, чем установленный законодательством о труде, порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке.

    Необходимо отметить, что в Российской Федерации забастовки в их классическом понимании проводятся крайне редко. Это связано с финансовыми потерями, которые несут работники, участвующие в забастовке, а также отсутствием у российских профсоюзов забастовочных фондов, за счет которых возможна компенсация их заработной платы, утрачиваемой за время забастовки. Вместе с тем не считающееся забастовкой прекращение работы достаточно часто используется российскими работниками в качестве средства защиты своего права на оплату труда при задержке или ее несвоевременной выплаты работодателем10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Глава 5. Незаконные забастовки.

      В соответствии со статьей  55 Конституции Российской Федерации,  Закона о коллективных трудовых спорах и Трудового кодекса  являются  незаконными  и не допускаются забастовки: а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо  особых  мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном  положении;  в  органах  и организациях  Вооруженных  Сил   Российской   Федерации,   других   военных, военизированных и иных  формированиях  и  организациях,  ведающих  вопросами обеспечения   обороны   страны,    безопасности    государства,    аварийно- спасательных, поисково-спасательных, противопожарных  работ,  предупреждения или   ликвидации   стихийных   бедствий   и   чрезвычайных    ситуаций;    в правоохранительных органах; в организациях,  непосредственно обслуживающих особо опасные виды  производств  или  оборудования,  на  станциях  скорой  и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях,  связанных  с  обеспечением  жизнедеятельности  населения (энергообеспечение,    отопление    и     теплоснабжение,     водоснабжение, газоснабжение,  авиационный,  железнодорожный  и  водный  транспорт,  связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает  угрозу  обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

      Забастовка  при  наличии   коллективного   трудового   спора   является незаконной,  если  она  была  объявлена  без  учета   сроков,   процедур   и требований, предусмотренных Трудовым  Кодексом Российской Федерации.

      Так, директор МУП ПАТП-3 г. Новосибирска, обратился в суд с заявлением о признании проведенной забастовки с  участием  местного  комитета  Соцпрофа незаконной в связи с  несоблюдением  процедуры  предварительного  разрешения коллективного трудового спора, предусмотренного ст.3-8, 12-16 ФЗ «О  порядке разрешения   коллективных   трудовых   споров»...   В   судебном   заседании представители истца дополнили обоснования незаконности забастовки  тем,  что был нарушен принцип добровольности отказа работников от выполнения  трудовых обязанностей и  тем,  что  председателем  МК  Соцпрофа  выдвигались  в  ходе забастовки и иные требования к администрации помимо погашения  задолженности по заработной плате, которые относятся к вопросу  установления  и  изменения условий труда, а потому спорные правоотношения регулируются  указанным  выше Законом[61].

      Решение  о  признании   забастовки  незаконной  принимается   верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами  автономной  области  и  автономных  округов  по  заявлению работодателя или прокурора.

      Решение  суда  доводится   до   сведения   работников   через   орган, возглавляющий  забастовку,  который   обязан   немедленно   проинформировать участников забастовки о решении суда.

      Решение суда о признании забастовки  незаконной, вступившее в  законную силу,  подлежит  немедленному  исполнению.  Работники   обязаны   прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего  дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

      В случае создания непосредственной  угрозы жизни и здоровью  людей   суд вправе не начавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся  - приостановить на тот же срок.

      В случаях, имеющих особое значение  для  обеспечения  жизненно  важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий.  Президент РФ  и Правительство  РФ  вправе  приостановить  забастовку  до   решения   вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

      В случаях, когда забастовка  не может быть проведена в   соответствии  с п.  2,3  ст.17  Закона  о   коллективных   трудовых   спорах,   решение   по коллективному трудовому  спору  в  десятидневный  срок  принимает  Президент Российской Федерации11.

 

5.1. Локаут

 

Локаут — это увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке. В то же время устанавливает однозначный запрет на локаут (ст. 415). Работники не могут быть уволены на любой стадии коллективного трудового спора, включая стадию забастовки.

Если же забастовка признана судом  незаконной, а работники продолжают бастовать, то в этом случае к ним  могут быть применены меры дисциплинарного воздействия (вплоть до увольнения).

В случае увольнения работников в  связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки работодатель или его представители могут быть привлечены к административной ответственности путем наложения административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 534 КоАП).

В законодательстве установлены и  иные формы ответственности за уклонение  от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры.

В случаях, предусмотренных ст. 416 ТК, представители работодателя могут привлекаться к дисциплинарной ответственности. Кроме того, в ряде случаев они могут быть привлечены к административной ответственности.

Информация о работе Право на забастовку