Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 13:30, курсовая работа
Актуальностью темы исследования является то, что формирование эффективных механизмов, обеспечивающих социальную защиту работников, их семей, реализацию права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является важнейшим направлением государственной политики, без должного внимания к которому невозможно решить существующие на сегодняшний день социальные и демографические проблемы. По многим параметрам российская система обязательного социального страхования, призванная решать эти задачи, сходна с наиболее развитыми системами социального страхования в мире, но ее эффективность, к сожалению, нельзя назвать высокой.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний............….6
Понятие и принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний………….6
Понятие социальных страховых рисков……………………………….12
Глава 2. Проблемы реализации права обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний……………………………………………………………………………24
Права и обязанности страховщика и страхователя при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний……………………………………………………..24
Право на получение обеспечения в случае смерти застрахованного лица…………………………………………………………………………………….33
Основания и виды страхового обеспечения……………………….......38
Заключение………………………………………...……………………….......45
Список использованной литературы………………………………………….48
В процедурных правоотношениях страховщик имеет право участвовать в медико-социальной экспертизе, направлять на освидетельствование и участвовать в освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации. Страховщик, также как и страхователь, имеет право защищать интересы застрахованных, в том числе и в суде.
Правовое положение страховщика нуждается в дальнейшем уточнении. Необходимо расширять полномочия Фонда Социального Страхования, в первую очередь предоставив ему право участвовать в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве и осуществлять квалификацию несчастного случая как страхового.
Правовой статус страхователя существенно отличается от правового статуса страховщика.
Страхователем по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является юридическое лицо любой организационно-правовой формы, в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации, либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.35 Социально-страховая правосубъектность страхователя возникает с момента, регистрации, в качестве страхователя, т.е. плательщика страховых взносов.
Права страхователя, установленные Федеральным Законом 125-ФЗ, касаются, в основном, вопросов, связанных с уплатой, страховых взносов. Во-первых, страхователь имеет право участвовать в установлении ему надбавок и скидок к страховому тарифу, а, во-вторых, может требовать участия органа исполнительной власти по труду в проверке правильности установления ему этих надбавок и скидок.
Значимость этого права связана с тем, что вся система социального страхования от несчастных случаев на производстве строится исходя из того, что по-настоящему эффективной она, может быть только тогда, когда страхователь будет экономически заинтересован в максимально возможном снижении травматизма и заболеваемости работников. Такая экономическая заинтересованность создается путем изменения сумм выплат на страхование в зависимости от того, каков риск производственного травматизма у данного страхователя. Размер страхового тарифа зависит от того, к какому классу профессионального риска относится та экономическая деятельность, которую он осуществляет.
Страхователи, осуществляющие один и тот же вид экономической деятельности, платят одинаковые взносы на данный вид страхования. При установлении страхового тарифа главным фактором является характер осуществляемой деятельности, а не страховая история работодателя, условия труда, или применяемые способы предупреждения травматизма, которые играли бы определяющую роль при установлении индивидуального страхового тарифа. И только при установлении скидок и надбавок к тарифу учитываются указанные факторы.
На сегодняшний день в некоторых видах экономической деятельности, например, в угольной промышленности, добыче полезных ископаемых и др., существует многократное превышение расходов по выплате сумм страхового обеспечения в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями над взносами, уплаченными работодателями. По сути, это является прямым дотированием некоторых отраслей производства. Тарифная политика, направленная на поддержание отраслей экономики, в которых применяются отсталые технологии, способы производства, нарушается техника безопасности приводит к ряду негативных последствий. Патерналистская тарифная политика является несправедливой к другим страхователям, а также снижает заинтересованность в обновлении технологий, оборудования, проведения превентивных мероприятий в этих отраслях экономики. Безусловно, поддержка названных видов производств имеет большое экономическое, социальное и политическое значение. Но, по нашему мнению, такие дотации должны осуществляться за счет бюджета, за счет специальных программ, а не за счет общего обременения других страхователей по взносам на социальное страхование. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве направлено на социальную защиту работников и не предназначено для оказания помощи отраслям производства.
Сторонники установления индивидуальных страховых тарифов отмечают, что отраслевая система имеет ряд недостатков. Во-первых, смена страхователем в период хозяйственной деятельности, основного вида деятельности в связи с изменением экономических условий приводит к тому, что установленный страховой тариф, соответствующий подтвержденному виду деятельности, может кардинально не соответствовать уровню расходов по травматизму, сложившемуся в предыдущие годы, когда этот страхователь, занимался другими видами деятельности.
Сторонники индивидуализации страховых тарифов говорят о возможности использования опыта Финляндии. Финская система страхования профессиональных рисков устанавливает сочетанное коллективной ответственности всех работодателей в сочетании с индивидуализацией платежей для крупных компаний.36
В российской Федерации Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006г. №55 утвержден «Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами». Согласно указанному порядку, страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации ряд документов, среди которых основным является справка - подтверждение основного вида экономической деятельности и копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
Пункт 4 Правил устанавливает, что исполнительный орган в двухнедельный, срок с даты представления этих документов уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа. При этом, никаких полномочий по проверке достоверности представленных документов исполнительным органам страховщика не предоставлено.
Подобная проверка возможна только в результате полномасштабной ревизии всей хозяйственной деятельности страхователя за истекший год. Учитывая, что подтверждение основного вида экономической деятельности должно происходить практически одновременно в отношении четырех миллионов зарегистрированных страхователей, приходится сделать вывод о том, что норма о подтверждении основного вида экономической деятельности носит формальный характер. Фактически, на данный момент страхователь самостоятельно определяет для себя класс профессионального риска.
Возможен ряд выходов из сложившейся ситуации: установление индивидуальных тарифов страхователям на основе их страховой истории, предоставление страховщику дополнительных полномочий по отнесению страхователей к тому или иному виду экономической деятельности и др.
Роль страхователя в этом виде социального страхования не ограничивается обязанностью по уплате страховых взносов. С одной стороны, работодатель часто имеет интересы, противоположные интересам работников, например, желая сократить расходы на охрану труда. С другой стороны, он представляет интересы работников перед страховщиком. Отсюда и такое право страхователя, как право защищать не только свои права и законные интересы, но также права и законные интересы застрахованных, в том числе в суде.
Обязанности страхователя значительно многочисленнее его прав. Страхователь обязан уплачивать взносы, за счет которых осуществляется обеспечение. Примечательно, что, как уже упоминалось, невыполнение страхователем этой своей обязанности не влечет потерю или уменьшения права застрахованного на получение обеспечения. В случае, если страхователь имеет задолженность перед страховщиком, его пострадавшие работники будут получать обеспечение в полном объеме.
Другая группа обязанностей страхователя касается его регистрации в этом качестве. Обязательно регистрируются в качестве страхователей все лица, заключающие трудовые договоры, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д.
Невыполнение работодателем своей обязанности зарегистрироваться в качестве страхователя влечет невозможность приобретения его работниками статуса застрахованного лица и получения права на обеспечение.
Физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, на практике не может выступать в качестве страхователя. Этот пробел в российском законодательстве оставляет без права на получение обеспечения тех работников, чей труд используется физическими лицами в домашнем хозяйстве и в других личных целях (домашняя прислуга, водители, няни, личные помощники и др.). Такая ситуация обусловлена тем, что страховые тарифы страховщик рассчитывает исходя из вида осуществляемой экономической деятельности. А лицо, нанимающее работников в обеспечение своих личных нужд, никакой экономической деятельности при этом не осуществляет. Таким образом, данный пробел в нормативном регулировании влечет к лишению прав большой категории работников. Трудовой Кодекс Российской Федерации предусматривает право работника на социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный Закон №125-ФЗ, которые бы определяли процедуру постановки на учет в качестве страхователя физических лиц и, размер взносов, который они обязаны уплачивать на данный вид социального страхования.
Трудовым Кодексом РФ в статье 228 установлен ряд обязанностей работодателя, связанных с несчастными случаями на производстве. При несчастных случаях, работодатель обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию, сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку. После этого работодатель обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в Трудовом Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего.
Обязанности страхователя связаны с его статусом как плательщика страховых взносов, с одной стороны, и субъекта, осуществляющего выплаты, с другой. Страхователь по поручению страховщика выплачивает пострадавшему только пособие по временной нетрудоспособности, все остальные виды обеспечения выплачиваются непосредственно страховщиком. Помимо этого, страхователь обязан собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные сроки необходимые документы, вести отчетность, представлять в учреждения медико-социальной экспертизы заключения органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению страхового случая, своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации или ликвидации37.
Страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
Таким образом, страхователь в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет права и несет обязанности, связанные, во-первых, с уплатой страховых взносов. В этой области, наиболее, проблемным вопросом является подтверждение страховщиком основного вида осуществляемой им экономической деятельности, поскольку существующий порядок фактически позволяет ему делать это произвольно.
Во-вторых, страхователь организует расследование и учет несчастных случаев на производстве. Представляется, что предоставленные страхователю Трудовым Кодексом РФ широкие полномочия без обязательного участия страховщика в расследовании: создают возможность для злоупотреблений.
2.2. Право на получение обеспечения в случае смерти застрахованного лица
Лицами, имеющими право на получение обеспечения являются не только застрахованные, но и члены их семей, в случае смерти застрахованного лица. Правосубъектность членов семьи застрахованного является производной от правосубъектности погибшего работника. Если применять гражданско-правовую терминологию, как пишет М.Ю. Федорова, их можно с известной долей условности назвать выгодоприобретателями. Это означает, что эти лица не являются застрахованными, но получают право на получение страховых выплат в случае наличия социально-страховой правосубъектности погибшего работника.38
Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая, в соответствии со статьей 7 Федерального Закона №125-ФЗ, имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания. Право на получение обеспечения имеет также и ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Таким образом, законодатель связывает право на получение страхового обеспечения членами семьи с такими понятиями как нетрудоспособность и иждивение. При этом в Федеральном Законе №125-ФЗ эти понятия не определены. Необходимо для их разъяснения обращаться к другим федеральным законам. В частности, к части 2 статьи 179 Трудового Кодекса РФ, согласно которой иждивенцами признаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь. Эта помощь является для них постоянным и единственным источником средств к существованию. Аналогичным образом понятие иждивения определяется и в пункте З статьи 9 Федерального Закона №173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».