Проблемы реализации права обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью темы исследования является то, что формирование эффективных механизмов, обеспечивающих социальную защиту работников, их семей, реализацию права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является важнейшим направлением государственной политики, без должного внимания к которому невозможно решить существующие на сегодняшний день социальные и демографические проблемы. По многим параметрам российская система обязательного социального страхования, призванная решать эти задачи, сходна с наиболее развитыми системами социального страхования в мире, но ее эффективность, к сожалению, нельзя назвать высокой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний............….6
Понятие и принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний………….6
Понятие социальных страховых рисков……………………………….12
Глава 2. Проблемы реализации права обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний……………………………………………………………………………24
Права и обязанности страховщика и страхователя при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний……………………………………………………..24
Право на получение обеспечения в случае смерти застрахованного лица…………………………………………………………………………………….33
Основания и виды страхового обеспечения……………………….......38
Заключение………………………………………...……………………….......45
Список использованной литературы………………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_3_kurs_4 (1).docx

— 111.37 Кб (Скачать файл)

Но следует учитывать, что в соответствии с российским законодательством, пострадавшие, чья нетрудоспособность имеет характер постоянной, получают право не только на выплаты по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Одновременно с ежемесячными пособиями, им назначается пенсия по инвалидности. В случае смерти работника члены его семьи имеют право на пенсию по потере кормильца. Некоторые авторы, например С.М. Ковалевский, считают недопустимым такое двойное обеспечение и предлагают внести изменение в действующее законодательство, чтобы исключить предоставление пострадавшим дополнительных имущественных благ сверх возмещения52.

Правоотношения по обеспечению застрахованного или его нетрудоспособных иждивенцев прекращаются в случае смерти указанных лиц, истечения срока, на который назначены ежемесячные страховые выплаты (достижение установленного возраста, окончание или прекращение обучения, восстановление трудоспособности и др.), а также утраты лицом права на получение обеспечения (выход на работу лица, осуществлявшего уход за детьми, внуками, братьями, сестрами пострадавшего, не достигшими возраста 14 лет, либо достигшими этого возраста, но признанными нуждающимися в уходе и т.п.).

В случае пропуска пострадавшим установленного срока переосвидетельствования в учреждении МСЭ ежемесячные страховые выплаты ему приостанавливаются, а также они приостанавливаются в случае непредставления документов, являющихся основанием для продления ежемесячных страховых выплат.

Например, по законодательству Финляндии, супруг работника имеет право на пенсию в связи с потерей кормильца в размере 40% от заработка. Если право на пенсию имеет еще и ребенок, то размер пенсии супруга снижается до 35%, двое детей - 30%, трое детей- 20%, четверо или более - 15%. Размер детской пенсии по отношению к годовому доходу погибшего кормильца, если право на нее имеет один ребенок, составляет 25%, двое - 40%, трое — 50%, четверо и более — 55%. Сумма делится между детьми поровну. При вступлении супруга в повторный брак, ему выплачивается единовременное пособие в размере пенсии за три года.53

В Дании компенсация супругу или другому совместно проживавшему с погибшем лицу выплачивается в течении определенного периода (от 1 года до 10 лет) в размере 30% годового заработка застрахованного. Дети имеют право на выплату 10% заработка умершего, но если погибший являлся единственным родителем - сумма удваивается.54

Таким образом, в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», предусмотрены следующие виды социального обеспечения, а именно: пособие по временной нетрудоспособности, единовременная страховая выплата, ежемесячные страховые выплаты в случае наступления постоянной нетрудоспособности, а также помимо этих выплат осуществляется оплата дополнительных расходов на реабилитацию застрахованных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - важнейшая часть системы социального обеспечения. Введенное в Российской Федерации в 1998 году, оно позволило гарантировать работнику право на обеспечение в случае травмы или заболевания, связанного с его трудовой деятельностью. Система социального страхования призвана обеспечить заинтересованность работодателя в снижении профессионального риска, чтобы максимально снизить число и тяжесть несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Трудовой Кодекс РФ в числе прав работника в сфере охраны труда также содержит право на социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Анализ этой нормы и норм Федерального закона №125-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний должно охватывать всех работников по трудовому договору.

В процессе правоприменения выявляется ряд проблем, связанных с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно:

  1. На сегодняшний день, не имеют права на обеспечение по данному виду социального страхования лица, находящиеся в трудовых отношениях с работодателем - физическим лицом, не осуществляющим хозяйственной деятельности (например, повара, водители, садовники и т.п.). Это связано с тем, что не предусмотрен порядок назначения страхового тарифа такой категории работодателей и они не могут быть зарегистрированы в качестве страхователя55.

Таким образом, данный пробел в нормативном регулировании влечет к лишению прав большой категории работников. Трудовой Кодекс Российской Федерации предусматривает право работника на социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный Закон №125-ФЗ, которые бы определяли процедуру постановки на учет в качестве страхователя физических лиц и, размер взносов, который они обязаны уплачивать на данный вид социального страхования.

  1. Ряд заболеваний, или точнее — определенные стадии ряда заболеваний по Федеральному Закону №125-ФЗ не являются профессиональными, несмотря на свою связь с условиями труда, поскольку не приводят к временной или постоянной утрате трудоспособности. Именно на этой стадии необходимы меры по реабилитации застрахованных. При проведении обследования таких больных, выдается заключение о профессиональном характере заболевания и нуждаемости в реабилитации, но Фонд Социального Страхования не оплачивает такие расходы, поскольку в соответствии с определением, установленным в ФЗ №125, такие профессиональные заболевания не являются страховым случаем, хотя с экономической, демографической, социальной точек зрения очевидно, что выгодней и правильней было бы осуществление ранней реабилитации, позволяющей в будущем сократить издержки на страховое обеспечение и сохранить трудоспособность работника. Для этого необходимо внести изменение в Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №125-ФЗ и исключить указание на утрату трудоспособности как необходимый признак профессионального заболевания. Для признания заболевания страховым случаем должно быть достаточно подтверждение повреждения здоровья и связь этого повреждения с условиями труда.
  2. Российский законодатель определил профессиональное заболевание как хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора или факторов и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. В первую очередь, обращает на себя внимание то, что российский законодатель не предусматривает смерть застрахованного в качестве последствия заболевания, вызванного производственным фактором. На практике же в числе профессиональных заболеваний многие могут стать летальными. Это один из самых серьезных недостатков Федерального Закона №125-ФЗ, поэтому на наш взгляд необходимо внести изменения и признать смерть застрахованного в качестве последствия заболевания, вызванного производственным фактором.
  3. Важнейшей проблемой страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является проблема развития системы реабилитации пострадавших. При анализе российского законодательства, становится очевидным, что неоправданно малое внимание уделяется данной функции социального страхования. К сожалению, несмотря на предусмотренные законом возможности компенсации дополнительных расходов на реабилитацию, пока это далеко не является приоритетной сферой деятельности Фонда Социального Страхования. Необходима выработка таких механизмов, которые помогли бы утвердить принцип приоритета реабилитации в российской системе социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Особенно важно построение механизмов, обеспечивающих раннюю реабилитацию пострадавших. На сегодняшний день сама процедура признания несчастного случая страховым не дает возможности своевременно начинать реабилитационные мероприятия, а признание заболевания профессиональным проводится по такой сложной процедуре, что меры начинают применяться только на той стадии заболевания, на которой они в значительной степени уже бесполезны.

На сегодняшний день российская система страхования от профессиональных рисков является одной из наиболее дешевых среди существующих в мире национальных систем. В российской системе удалось сделать очень небольшими административные издержки, но в дальнейшем необходимо увеличивать расходы на улучшение обеспечения пострадавших и осуществления профилактических мероприятий.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конвенция Международной Организации Труда №187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Женева. 2006. Ратифицирована ФЗ №265 04.10.2010 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №43. – ст. 5792.
  2. Конвенция Международной организации труда от 8 июля 1964 г. №121 «О пособиях в случаях производственного травматизма» [Электронный ресурс] : Режим доступа. – http://www.conventions.ru/view-base.php?id=299 (дата обращения: 22.05.2014).
  3. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ: принят Гос. Думой 21.12.2001; одобрен Советом Федерации от 26.12.2001 (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - №1.
  4. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Текст] : Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №125-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3803.
  5. Об основах обязательного социального страхования [Текст] : Федеральный закон РФ от 16.07.1999 №165-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 29. – Ст. 3686.
  6. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством  [Текст] : Федеральный закон РФ от 29.12.2006 №255-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – №1. – Cт. 18.
  7. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год [Текст] : Федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ (ред. от 02.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – №52 . – Ст. 5592.
  8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст] : Указ Президента от 09.03.2004 №314 (ред. от 22.06.2010) // Российская газета. – 2004. – №50. – Ст. 50.
  9. Об утверждении положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний [Текст] : Постановление Правительства от 15.12.2000 №967 // Собрание законодательства РФ. – 2000. – №52 . – Ст. 5149.
  10. О Фонде социального страхования Российской Федерации [Текст] : Постановление Правительства от 12.02.1994 №101 (ред. от 15.05.2014) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. – №8. – Ст. 599.
  11. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 №580н (ред. от 24.05.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» // Российская газета. – 2013, №15.
  12. Письмо Фонда Социального Страхования от 03.05.2005 №02-18/06-3810 "Обзор по вопросам экспертизы страховых случаев в связи с профессиональным заболеванием" [Электронный ресурс] : Режим доступа. – http://www.fss.ru/ru/fund/social_insurance/124/133.shtml (дата обращения: 22.05.2014).

 

Материалы судебной практики

 

  1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.10.2006 № 407-О по жалобам граждан Вандарьевой М.К., Журбы Н.А., Кондрашовой В.А., Марченко З.И. // КонсультантПлюс – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).
  2. Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20.01.2011 г. по делу № 2-702/11 // КонсультантПлюс – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).
  3. Решение Вачского районного суда Нижегородской области от 23.03.05 по делу № 2-287-05 // КонсультантПлюс – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).
  4. Решение Ленинского районного суда г. Саранска от 15.11.2004 г. по делу № 2-309-04 // КонсультантПлюс – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).
  5. Решение Ардатовского районного суда от 17.01.2005 г. по делу № 2-2338/2004 // КонсультантПлюс – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).
  6. Решение Карачаевского городского суда от 28.06.2005 г. по делу № 2-105-2005 // КонсультантПлюс – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).
  7. Решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 28.04.2009 г. по делу № 5-174-09 // КонсультантПлюс – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).
  8. Решение Красноперекопского районного суда от 14.09.2005 г. по делу №2-291/05 // КонсультантПлюс – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).
  9. Решение Лузского районного суда Кировской области от 16.03.2007 г. по делу №2-25 // КонсультантПлюс – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).
  10. Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.03.2007 г. по делу №2-472/2007 // КонсультантПлюс – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).

 

Учебная и научная литература

 

  1. Аврутский И.В. Квалификация страхового случая и ответственность субъектов страхования / И.В. Аврутский // Вестник государственного социального страхования. – 2007. - №8. – 49 с.
  2. Горшков А.В. Право социального обеспечения : учебник / А.В. Горшков. – Саратов : «Диполь», 2012.— 176 c.
  3. Килимиченко О.П. Социальное страхование в Дании / О.П. Килимиченко // Социальный мир. – 2001. - №10. – 45 с.
  4. Ковалевский С.М. Система правовых институтов защиты от несчастных случаев на производстве как модель юридической защиты от современных медицинских рисков / С.М. Ковалевский // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. – 2013. – №5. – 40 с.
  5. Козлова Т.А. Правовое регулирование назначения выплаты пособия по временной нетрудоспособности / Т.А. Козлова // Трудовое право. – 2013. - № 1. – 40 с.
  6. Кузнецов Г.Л. Финляндия, принципы социальной защиты граждан / Г.Л. Кузнецов // Вестник государственного социального страхования. – 2005. - №4. – 80 с.
  7. Курбанов Р.А. Право социального обеспечения / Р.А. Курбанов. – М. :  ЮНИТА-ДАНА, 2014. – 212 с.
  8. Маркушина И.Ю. Расследование и экспертиза несчастных случаев / И.Ю, Маркушина // Вестник государственного социального страхования. – 2002. - №1. – 30 с.
  9. Мелехин А.И. Лицензирование профессиональной патологии / А.И. Мелехин // Социальный мир. – 2001. - №10. – 30 с.
  10. Пенкович А.А. Реабилитация от слов к делу, термины и реальность / А.А. Пенкович // Вестник государственного социального страхования. – 2004. - №12. – 35 с.
  11. Петров А.Я.  Россия ежегодно теряет почти 2% ВВП из-за неудовлетворительных условий труда / А.Я. Петров // Трудовое право. – 2008. – №9. – 47 с.
  12. Пресняков М.В. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Проблемы практики применения / М.В. Пресняков // Справочник кадровика. – 2012. - №4. – 63 с.
  13. Тощаков О.Л. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Финляндии / О.Л. Тощаков // Социальный мир. – 2001. - №12. – 59 с.
  14. Устинова Т.В. Эквивалентность страховых тарифов расходам на страхование / Т.В. Устинова // Вестник государственного социального страхования. – 2005. - №12. – 29 с.
  15. Файнбург Г.З. Охрана труда и социальное страхование / Г.З. Файнбург // Вестник государственного социального страхования. – 2004. - №1. – 54 с.
  16. Федорова М.Ю. Понятие социального страхования / М.Ю. Федорова // Журнал российского права. – 2012. – №5. – 74 с.

 

 

 

 

 

 

1 Об основах обязательного социального страхования [Текст] : Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №29 . – Ст. 3686.

2 Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Текст] : Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31 . – Ст. 3803.

3 Приказ Минтруда России от 10.12.2012 №580н (ред. от 24.05.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного

травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» // Российская газета. – 2013. – №15.

4 Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ: принят Гос. Думой 21.12.2001; одобрен Советом Федерации от 26.12.2001 (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - №1. – Ст. 225.

5 Петров А.Я.  Россия ежегодно теряет почти 2% ВВП из-за неудовлетворительных условий труда / А.Я. Петров // Трудовое право. – 2008. – №9. – С. 47-52.

6 Конвенция Международной Организации Труда №187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Женева. 2006. Ратифицирована ФЗ №265 04.10.2010 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №43. – ст. 5792.

7 Петров А.Я. Указ. соч. с. 52.

8 Трудовой Кодекс РФ. Ст. 184.

9 Петров А.Я.  Россия ежегодно теряет почти 2% ВВП из-за неудовлетворительных условий труда / А.Я. Петров // Трудовое право. – 2008. – №9. – С. 47-52.

10 Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Текст] : Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31 . – Ст. 3803.

11 Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20.01.2011 г. по делу № 2-702/11 // КонсультантПлюс – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).

            12 Об основах обязательного социального страхования [Текст] : Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №29 . – Ст. 3686.

13 Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве  профессиональных заболеваний [Текст] : Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31 . – Ст. 3803.

14 Маркушина И.Ю. Расследование и экспертиза несчастных случаев / И.Ю, Маркушина // Вестник государственного социального страхования. – 2002. - №1. – С. 30-33.

15 Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ: принят Гос. Думой 21.12.2001; одобрен Советом Федерации от 26.12.2001 (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - №1. – Ст. 227.

Информация о работе Проблемы реализации права обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний