Современная трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:31, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение процессов современной трудовой миграции и проблемы адаптации иностранцев за границей.
Задачи данной работы:
1. Проанализировать процессы современной трудовой миграции в на примере развитых стран и РФ.
2. Изучить проблему адаптации иностранцев за границей.
3. Сформировать выводы и рекомендации по проблеме.

Содержание

Введение 3
1. Современные процессы миграции рабочей силы в мировой экономике на примере развитых стран и РФ 5
1.1. Миграция рабочей силы в развитых странах 5
1.2. Тенденции миграции рабочей силы в РФ в 2004-2006 гг. 12
2. Проблема адаптации иностранцев за границей на примере трудовых мигрантов из Средней Азии 17
Заключение 28
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

современная миграция.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

     Во  Франции в 2003 году обсуждалась новая  правительственная программа, в основу которой положен «контракт о приеме и интеграции». Иммигрантам, прибывающим во Францию на длительный срок или на постоянное проживание, предлагается подписать контракт, суть которого заключается в следующем. Иммигрант обязуется посещать курсы французского языка (от 200 до 500 часов) и курс «Ценности французского общества». Если иммигрант успешно пройдет обучение и получит соответствующий сертификат, то правительство обязуется выдать ему вид на жительство сроком на 10 лет. В противном случае иммигрант получает разрешение на проживание сроком на один год, после чего контракт может быть возобновлен только один раз.

     Другое  направление политики интеграции —  борьба с расизмом, прочими формами  дискриминации и ксенофобией. Хотя формально иммигранты уравнены в правах с обычными гражданами, дискриминация существует, особенно в Европе. Парламенты ряда европейских стран в последнее время приняли соответствующие антидискриминационные законодательные акты или поправки к уже существующим законам. В СМИ все чаще обсуждаются преимущества многонационального общества. Соответствующей проблематике посвящены ежегодные доклады Европейской комиссии о равенстве и борьбе с дискриминацией. В странах Запада функционируют различные государственные и частные программы, направленные на профессиональную, образовательную и психологическую подготовку отдельных групп иммигрантов. Тем не менее межэтнические и межрелигиозные отношения все заметнее обостряются: судя по всему, главные задачи в этой области Западу еще предстоит решить.

1.2. Тенденции миграции рабочей силы  в РФ в 2004-2006 гг.

 

     С 2006 года численность трудоспособного  населения России начнет сокращаться. Ежегодная убыль будет составлять 800 тысяч - по оптимистичному прогнозу и 1, 5 миллиона человек - по пессимистичному. И процесс этот, полагают эксперты, затянется лет на десять. С кем же выполнять задачу по удвоению ВВП? Специалисты сходятся во мнении: одним из главных ресурсов улучшения демографической ситуации становится мигрант.

     Без иностранной рабочей силы не обойтись. И не только из-за проблем с демографией. Есть трудности и профессионального порядка - некем заполнять вакансии. Согласно выборочным социологическим исследованиям, недостаток в квалифицированных специалистах испытывают от 30 до 50% предприятий, а высококвалифицированных рабочих - более 60%. На столичном рынке труда, например, на 32 тысячи зарегистрированных безработных приходится 160 тысяч заявленных вакансий, большинство из которых - рабочие специальности, а также низко-квалифицированньш труд.

     Вряд  ли эти вакансии удастся укомплектовать российскими кадрами, считают специалисты. На рынке труда происходит диспропорция в сторону высшего образования. Так, в прошлом году численность  поступивших в вузы превысила  число учащихся, которые получили аттестат о среднем образовании.

     Проблема  недостатка трудоспособного населения  могла бы быть решена в том числе  и за счет переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. По оценкам специалистов, при  условии всесторонней помощи со стороны  России в страну могут вернуться до 25 миллионов человек. В прошлом месяце президентским распоряжением создана Межведомственная рабочая группа для разработки Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников. Ее проект должен быть представлен уже к 1 июня.3

     Бывшие  граждане СССР тянутся на наш рынок. По данным исследования, проведенного Международной организацией труда, основную массу приезжающих на заработки в Россию составляют граждане Украины (36%), Казахстана (12, 6%), Азербайджана (3, 6%). Как минимум в каждом третьем домохозяйстве в Таджикистане и

     Молдове есть мигрант, работающий в России и  посылающий домой в среднем 100 долларов в месяц. Среди мигрантов немало и граждан из Китая - 3, 1%.

     За  период с 2001 по 2004 год численность трудовой миграции в российскую экономику возросла в 3, 4 раза. В 2005 году, по предварительным данным ФМС, на законных основаниях трудились 650 тысяч мигрантов. Почти половина из них - граждане бывшего СССР. Но основную массу конечно же составляют нелегальные мигранты. Их количество, по разным оценкам, колеблется от 5 до 16 миллионов человек. Согласно проведенным исследованиям, из них на постоянное место жительства в России хотели бы остаться около 28%. В Москве эта цифра еще выше - 40%.

     Россия  окружена более бедными странами с избыточным трудоспособным населением, со слабой экономикой, с целым рядом выталкивающих факторов -безработица, мизерная оплата труда. Например, когда в Таджикистане средняя зарплата была 13 долларов, то в России - более 200. В этих условиях миграция не только необходима, но и неизбежна, считает Елена Тюрюканова, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН.

     Как рассказал министр труда и  социальной защиты населения Республики Таджикистан Зокирджон Вазиров, ежегодный прирост населения в его стране составляет 175 тысяч человек. В то время как на трудовой рынок каждый год поступает 200 тысяч человек, правительству удается создать лишь 100 тысяч рабочих мест. Несмотря на все усилия, безработица растет, и "свободные руки" приезжают на заработки в Россию. Так, в прошлом году 48 тысяч граждан Таджикистана, или 10% населения, находились в России в качестве трудовых мигрантов. Из них 46% нашли себя в строительстве, 29 - в торговле и в сфере услуг, 14 - меняли род деятельности, 3, 5 - в здравоохранении, 3 - в образовании, 2% занимались наукой.

     Эксперты  отмечают, что на рынке уже произошло  разделение труда. В таких отраслях, как строительство, городское коммунальное хозяйство, торговля на рынках, сезонные работы, сельское хозяйство, рынок домашнего труда (сиделки, няньки, садовники в частных домах), часть отраслевого продукта обеспечивается внешними трудовыми мигрантами.

     В Москве, например, уже есть отрасли, в которых от 50 до 100% рабочих мест занято мигрантами - водители общественного транспорта и дворники, например. Однако для беспокойства нет оснований. Как полагает Наталия Власова, заместитель начальника Управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы России, мигранты занимают рабочие места, которые в основном не пользуются спросом у российских граждан из-за низкого уровня оплаты и тяжелых условий труда.

     Иностранные работники создают часть ВВП, обеспечивая определенную конкурентоспособность  ряда российских предприятий, расширяя сеть услуг для населения в сфере транспортного и бытового обслуживания, общественного питания, торговли, здравоохранении и предоставляя эти услуги по невысоким ценам, удовлетворяя тем самым потребности менее обеспеченного населения.

     Вместе  с тем, полагают эксперты, если не вывести из тени черный рынок труда, и без того сложная ситуация может выйти из-под контроля и обернуться для России социальным взрывом. Прежде всего необходима новая, адекватная существующей обстановке миграционная политика, направленная на устранение излишних административных барьеров при регистрации и выдаче разрешений на работу. Предполагается также, что обстановку серьезно оздоровит планируемая в текущем году иммиграционная амнистия, которая позволит легализовать около 1 миллиона мигрантов.

     Проведенная ФМС в октябре - ноябре прошлого года репетиция в виде мини-амнистии уже  дала положительный результат. Эксперимент  проводился в 10 субъектах РФ, он коснулся граждан из государств СНГ, которые  прибыли в Россию в безвизовом порядке (практически из всех государств, за исключением Грузии и Туркмении). По словам Н. Власовой, за короткий срок удалось легализовать 7, 3 тысячи человек на 400 предприятиях. Незаконные мигранты смогли урегулировать свой правовой статус, а работодатель - трудоустроить их на законных основаниях. Люди стали получать нормальную заработную плату, исчезла возможность принудительного труда, предприятия стали платить налоги.

     Согласно  данным исследования, проведенного трудовыми  инспекциями, в 2004 году заработная плата  многих мигрантов превысила средний заработок российских работников на аналогичных предприятиях. Это обусловлено тем, говорит Наталья Жарова, начальник отдела политики занятости Департамента трудовых отношений Минздрава России, что трудовые мигранты приезжают в Россию с основной целью -заработать деньги. Помимо того, что работодатели принудительно заставляют их работать сверх установленной продолжительности дня, многие из них соглашаются еще и на дополнительную сверхурочную работу и в праздничные дни.

     Развитые  страны давно перестали рассматривать денежные переводы мигрантов как утечку капитала из страны, считает Е. Тюрюканова. Теперь это признанный вид перераспределения денежных ресурсов от богатых стран к бедным в целях развития. Эти деньги идут на питание, лечение, образование. В России же пока чаще говорят об этих переводах как о потерянных деньгах, хотя за них мы получаем зачастую больше труда, чем реально оплатили.

     В условиях разворачивающейся "охоты  на мигрантов" для создания миграционно  привлекательного образа России надо все-таки сначала определить реальные потребности страны в рабочей силе. Нужен федеральный банк вакансий и региональные банки занятости.

     Первые  шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в прошлом году Минздрав при  поддержке ряда научных организаций  провел исследование рынка профессий. По словам Н. Жаровой, собрана информация об отраслях экономики - в каком состоянии они находятся, об уровне занятости, условиях труда и размере зарплаты, дан прогноз их развития. Приведен список наиболее востребованных профессий и сводные данные об отраслевых вузах. Поскольку критическая демографическая ситуация характерна для большинства развитых стран, конкуренция между ними будет усиливаться, прогнозируют специалисты. Россия, как и другие государства, заинтересована в привлечении иностранной рабочей силы, прежде всего из СНГ. Страны бывшего СССР связаны с нами социокультурными традициями, знанием русского языка, и это конкурентное преимущество нельзя упустить.4

 

2. Проблема  адаптации иностранцев  за границей на  примере трудовых  мигрантов из Средней  Азии

 

     С начала 1990-х гг. Россия столкнулась с феноменом широкомасштабной миграции из стран центральноазиатского региона. Первоначально самым заметным трендом являлась миграция из Таджикистана. Начало 1990-х годов ознаменовало собой время коренного перелома в ходе развития Таджикистана. После распада Советского Союза республики Средней Азии получили независимость. Становление независимого государства в Таджикистане сопровождалось глубоким экономическим кризисом; шла гражданская война. Тяжелые потрясения, переживаемые республикой, дали старт развитию ряда социальных процессов, ранее не фиксируемых. Таджикистан охватили мощные потоки миграции, которые изменили облик страны, оказали глубокое воздействие на ее социальную, экономическую и политическую жизнь. Чрезвычайным фактором, вызвавшим потоки массовых вынужденных миграций, была гражданская война 1992-93 гг. и продолжавшийся до 1997 г. период политической нестабильности.

     Впоследствии  наиболее значимым миграционным трендом  стала трудовая миграция из республики. Страной притяжения, в первую очередь, выступила Россия. Несмотря на то, что явление трудовой и учебной миграции в Россию отмечалось и ранее (например, трудоустройство на нефтяные промыслы Сибири, торговля, выезд молодежи на всесоюзные ударные стройки, на учебу и т.п.), данное явление приобрело в 1990-е гг. лавинообразный характер.

     Таким образом, самой “старой” миграцией  из республик Средней Азии в Россию является таджикская. Тем не менее, тяжелая социально-экономическая  ситуация в новых независимых  государствах послужили причиной развития трудовой миграции из Узбекистана и Киргизстана. Необходимо отметить, что Туркмения в силу своей закрытости практически не вовлечена в процесс трудовой миграции. Для Казахстана характерно более стабильное экономическое положение, поэтому страна в большей степени является страной-рецепиентом (например, по отношению к Узбекистану), нежели донором. Для смежных регионов Кахазстана и России характерны процессы маятниковой трансграничной миграции.

     Из  всех стран региона в Узбекистане  максимальная численность населения (в настоящий момент порядка 26 миллионов человек), намного превышающая численность населения Таджикистана. Поэтому объем миграции из этих двух стран в настоящее время практически сравнялся. Нужно отметить, что точного учета численности въезжающих в Россию на работу людей не ведется. Экспертные оценки для Таджикистана разнятся в пределах от 0,5 до 1 миллиона человек. Так, по результатам опроса 2003 года С.Олимова и И.Боск приводят сведения о том, что 18% (порядка 600 тысяч человек) взрослых жителей Таджикистана выезжали на заработки в период с 2000 по 2003 год. Следовательно, сходный порядок цифр необходимо принять и для выходцев из Узбекистана. По данным Всероссийской переписи 2002 года, численность таджиков и узбеков в России практически одинакова, и составляет 120-122 тысячи человек для каждой группы. В их числе переписью зафиксировано 64 тысячи человек, имеющих гражданство Таджикистана и 71 тысяча – гражданство Узбекистана. Тем не менее, это только официальные цифры, в действительности они значительно выше. Переписью практически не были учтены сезонные мигранты, а также те, кто не оформлял регистрацию.

     При анализе механизмов адаптации и  стратегий мигрантов в России необходимо отделить значительный по объему массив сезонных мигрантов от людей, работающих и проживающих в России на постоянной основе. Последняя группа также неоднородна; в ней можно выделить людей, получивших гражданство РФ или планирующих это сделать в обозримом будущем.

Информация о работе Современная трудовая миграция