Соотношение законодательства Республики Беларусь и международных стандартов труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:42, контрольная работа

Краткое описание

Международная Организация Труда была основана в 1919 г. после окончания первой мировой войны в ходе послевоенной мирной конференции, проходившей вначале в Париже, а затем в Версале. За создание такой организации выступали еще в XIX в. два промышленника: англичанин Роберт Оуэн (1771-1853) и француз Даниэль Легран (1783-1859).
Необходимость создания такой Организации определялась, по крайней мере, тремя основными причинами.
Первая — политическая. Поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других европейских стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Международная Организация Труда.docx

— 74.17 Кб (Скачать файл)

В Административном совете функционируют постоянные комитеты и комиссии:

- комитет по программе, бюджету и административным вопросам;

- комиссия по распределению членских взносов;

- комитет по регламенту и применению конвенций и рекомендаций;

- комитет по международным организациям;

- комитет по программам; комиссия по профсоюзным свободам;

- комиссия по дискриминации.

Важно также отметить, что в Международной организации труда не существует генерального соглашения о верховном органе Организации.

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом Международной организации труда и центром всей деятельности, которую осуществляет организация под контролем Административного совета и под руководством генерального директора, избираемого на пятилетний срок с возможностью переизбрания на последующие сроки.

При этом полномочия генерального директора  и персонала МБТ носят международный  характер. При исполнении своих обязанностей генеральный директор и персонал МБТ не запрашивают и не принимают инструкций ни от какого правительства, либо иных властей, не относящихся к Организации. Они обязаны воздерживаться от любых действий, несовместимых с их положением международных служащих, ответственных только перед Организацией.

В функции МБТ входят сбор и распространение  сведений по всем вопросам, относящихся  к международному регулированию  условий труда и положения  трудящихся, и, в частности, изучение вопросов, которые предполагается представить  на рассмотрение конференции с целью  принятия международных конвенций, а также проведение различных  специальных исследований, которые  могут быть поручены ему Конференцией или Административным советом. При соблюдении указаний, которые могут быть даны Административным советом, Международное бюро труда:

а) готовит документацию по различным вопросам повестки дня сессии Конференции;

б) оказывает помощь правительствам, по их просьбе и по мере своих возможностей, в выработке законов и правил на основе решений Конференции и в улучшении административной практики и системы инспекции;

в) выполняет обязанности, касающиеся эффективного соблюдения конвенций;

г') редактирует  и издает публикации по проблемам  гигиены и безопасности труда, социального  обеспечения, прав профсоюзов и другим вопросам, представляющим международный  интерес, на английском, французском, испанском  и других языках. Международное бюро труда также имеет ряд полномочий и обязанностей по поручению Конференции  и Административного совета. Так, Бюро осуществляет подготовку и руководит  деятельностью экспертов МОТ  в области технического сотрудничества, а также координирует проекты  международного технического сотрудничества. [4, c.17]

В МОТ развита региональная деятельность, созданы отраслевые (промышленные) комитеты.

Состав отраслевых комитетов определяется каждые два года Административным советом  с учетом предложений государств-членов.

Существуют комитеты по металлообрабатывающей  промышленности, нефтяной и химической промышленности, строительству, гражданскому строительству и общественным работам, лесной и деревообрабатывающей промышленности и нефтяной промышленности, а также  по вопросами социального обеспечения, гигиены и безопасности труда  и т.д. В настоящее время представители Республики Беларусь являются членами ряда отраслевых комитетов.

Кроме вышеназванных рабочих органов, Административным советом формируются  группы консультантов, оказывающих  МОТ консультативные услуги по таким  вопросам, как обучение трудящихся и проблемы трудящихся женщин.

Помимо того, существует и эффективно функционирует еще один рабочий  орган - Комиссия по свободе объединений. Ее состав формируется из числа независимых  экспертов, которые назначаются  Административным советом. Комиссия занимается изучением серьезных нарушений прав профсоюзов. Члены комиссии могут по согласованию с правительствами посетить государство, в котором имело место нарушение прав профсоюзных организаций и провести детальное расследование всех относящихся к делу обстоятельств. По результатам изучения дела Комиссия составляет свое заключение, копии которого направляются всем заинтересованным сторонам.

Созданная как всемирная организация  МОТ фактически замыкалась на европейских  стандартах как в нормотворческой деятельности, так и в организационном плане. Подобное положение вызывало острую критику со стороны неевропейских стран на всех сессиях конференции МОТ, что обусловило необходимость развития региональной деятельности.

Региональные бюро Международной  организации труда расположены  в Москве, Бангкоке, Бейруте, Лиме и  других городах по всему миру.

Одной из основных задач бюро и представительств является также мониторинг действующих программ международного технического сотрудничества.

Каждые 3-4 года проводятся региональные конференции в Африке, Азии, Америке, а также в Европе. Их цель - детальное изучение входящих в компетенцию МОТ проблем того или иного региона. [4, c.20]

Таким образом, во-первых, Международная организация труда является единственной организацией, в которой представители правительств, предпринимателей и трудящихся независимо и равноправно отстаивают свои позиции. В свою очередь, идеологической основой деятельности организации считается принцип социального партнёрства в сфере труда. И, во-вторых, МОТ представлена тремя основными рабочими органами – Международная конференция труда, Административный совет и Международное бюро труда – осуществляющими основную нормотворческую деятельность, в составе которых действуют комитеты и комиссии.

 

 

2 Нормативные акты международной организации труда

Для выполнения своих задач МОТ использует дополняющие друг друга методы работы: разработка, принятие международных норм и осуществление контроля за их соблюдением. Кроме этого, МОТ оказывает государствам техническую помощь в проведении исследований в сфере труда и распространении информации.

Нормотворческая деятельность МОТ  заключается главным образом  в принятии конвенций и рекомендаций. Можно отметить следующие отличительные особенности нормотворческой деятельности МОТ. Во-первых, она осуществляется с участием не только представителей правительств, но и представителей трудящихся и работодателей. Как было показано выше, главные органы МОТ - Международная конференция труда и Административный совет - имеют трехстороннюю структуру. Во-вторых, разработка и принятие конвенций и рекомендаций носят системный или регулярный характер. МОТ ежегодно проводит обзор существующих проблем в сфере труда и стремится урегулировать их путем принятия международных трудовых актов на соответствующих сессиях Международной конференции труда. Нужно отметить, что конвенции и рекомендации принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Хотя процедура обсуждения и принятия конвенции и рекомендации одинакова, их юридическая сила и порядок применения различны. [4, c.23]

Каждый год Административный совет рассматривает предложения и принимает повестку дня предстоящей сессии Конференции. Международное бюро труда готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика различных стран. Генеральный директор направляет в Административный совет специальный документ, содержащий ряд возможных тем, которые могут быть рассмотрены Конференцией с целью последующего принятия соответствующей трудовой нормы.

На Конференции все поступившие проекты рассматриваются специально создаваемым с этой целью трехсторонним комитетом (представители правительств, предпринимателей и профсоюзов).

После включения в повестку дня сессии Конференции двух пунктов, оставшихся от предыдущей сессии, может быть принято решение о включении в повестку дня еще двух новых пунктов. Для изучения и определения возможной темы Конференции необходимо около двух лет.

На Конференции, в повестку дня  которой внесен вопрос о принятии конвенции, создается трехсторонний комитет из числа делегатов, на рассмотрение которого предлагается подготовленное Секретариатом МОТ сравнительное исследование законодательства и практики различных стран по изучаемому вопросу. По результатам этого исследования МБТ рассылает правительствам вопросник за год до начала конференции. Проведение таких согласований дает возможность заинтересованным сторонам внести замечания и предложения по тексту будущего документа. [4, c.24]

Международное бюро труда готовит доклад и первичный проект нормы на основе полученных от правительств ответов. Затем этот проект рассматривается в соответствующем комитете. Итоги обсуждения одобряются на пленарном заседании Конференции. Конференция решает, «следует ли придать этим пред ложениям форму: а) международной конвенции или б) рекомендации...»1 и принимает решение о включении этого вопроса на второе обсуждение на следующей сессии. В обоих случаях большинство в две трети голосов необходимо для окончательного принятия Конференцией конвенции или рекомендации.

Конвенция после ее ратификации  не менее чем двумя государствами - членами МОТ становится международным соглашением и налагает обязательства как на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие их государства. Однако для каждого государства - члена МОТ она приобретает силу закона с момента ратификации ее высшим законодательным органом. Государство, которое ратифицировало Конвенцию, обязано принять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь. Кроме того, оно обязано раз в 2-4 года представлять в МОТ доклады о принятых мерах по эффективному применению ратифицированной конвенции.

Рекомендации не являются международным договором и не требуют ратификации, поэтому не обладают юридической силой конвенций. Они представляют собой обращенное к государствам предложение ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендация, как правило, детализирует, уточняет и дополняет положения конвенции, делает их содержание более полным.

Вопрос о классификации конвенций и рекомендаций МОТ является достаточно сложным и динамичным.

На  данный момент международной организацией труда принято 189 конвенций и 200 рекомендаций. Конвенции и рекомендации охватывают по существу все основные вопросы труда, занятости и социально-трудовых отношений и образуют Международный трудовой кодекс.

 

2.1 Акты, осуществляющие защиту основных  прав и свобод человека в  области труда

Среди международных норм, закрепляющих основные права человека в области  труда, важное место занимают конвенции  МОТ.

Конвенция № 29 «О принудительном труде» обязывает государства, которые  ратифицируют ее, упразднить применение принудительного труда во всех его  формах. [9, c. 746]

Принудительный труд определяется как всякая работа или служба, выполняемая  каким-либо лицом под угрозой  насилия при условии, если это  лицо не предложило добровольно свои услуги. Однако Конвенция не применяется  в отношении пяти видов обязательного  труда или службы: обязательной воинской службы, исправительных работ, работ, необходимость  которых вызвана чрезвычайными  обстоятельствами, и (мелких) сельскохозяйственных работ.

Конвенция № 105 «Об упразднении  принудительного труда» расширяет  круг обязательств государств по устранению принудительного труда. Запрещаются все виды принудительного или обязательного труда в следующих случаях:

  • в качестве средств политического воздействия или наказания за выражение политических взглядов и идеологических убеждений, противоположных установленным существующей системой власти;
  • в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • в качестве средств поддержания трудовой дисциплины;
  • в качестве средств наказания за участие в забастовке;
  • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания .

Нормы, содержащиеся в конвенциях: № 100 «О равном вознаграждении», № 111 «О дискриминации в области труда  и занятий», № 156 «О трудящихся с  семейными обязанностями», направлены против дискриминации в сфере  трудовых отношений.

Под дискриминацией понимается всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения, приводящие к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Не является дискриминацией установление льгот и преимуществ для граждан, нуждающихся в особой защите и помощи по соображениям пола, возраста, физической неполноценности, семейных обстоятельств, социального положения или культурного уровня.

Конвенция№ 169 «Окоренных народах, ведущих племенной образ жизни» предусматривает защиту национальных меньшинств с тем, чтобы они могли сохранить свой образ жизни без принудительной ассимиляции. [9, c.747]

 

 

 

2.2 Акты, относящиеся к обеспечению  занятости, защите от безработицы

Общие положения о защите от безработицы, предусмотренные во Всеобщей декларации прав человека, были развернуты и конкретизированы в конвенциях МОТ. Среди них можно выделить нормативные акты общего действия и акты, относящиеся к определенным группам трудящихся: инвалидам, женщинам, молодежи, пожилым работникам, работникам-мигрантам или к определенным отраслям — сельскому хозяйству, морскому судоходству.

Конвенция № 122 «О политике в области занятости» провозглашает в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной занятости трудоспособного населения в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и решения проблемы безработицы. Там, в частности, говорится, что усилия государств должны быть направлены на обеспечение работой всех, кто ее ищет и готов приступить к ней, и чтобы эта работа была как можно более продуктивной. [9, c. 748]

Информация о работе Соотношение законодательства Республики Беларусь и международных стандартов труда