Соотношение законодательства Республики Беларусь и международных стандартов труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:42, контрольная работа

Краткое описание

Международная Организация Труда была основана в 1919 г. после окончания первой мировой войны в ходе послевоенной мирной конференции, проходившей вначале в Париже, а затем в Версале. За создание такой организации выступали еще в XIX в. два промышленника: англичанин Роберт Оуэн (1771-1853) и француз Даниэль Легран (1783-1859).
Необходимость создания такой Организации определялась, по крайней мере, тремя основными причинами.
Первая — политическая. Поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других европейских стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Международная Организация Труда.docx

— 74.17 Кб (Скачать файл)

Конвенция №135 направлена на защиту представителей трудящихся. Она определяет, что  представители трудящихся, которые  признаны таковыми в соответствии с  национальным законодательством или  практикой, должны пользоваться защитой  от любого действия, которое может  нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе. Представителям трудящих¬ся должны предоставляться на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Конвенция №141 закрепляет право сельских трудящихся на создание собственных  организаций. Термин «сельские трудящиеся» означает любое лицо, занятое в сельских районах на сельскохозяйственных работах, в ремеслах или в смежных профессиях, независимо от того, является ли оно лицом, работающим по найму, или является арендатором, издольщиком или мелким земледельцем. Вместе с тем она применяется только к тем арендаторам, издольщикам или мелким земледельцам, которые получают свой основной доход от сельского хозяйства и обрабатывают землю сами, с помощью своих семей или используют помощь третьих лиц не на постоянной основе. [9, c. 759-760]

Конвенция № 151 предусматривает, что  государственные служащие пользуются надлежащей защитой против любых  дискриминационных действий, направленных на ущемление объединения в области  занятости.

Конвенция № 154 предусматривает принятие мер, соответствующих национальным условиям, для содействия коллективным переговорам. Конвенция определяет цели указанных мер и уточняет, что ее положения не препятствуют функционированию существующей системы трудовых отношений, где коллективные переговоры проходят в рамках примирительного и арбитражного механизма или органов, в которых стороны, ведущие коллективные переговоры, добровольно принимают участие.

Положения Конвенции № 154 дополняются  и развиваются в рекомендациях  МОТ № 91 и № 92. [9, 761-762]

Таким образом, из вышеизложенного следует, что нормотворческая деятельность МОТ заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций, которые охватывают по существу все основные вопросы труда, занятости и социально-трудовых отношений и образуют Международный трудовой кодекс. В свою очередь, по содержанию выделяют акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда; акты, относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы; акты, регулирующие условия труда; акты по технике безопасности и производственной санитарии; акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите; акты, регулирующие труд отдельных категорий работников и сотрудничество организаций работников и нанимателей государств.

 

3. Соотношение законодательства  Республики Беларусь и международных  стандартов труда

К общепризнанным международным стандартам труда  принято относить:

  • международные стандарты труда по обеспечению свободы труда и запрета принудительного труда;
  • международные нормы об обеспечении равенства и запрета дискриминации в трудовых и связанных с ними отношений;
  • принцип свободы объединения (ассоциации);
  • международные стандарты по социальной справедливости и достойному труду и иные.

Принцип свободы труда в литературе определяется как «руководящая нравственная правовая идея, в соответствии с которой никто не может принуждаться к труду» [10, с. 89] Л.Ю. Бугров рассматривает свободу труда в философском, социально-экономическом и юридическом аспекте. В философском смысле свобода личности (а также свобода ассоциации) включает добровольный и творческий выбор личности (ассоциации); практическую реализацию ею или группой осознанного и избранного. В социально-экономическом аспекте свобода характеризуется способами привлечения к труду, организацией труда и распределения его результатов. Суть свободы труда в юридическом аспекте в том, что это совокупность юридических форм, т.е. принципы, декларации, иные виды норм права, положения, выработанные в правоприменительной деятельности и соответствующие таким нормам правоотношения.

Понятие принудительного или обязательного  труда было дано в Конвенции МОТ  № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 г. (далее - Конвенция МОТ  № 29), вместе с которой были приняты  Рекомендации № 35 «О косвенном принуждении  к труду» и № 36 «О регламентации  принудительного труда». Конвенция  МОТ № 29 ратифицирована Республикой  Беларусь 30.06.1956 г.

В развитие Конвенции МОТ № 29 в 1957 г. была принята Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда», ратифицированная Республикой Беларусь 22.02.1995 г. (далее - Конвенция МОТ № 105).

Важным документом в обеспечении свободы труда является Всеобщая декларация прав человека, которая принята на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217А (III) от 10.12.1948 г. (далее - Всеобщая декларация прав человека 1948 г.) [11]. Это универсальный международный договор, в котором систематизированы и провозглашены основные права и свободы, предоставляемые каждому человеку на Земле, в том числе и свобода труда (ч. 1 ст. 23).

Запрет применения принудительного или обязательного труда также установлен в ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее -Пакт о гражданских и политических правах). [7]

Республика Беларусь не только ратифицировала многочисленные международные конвенции, но и закрепила соответствующие нормы относительно свободы труда и запрета принудительного труда в национальном законодательстве. В ст. 41 Конституции Республики Беларусь принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Кроме запрещения принудительно труда  в ст. 13 ТК указано, что понимается под принудительным трудом. В частности, к нему относится работа, требуемая от работника под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия, в том числе в качестве:

1) средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

2) метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

3) средства поддержания трудовой дисциплины;

4) средства наказания за участие в забастовках.

В частности, Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24.11.2006 г. № 18 предусматривает, что не работающие родители, у которых были отобраны дети вследствие ненадлежащего ухода за ними в принудительном порядке трудоустраиваются соответствующими органами; родители, не справляющиеся с выплатами расходов на прежних местах работы, по судебному постановлению, принудительно трудоустраиваются на новые рабочие места .[3]

Учитывая несовершенство законодательства, в отдельных нормах можно усмотреть латентные возможности использования принудительного труда. Например, в ст. 1181 ТК предусмотрено, что при ненормированном рабочем дне наниматель вправе привлекать работников эпизодически к работе сверх установленной нормы продолжительности рабочего времени. Понятие «эпизодически» может толковать неоднозначно. В целях предотвращения систематического привлечения работников к работе сверх нормы в данной статье следует предусмотреть конкретную периодичность такого вида работ.

Важным в искоренении принудительного труда является улучшение социально-экономических условий, порождающих принудительный труд, а также возможность привлечения виновных лиц к ответственности. Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК) предусматривает ответственность за торговлю людьми (ст. 181 УК), использование рабского труда (ст. 1811 УК), незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (ст. 187 УК). При этом термин «эксплуатация» в указанных статьях использует в самом широком значении как незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг в случае, если он по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством. За принуждение к труду может наступить и административная ответственность. Пункт 4 ст. 9.19 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь от 21.04.2003 г. (далее - КоАП) предусматривает ответственность в виде штрафа за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями  9.16-9.18  КоАП и частями  1  и  3  ст. 9.19, причинившие вред работнику. Обнаружение и наказание виновных в такого рода преступлениях и административных правонарушениях возможно с помощью поддержки жертв, открыто говорящих о применении в отношении их принудительного труда.

Дискриминация в сфере трудовых и связанных с ними отношений - одна из глобальных проблем, которая существовала всегда и везде, на которую постоянно обращается внимание, как на национальном, так и международном уровнях и которой посвящены многочисленные исследования.

Далее рассмотрим важнейшие международные  акты, которые касаются вопросов дискриминации. В ст. 2 Филадельфийской декларации «О целях и задачах Международной организации труда» от 10.05.1944 г. установлено, что все люди независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

По вопросам дискриминации МОТ  принято две фундаментальные (основополагающие) конвенции. Конвенция МОТ № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд» 1951 г., ратифицированная Республикой Беларусь 30.06.1956 г., вместе с одноименной Рекомендацией МОТ № 90. Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» 1958 г., ратифицированная Республикой Беларусь 31.01.1961 г., вместе с одноименной Рекомендацией МОТ № 111. Также в ст. 2 Женевской декларации МОТ закрепляется недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Конвенция МОТ №156 «О равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями» 1981 г. (Республикой Беларусь не ратифицирована) определяет права в сфере трудовых отношений, как мужчин, так и женщин, выполняющих семейные обязанности но уходу за ребенком или иным членом семьи, нуждающимся в помощи.

В ст.1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено, что все люди рождаются свободными и равными  в своем достоинстве и правах. В ст. 2 устанавливается запрет дискриминации по каким бы то ни было различиям, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Аналогичное положение закреплено в ч. 1 ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах, в ч. 2 ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Защита от дискриминации распространяется на все сферы труда и занятости, включая доступ к образованию, профессиональной ориентации и подготовке; доступ к самостоятельной занятости, работе по найму или к государственной службе; доступ к службам трудоустройства; доступ к организациям нанимателей и работников; продвижение по службе; участие в коллективных переговорах; равную оплату за равноценный труд; доступ к социальному обеспечению; и другие условия труда, в том числе профессиональную безопасность и гигиену труда, рабочее время, время отдыха, отпуск. Для установления факта дискриминации не обязательно наличие умысла.

Запрет дискриминации закреплен в ст. 14 Европейской конвенции о защите, прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Европейская конвенция по правам человека). Несмотря на то, что Республика Беларусь не является членом Совета Европы, по мнению Г.А. Василевича, белорусским судам следует обращать внимание на судебную практику Европейского суда, а также на нормы Европейской конвенции по правам человека. Кроме того, Конституционный суд Республики Беларусь в своих решениях иногда ссылается на отдельные договоры Совета Европы. [5]

В ст. 14 ТК Республики Беларусь устанавливается запрет на ограничение в трудовых правах или получении каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей.

Кроме указанных в ст. 14 ТК дискриминационных признаков, абз. 2 ч. 2 ст. 10 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» от 15.06.2006 г. относит к ним возраст, место жительства и иные обстоятельства, не связанные с деловыми качествами и не обусловленные спецификой трудовой функции или статусом работника.

В ч. 4 ст. 14 ТК установлено, что лица, считающие, что они подверглись  дискриминации в сфере трудовых отношений, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации. Следует отметить, что в белорусском законодательстве также предусмотрена административная и уголовная ответственность в случае дискриминационных действий. Статья 190 УК предусматривает наказание за умышленное прямое или косвенное нарушение, либо ограничение прав и свобод, либо установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившие существенный вред правам, свободам и законным интересам гражданина. Кроме того, ст. 199 УК устанавливает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности. Административная ответственность может наступить за дискриминационные действия в сфере труда, причинившие вред работнику на основании ч. 4 ст. 9.19 КоАП.

Среди основных международных договоров, закрепляющих гарантии в сфере свободы объединений, можно указать Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г. (ст. 20, ч. 4 ст. 23); Документ копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 г. (ст. 9.3, 10.3.); Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств, утвержденную Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 29.10.1994 г. (ст. 46); Европейскую конвенцию по правам человека (ст. 11).

Информация о работе Соотношение законодательства Республики Беларусь и международных стандартов труда