Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 23:16, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Трудовое право, благодаря своеобразию своего предмета, имеет и своеобразный круг субъектов, нацеленных на правовое обеспечение производства и на защиту человека и его прав в сфере применения труда.
Цель курсового исследования – систематизация основных понятий и положений в области взаимоотношений субъектов трудового права.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 5
1.1 Понятие субъекта трудового права 5
1.2 Виды субъектов трудового права, их краткая характеристика 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА 13
2.1 Работник и работодатель как основные участники трудовых правоотношений………………………………………………………………..13
2.2 Стороны социального партнерства как субъекты трудового права 21
2.3 Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Кроме представителей работников и работодателей, существуют такие участники отношений по социальному партнерству, как органы государственной (исполнительной) власти и органы местного самоуправления.
Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъектов РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Органы
местного самоуправления, будучи участниками
отношений социального
Органы
государственной власти и органы местного
самоуправления являются сторонами социального
партнерства лишь в тех случаях, когда
они выступают в качестве работодателей,
а также в других случаях, предусмотренным
трудовым законодательством.24
2.3
Органы государственной власти и местного
самоуправления как субъекты трудового
права
Органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать в качестве работодателей для лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе. В этом случае их следует рассматривать как одного из участников трудовых отношений, то есть работодателя. Вопрос о работодателях как субъектах трудового права нами уже рассмотрен.
В соответствии со ст. 34 ТК РФ органы государственной власти и местного самоуправления могут осуществлять представительство организаций, финансируемых из соответствующего бюджета, при договорной регламентации отношений в сфере труда. В подобной ситуации они не выступают в качестве работодателя. По этой причине они должны быть признаны особыми субъектами трудового права. Такое признание влечет за собой и определенные правовые последствия. Например, при заключении соглашения участвовал не только работодатель, то есть организация, с которой работники состоят в трудовых отношениях, но и орган местного самоуправления. В этом случае претензии при неисполнении условий заключенного соглашения могут быть предъявлены и непосредственно к работодателю, и к органу местного самоуправления.
В ч. 9 ст. 45 ТК РФ сказано о том, что соглашения по договоренности представителей работодателей и работников могут быть двухсторонними и трехсторонними. Названные соглашения могут быть заключены на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Помимо представителей работников и работодателей по их взаимному решению в качестве третьей стороны соглашения могут быть привлечены органы государственной власти или местного самоуправления в зависимости от уровня заключаемого соглашения. Как сторона соглашения органы государственной власти и местного самоуправления обязаны выполнить касающиеся их деятельности условия соглашений. При возникновении спора о предоставлении льгот и преимуществ по соглашению, заключенному с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления, этот орган будет выступать в качестве ответчика в КТС или суде. При обжаловании в судебном порядке условий указанных соглашений на предмет признания их недействительными органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве заинтересованных лиц. Естественно, при невыполнении условий соглашений, заключенных с их участием, органы государственной власти вправе предъявить претензии, в том числе и в судебном порядке, к работодателям и представителям работников по поводу невыполнения содержащихся в таких соглашениях условий. Реализация данного права и исполнение указанных обязанностей свидетельствуют о наличии у органов государственной власти и местного самоуправления элементов правового статуса субъекта трудового права.
Органы государственной власти и местного самоуправления следует признавать субъектами трудового права не только при их непосредственном участии в заключении соглашений. Как известно, отдельные организации существуют в основном за счет средств бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления. К числу этих организаций, например, относятся учреждения здравоохранения, культуры, государственные образовательные учреждения. Несмотря на то что указанные организации являются работодателем по отношению к принятым на работу, они не могут самостоятельно выполнять обязанности работодателя перед работниками. В частности, при отсутствии достаточного бюджетного финансирования перечисленные организации не имеют возможности выполнить обязанность по оплате труда работников.
В подобных ситуациях предъявление претензий к работодателю и даже вынесение решения о взыскании заработной платы с работодателя в пользу работников не может решить проблему реального получения работниками заработанного. В этом случае работники вправе обратиться с иском о взыскании заработной платы не только к работодателю, но и соответствующему органу государственной власти или местного самоуправления, который должен осуществлять финансирование организации, с которой работники состоят в трудовых отношениях. Очевидно, что обязанность по осуществлению финансирования в рассматриваемой ситуации возникает у органов государственной власти и местного самоуправления не только перед организацией, существующей на их счет, но и перед работниками, которые не получают заработную плату вследствие недостаточного финансирования из бюджета органа государственной власти или местного самоуправления.
В подобной ситуации имеются основания для взыскания в солидарном порядке с организации и органа государственной власти или местного самоуправления не выплаченной работникам заработной платы, поскольку данный вид ответственности вытекает из содержания действующего законодательства, так как потеря заработной платы работниками связана с совместными неправомерными действиями работодателя и органа государственной власти или местного самоуправления.
В
свою очередь, орган государственной
власти или местного самоуправления
вправе предъявить претензии к работодателю,
который нецелевым образом
Перечисленные элементы правового положения органов государственной власти и местного самоуправления позволяют признать их субъектами трудового права. Очевидно, что эти органы могут выступать в качестве непосредственных участников отношений по договорному регулированию в сфере труда и по урегулированию трудовых споров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение мне бы хотелось сказать о том, что круг субъектов трудового права очень велик, и каждый из них имеет свои характерные особенности, которые обусловлены характеристикой тех отношений, субъектами которых они в свою очередь являются.
Хотелось бы также отметить, что само по себе трудовое право достаточно специфично, и имеет две основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны оно нацелено на правовое обеспечение производства, а с другой – на защиту человека и его прав в сфере применения труда. Первая функция касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а другая – как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников. На социальную роль трудового права указывает Ю.А. Тихомиров, который, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, говоря о том, что оно предназначено не только для реализации и защиты отдельных прав граждан, но и их совокупной охраны. А С.А. Иванов указал, что трудовое право сложилось на базе не только частного, но и публичного права, что обусловило своеобразный социальный характер трудового права, которое развивается, главным образом, по своим собственным законам, в значительной мере отличающимся от гражданско-правовых. Отсюда и такая своеобразность субъектов трудового права.
На основе рассмотренного материала можно сказать, что для трудового права Российской Федерации характерны, прежде всего, субъекты, непосредственно участвующие в функционировании рынка труда, в применении и организации трудовых процессов. Это трудоспособные граждане (работники), организации (работодатели) и стороны социального партнерства. Все перечисленные субъекты по закону наделяются правовым статусом, который дает им возможность участвовать в конкретных правоотношениях. А что касается сочетания правоспособности и дееспособности в трудовом праве, то это сочетание имеет свою особенность. Например, в гражданском праве правоспособность и дееспособность не совпадают по субъектам: лицо может обладать гражданской правоспособностью, но не обладать гражданской дееспособностью. Гражданская дееспособность возникает в момент рождения гражданина и прекращается со смертью, а дееспособность возникает по достижении 18 лет.
Кроме того, лица, признанные судом недееспособными вследствие психического заболевания, тем не менее, обладают правами, являются правоспособными, так как их права могут защищать и отстаивать их представители. В трудовом же праве, дееспособность и правоспособность совпадают, и образуют общее понятие, как правосубъектность. А выступать субъекты трудового права могут только в личном качестве.
Рассмотрев права и обязанности работников и работодателей, можно сделать вывод, что у работников больше прав, чем обязанностей. У работодателей же наоборот, что вполне разумно и соответствует признакам демократизма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ