Субъекты трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Трудовое право, благодаря своеобразию своего предмета, имеет и своеобразный круг субъектов, нацеленных на правовое обеспечение производства и на защиту человека и его прав в сфере применения труда.
Цель курсового исследования – систематизация основных понятий и положений в области взаимоотношений субъектов трудового права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 5

1.1 Понятие субъекта трудового права 5

1.2 Виды субъектов трудового права, их краткая характеристика 8

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА 13

2.1 Работник и работодатель как основные участники трудовых правоотношений………………………………………………………………..13

2.2 Стороны социального партнерства как субъекты трудового права 21

2.3 Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая трудовое.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)
  1. проведении коллективных переговоров;
  2. заключении или изменении соглашений;
  3. разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;
  4. осуществлении контроля за выполнением соглашений;
  5. формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности.23

     Кроме представителей работников и работодателей, существуют такие участники отношений по социальному партнерству, как органы государственной (исполнительной) власти и органы местного самоуправления.

     Органы  исполнительной власти представляют государство  в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют  определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъектов РФ при решении вопросов, связанных  с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

     Органы  местного самоуправления, будучи участниками  отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования.

     Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренным трудовым законодательством.24 

     2.3 Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права 

     Органы  государственной власти и местного самоуправления могут выступать  в качестве работодателей для  лиц, находящихся на государственной  или муниципальной службе. В этом случае их следует рассматривать как одного из участников трудовых отношений, то есть работодателя. Вопрос о работодателях как субъектах трудового права нами уже рассмотрен.

     В соответствии со ст. 34 ТК РФ органы государственной  власти и местного самоуправления могут осуществлять представительство организаций, финансируемых из соответствующего бюджета, при договорной регламентации отношений в сфере труда. В подобной ситуации они не выступают в качестве работодателя. По этой причине они должны быть признаны особыми субъектами трудового права. Такое признание влечет за собой и определенные правовые последствия. Например, при заключении соглашения участвовал не только работодатель, то есть организация, с которой работники состоят в трудовых отношениях, но и орган местного самоуправления. В этом случае претензии при неисполнении условий заключенного соглашения могут быть предъявлены и непосредственно к работодателю, и к органу местного самоуправления.

     В ч. 9 ст. 45 ТК РФ сказано о том, что  соглашения по договоренности представителей работодателей и работников могут быть двухсторонними и трехсторонними. Названные соглашения могут быть заключены на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Помимо представителей работников и работодателей по их взаимному решению в качестве третьей стороны соглашения могут быть привлечены органы государственной власти или местного самоуправления в зависимости от уровня заключаемого соглашения. Как сторона соглашения органы государственной власти и местного самоуправления обязаны выполнить касающиеся их деятельности условия соглашений. При возникновении спора о предоставлении льгот и преимуществ по соглашению, заключенному с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления, этот орган будет выступать в качестве ответчика в КТС или суде. При обжаловании в судебном порядке условий указанных соглашений на предмет признания их недействительными органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве заинтересованных лиц. Естественно, при невыполнении условий соглашений, заключенных с их участием, органы государственной власти вправе предъявить претензии, в том числе и в судебном порядке, к работодателям и представителям работников по поводу невыполнения содержащихся в таких соглашениях условий. Реализация данного права и исполнение указанных обязанностей свидетельствуют о наличии у органов государственной власти и местного самоуправления элементов правового статуса субъекта трудового права.

     Органы  государственной власти и местного самоуправления следует признавать субъектами трудового права не только при их непосредственном участии в заключении соглашений. Как известно, отдельные организации существуют в основном за счет средств бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления. К числу этих организаций, например, относятся учреждения здравоохранения, культуры, государственные образовательные учреждения. Несмотря на то что указанные организации являются работодателем по отношению к принятым на работу, они не могут самостоятельно выполнять обязанности работодателя перед работниками. В частности, при отсутствии достаточного бюджетного финансирования перечисленные организации не имеют возможности выполнить обязанность по оплате труда работников.

     В подобных ситуациях предъявление претензий к работодателю и даже вынесение решения о взыскании заработной платы с работодателя в пользу работников не может решить проблему реального получения работниками заработанного. В этом случае работники вправе обратиться с иском о взыскании заработной платы не только к работодателю, но и соответствующему органу государственной власти или местного самоуправления, который должен осуществлять финансирование организации, с которой работники состоят в трудовых отношениях. Очевидно, что обязанность по осуществлению финансирования в рассматриваемой ситуации возникает у органов государственной власти и местного самоуправления не только перед организацией, существующей на их счет, но и перед работниками, которые не получают заработную плату вследствие недостаточного финансирования из бюджета органа государственной власти или местного самоуправления.

     В подобной ситуации имеются основания  для взыскания в солидарном порядке  с организации и органа государственной  власти или местного самоуправления не выплаченной работникам заработной платы, поскольку данный вид ответственности вытекает из содержания действующего законодательства, так как потеря заработной платы работниками связана с совместными неправомерными действиями работодателя и органа государственной власти или местного самоуправления.

     В свою очередь, орган государственной  власти или местного самоуправления вправе предъявить претензии к работодателю, который нецелевым образом использовал  средства, выделенные на выплату заработной платы работников. Работодатель также  не лишен права требовать в судебном порядке необходимых для выполнения своих обязанностей перед работниками средств от органа государственной власти или местного самоуправления, осуществляющего финансирование.

     Перечисленные элементы правового положения органов государственной власти и местного самоуправления позволяют признать их субъектами трудового права. Очевидно, что эти органы могут выступать в качестве непосредственных участников отношений по договорному регулированию в сфере труда и по урегулированию трудовых споров.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключение мне бы хотелось сказать о том, что круг субъектов трудового права очень велик, и каждый из них имеет свои характерные особенности, которые обусловлены характеристикой тех отношений, субъектами которых они в свою очередь являются.

     Хотелось  бы также отметить, что само по себе трудовое право достаточно специфично, и имеет две основные функции: производственную (экономическую) и  социальную (защитную). С одной стороны оно нацелено на правовое обеспечение производства, а с другой – на  защиту человека и его прав в сфере применения труда. Первая функция касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а другая – как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников. На социальную роль трудового права указывает Ю.А. Тихомиров, который, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, говоря о том, что оно предназначено не только для реализации и защиты отдельных прав граждан, но и их совокупной охраны. А С.А. Иванов указал, что трудовое право сложилось на базе не только частного, но и публичного права, что обусловило своеобразный социальный характер трудового права, которое развивается, главным образом, по своим собственным законам, в значительной мере отличающимся от гражданско-правовых. Отсюда и такая своеобразность субъектов трудового права.

     На  основе рассмотренного материала можно  сказать, что для  трудового права  Российской Федерации характерны, прежде всего, субъекты, непосредственно участвующие в функционировании рынка труда, в применении и организации трудовых процессов. Это трудоспособные граждане (работники), организации (работодатели) и стороны социального партнерства. Все перечисленные субъекты по закону наделяются правовым статусом, который дает им возможность участвовать в конкретных правоотношениях. А что касается сочетания правоспособности и дееспособности в трудовом праве, то это сочетание имеет свою особенность. Например, в гражданском праве правоспособность и дееспособность не совпадают по субъектам: лицо может обладать гражданской правоспособностью, но не обладать гражданской дееспособностью. Гражданская дееспособность возникает в момент рождения гражданина и прекращается со смертью, а дееспособность возникает по достижении 18 лет.

     Кроме того, лица, признанные судом недееспособными вследствие психического заболевания, тем не менее, обладают правами, являются правоспособными, так как их права могут защищать и отстаивать их представители. В трудовом же праве, дееспособность и правоспособность совпадают, и образуют общее понятие, как правосубъектность. А выступать субъекты трудового права могут только в личном качестве.

     Рассмотрев  права и обязанности  работников и работодателей, можно сделать вывод, что у работников больше прав, чем обязанностей. У работодателей же наоборот, что вполне разумно и соответствует признакам демократизма.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008, № 6 –ФКЗ, от 30.12.2008, № 7) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994), (ред. от 27.12.2009) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001), (ред. от 25.11.2009), (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 27. 11. 2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации, 02. 12. 2002. - № 48. – ст. 4741.
  5. Бердычевский, В. С., Акопов, Д. Р., Сулейманова, Г. В. Трудовое право России [Текст] / В. С. Бердычевский, Д. Р. Акопов, Г. В. Сулейманова.– Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2002.
  6. Буянова, М.О. Трудовое право России [Текст] / М.О. Буянова.-  М., 2010.
  7. Васин, В.Н., Казанцев, В.И. Трудовое право России [Текст] / В. Н. Васин, В. И. Казанцев. –М.: Изд–во Academia, 2011.
  8. Гапоненко, В. Ф., Михайлова, Ф. Н. Трудовое право России [Текст] / В. Ф. Гапоненко, Ф. Н. Михайлова. – М.: Изд–во Юнити,  2002.
  9. Гейхман В. Л. Дмитриева И. К. Трудовое право России [Текст] / В. Л. Гейхман, И. К. Дмитриева. – М.: Изд–во Юрайт, 2011.
  10. Гусов, К.Н., Толкунова, В.Н. Трудовое право России [Текст] / К. Н. Гусов, В. Н. Толкунова. – М.: Изд-во Проспект, 2003.
  11. Иванов, С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники [Текст] / С. А. Иванов. - М.: Изд-во Наука, 1996.
  12. Куренной, А. М. Трудовое право России [Текст] / А. М. Куренной.-М.: Изд-во Юристъ, 2006.
  13. Маврин, С. П., Е. Б. Хохлов Трудовое право оссии [Текст] / С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов.-М.: Изд-во Высшее образование, 2005.
  14. Магницкая Е.В., Евстегнеев Е.Н. Трудовое право России [Текст] / Е. В. Магницкая, Е. Н. Евстегнеев.-Спб.: Изд-во Питер, 2006.
  15. Миронов, В.И. Трудовое право России [Текст] / В. И. Миронов. – М.: Изд-во Управление персоналом, 2005.
  16. Молодцов, М. В., Головина, С.Ю. Трудовое право России [Текст] / М. В. Молодцов, С. Ю. Головина. – М.: Изд-во Норма, 2003.
  17. Никольский В. А. Трудовое право России [Текст] / В. А. Никольский. - М. : ЕАОИ, 2008.
  18. Орловский, Ю. П. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации [Текст] / Ю. П. Орловский. – М.: Изд-во Контракт, 2009.
  19. Орловский, Ю. П., Нуртдинова, А. Ф. Трудовое право России   [Текст] /   Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова. – М.: Изд-во Инфра-М, 2010.
  20. Панина С. А. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации [Текст] / С. А. Панина. - М. : Изд-во Новый юристъ, 2009.
  21. Пашков, А. С. Трудовое право России [Текст] / А. С. Пашков. - СПб.: Изд-во Питер, 2005.
  22. Рыженков, А. Я., Мелихов, В. М., Шаронов, С. А. Трудовое право России [Текст] / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов. – М.: Изд-во Высшее образование, 2009.
  23. Смирнова О. В., Снигирева И.О. Трудовое право России [Текст] / О. В. Смирнова, И.О. Снигирева. – М.: Изд-во Проспект, 2009.
  24. Смоленский, М. Б. Трудовое право Российской Федерации [Текст] / М. Б. Смоленский. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2011.
  25. Пашков, А. С. Трудовое право России [Текст] / А. С. Пашков. - СПб.: Изд-во Питер, 2005.

Информация о работе Субъекты трудового права