Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:18, контрольная работа
Актуальность исследования объясняется, прежде всего, тем, что процедура трудовой адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Процедуры трудовой адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством.
Введение……………………………………………………………………..…. 3
1. Понятие трудовой адаптации………………………………………….…… 4
2. Цели и функции трудовой адаптации………………………………….…. 5
3. Виды трудовой адаптации…………………………………………….……. 6
4.Стадии процесса трудовой адаптации…………………………………….... 7
5. Факторы трудовой адаптации…………………………………………….… 8
6.Принципы управления трудовой адаптацией персонала……………..…… 8
7.Функции управления трудовой адаптацией персонала……….………..….. 9
Заключение………………………………………………………….……….... 12
Список используемой литературы……………………………….………….. 13
3. Стадия ассимиляции,
когда осуществляется полное
приспособление работника к
4. Идентификация,
когда личные цели работника
отождествляются с целями
По характеру идентификации различают 3 категории работников:
* безразличные,
* частично идентифицированные,
* полностью идентифицированные.
Ядро любой
трудовой организации составляют полностью
идентифицированные работники. Как
правило, это ядро составляют не подхалимы,
а наиболее квалифицированные и добросовестные
работники.
Скорость адаптации зависит от многих
факторов. Нормальный срок адаптации для
разных категорий работников составляет
от одного до трех лет. Неумение войти
в трудовую организацию, адаптироваться
в ней, вызывает явление производственной
и социальной дезорганизации.
5. факторы трудовой адаптации.
Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Факторы делятся на субъективные и объективные.
Объективные –
это факторы (в трудовой организации
– связанные с производственным
процессом), которые в меньшей
степени зависят от работника. Это
уровень организации труда, механизация
и автоматизация
К субъективным (личностным) факторам относятся:
* социально-демографические
характеристики работника (пол,
* социально-психологические
(уровень притязаний, готовность
трудится, практичность, быстрота ориентации
в производственной ситуации, самоконтроль
и умение действовать
* социологические
(степень профессионального
6.Принципы управления трудовой адаптацией персонала
Изучение отечественного опыта показывает, что, как правило, специальной службы, которая бы занималась вопросами профориентации и адаптации в организации, не существует. Формально функции по профориентации выполняет специалист по подготовке кадров, который работает с выпускниками подшефных школ.
Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений. Это инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе.
Их главная цель - сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Отметим, что проведение процессов как первичной, так и вторичной адаптации не отличается большими особенностями, т.е. все мероприятия похожи друг на друга и выглядят следующим образом.
Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, проводит знакомство с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом.
По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Как правило, еще в течение месяца руководитель проводит периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями, которые у того возникают, его успехами, и дает систематическую оценку работы. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.
При организации научно обоснованной системы управления профориентацией и адаптацией исходят из целей и задач организации .
Для достижения
этих целей в организациях целесообразно
иметь в действующих
Функции этого
подразделения должны быть ориентированы
на работников, которым нужна помощь
в профессиональной ориентации и
переориентации, а также выпускников
подшефных школ, которые стоят
перед выбором своей дальнейшей
профессии, и на новых работников,
пришедших в организацию или
поменявших место работы внутри нее.
7.Функции управления трудовой адаптацией персонала
Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией должно выполнять следующие функции:
· изучать и прогнозировать конъюнктуру рынка труда, проводить мероприятия по адаптации к нему, осуществлять соответствующую переструктуризацию кадрового потенциала;
· участвовать в найме и отборе персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, организовывать тестирование и интервьюирование работников в целях их лучшей профориентации;
· участвовать
в расстановке кадров по подразделениям,
участкам, рабочим местам, проведении
ротации и
· участвовать в отборе лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
· организовывать взаимодействие с региональной системой управления профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях.
В обязанности профконсультанта входят:
1. Профессиональная консультация для работников организации;
2. Сбор, накопление
информации, изучение и прогнозирование
конъюнктуры рынка,
3. Участие в найме и отборе персонала;
4. Организация
(совместно с администрацией
5. Налаживание связей с ПТУ;
6. Организация
оборудования кабинета
7. Оказание помощи
ПТУ и школам по оборудованию
тематических стендов
8. Организация разработки профессиограмм;
9. Организация
тематических вечеров для
10. Проведение
в школах лекций, семинаров с
приглашением рабочих,
11. Организация в школах выставок литературы о выборе профессии;
12. Проведение
группового обследования
13. Организация
лектория для родителей
14. Проведение в организации дня открытых дверей;
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1. Организация ознакомления с организацией: характеристика; условия найма; оплата труда;
2. Представление работника руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению;
3. Организация экскурсии по рабочим местам;
4. Разъяснение
условий работы, ознакомление с
функциями (совместно с
5. Организация обучения (совместно с отделом обучения);
6. Введение в
коллектив, представление
Для новых работников
организуется специальный курс обучения
и воспитания, призванный наиболее
быстро и рационально адаптировать
их к стилю и методам работы
в организации или в
В работе по проведению адаптации новых работников менеджер по персоналу должен использовать специально разработанную программу. Программа адаптации делится на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы.
1. Общее представление об организации: приветственная речь; тенденции развития, цели, приоритеты, проблемы предприятия; традиции, нормы; продукция и ее потребители; виды деятельности; организация, структура, связи; информация о высшем руководстве, внутренние отношения.
2. Оплата труда в организации.
3. Дополнительные льготы, виды страхования, выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье, пособия по материнству; размер пенсии; возможности обучения на работе.
4. Охрана труда
и техника безопасности: меры
предосторожности; правила противопожарной
безопасности и контроля; правила
поведения при несчастных
5. Отношения
работников с профсоюзами;
6. Служба быта: питание; комнаты отдыха; другие службы быта.
После реализации
общей программы адаптации
1. Функции подразделения:
цели и приоритеты; организация,
структура и функции;
2. Обязанности
и ответственность; детальное
описание текущей работы и
ожидаемых результатов;
3. Правила-предписания:
правила, характерные только
4. Осмотр подразделения:
местоположение кнопки
5. Представление сотрудникам подразделения.
Данную программу
можно использовать как для первичной,
так и для вторичной адаптации.
Так как адаптация молодых
работников, которые еще не имеют
профессионального опыта, отличается
тем, что она заключается не только
в усвоении информации об организации,
но и в обучении самой работе,
в программу адаптации