Трудовое законодательство РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Основой современного трудового права Республики Казахстан является Трудовой кодекс. Принятый в 2007 году. Особенность Кодекса о труде заключается в его масштабности, - он одновременно затрагивает ряд других законодательств, к примеру: налогового, гражданского и т.д. Многие говорят о том, что трудовое законодательство стоит на стороне работодателя, давая ему неограниченную власть в собственной вотчине. В этом, казалось бы, и заключается весь корень зла. Пресса приводит много примеров, когда работодатели беззастенчиво наступают на права коллектива. В этом отношении доказательств не требуется, большинство, кто имеет работу, так или иначе, сталкивается с этим. Работодатели же, в свою очередь, говорят, что законодательство не отражает их интересов.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Трудовое законодательство Республики Казахстан на современном этапе
1.1 Регулирование трудовых отношений и оплаты труда в Казахстане................7
1.2 Анализ соблюдения законности в сфере трудовых отношений.....................12
2 Система надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
2.1 Понятие и сущность контроля и надзора в сфере наемного труда.................21
2.2 Осуществление государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства.................................................................................................27
2.3 Внутренний контроль по безопасности и охране труда..................................38
2.4 Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и норм по охране труда………………………......................................................43
3. Ответственность за нарушение законодательства о труде................................46
Заключение.................................................................................................................60
Список литературы....................................................................................................63

Вложенные файлы: 1 файл

диплом труд законодательство.doc

— 498.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.......................................................................................................................3

1 Трудовое законодательство Республики Казахстан на современном этапе

1.1 Регулирование трудовых  отношений и оплаты труда в Казахстане................7

1.2 Анализ соблюдения законности в сфере трудовых отношений.....................12

2 Система надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

2.1 Понятие и сущность  контроля и надзора в сфере  наемного труда.................21

2.2 Осуществление государственного  контроля и надзора в сфере  трудового законодательства.................................................................................................27

2.3 Внутренний контроль по безопасности и охране труда..................................38

2.4 Общественный контроль за  соблюдением трудового законодательства и норм по охране труда………………………......................................................43

3. Ответственность за нарушение законодательства о труде................................46

Заключение.................................................................................................................60

Список литературы....................................................................................................63

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

За период, прошедший  с момента обретения нашей  страной независимости, в общественной и государственной сферах произошли  серьезные изменения, вызванные  отходом от прежних основ тоталитарного  строя и активным внедрением в жизнь принципов рыночной экономики. Одним из неотъемлемых принципов современного демократического общества является функционирование в стране развитого гражданского общества, то есть общества, свободного от прямого вмешательства государства, развивающегося на основе добровольных равноправных соглашений между гражданами и их объединениями. На это указывал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в долгосрочном приоритете 7 программы «Казахстан-2030»: «Профессиональное государство, ограниченное до основных функций»: функции государства в современном обществе будут постепенно сужаться, что приведет к усилению роли гражданского общества. Одной из главных форм функционирования гражданского общества является социальное партнерство, то есть добровольное, равноправное взаимодействие работников, работодателей и государства по различным трудовым вопросам, включая создание и применение норм трудового права и разрешение трудовых споров.

Другая тенденция, связанная  с развитием основ рыночной экономики: непременное ослабление когда-то всеохватывающего государственного регулирования общественных отношений, в результате чего множество видов отношений выходит из сферы централизованного правового регулирования и подвергаются правовой регламентации на негосударственном и локальном уровне. Указанная тенденция также является одной из главных предпосылок утверждения в стране принципов социального партнерства. Наконец, огромную роль в развитии новых форм правовой регламентации играют кардинальные изменения в общественном правосознании, из которых можно выделить такие, как повсеместная децентрализация правового сознания, усиление личностных начал в ущерб коллективистским и коллективистских, групповых по сравнению с общегосударственными.

Одним из приоритетных направлений  деятельности Правительства Республики Казахстан является современная социальная политика, нацеленная на защиту наиболее уязвимых слоев населения и стимулирующая производительное развитие, экономики.

Происходящий в Казахстане процесс реформирования условий  политической и социально-экономической жизни оказывает глубокое влияние на общественно-трудовые отношения и определяет принципиальные изменения в их правовом регулировании. Эти изменения связаны, прежде всего, с признанием Конституцией Республики Казахстан равноправия различных форм собственности, на базе которой организуется предпринимательская деятельность физических и юридических лиц, с провозглашением в ней свободы труда и возможности каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, запрещением принуждения к труду и возникновением рынка труда. Именно эти факторы определили важность исследования.

Рыночные преобразования существенно изменили характер производственных отношений, в сложном комплексе  которых возникают и развиваются  отношения, составляющие предмет правового регулирования трудового права как самостоятельной отрасли в системе казахстанского права.

Актуальность. Основой  современного трудового права Республики Казахстан является Трудовой кодекс. Принятый в 2007 году. Особенность Кодекса о труде заключается в его масштабности, - он одновременно затрагивает ряд других законодательств, к примеру: налогового, гражданского и т.д. Многие говорят о том, что трудовое законодательство стоит на стороне работодателя, давая ему неограниченную власть в собственной вотчине. В этом, казалось бы, и заключается весь корень зла. Пресса приводит много примеров, когда работодатели беззастенчиво наступают на права коллектива. В этом отношении доказательств не требуется, большинство, кто имеет работу, так или иначе, сталкивается с этим. Работодатели же, в свою очередь, говорят, что законодательство не отражает их интересов. Далее полифония сливается в один тон, и все как один указывают на несовершенство законодательства, которое не выдерживает критики временем. По словам чиновников и экспертов, трудовое законодательство было разработано в переходный период хитрого первоначального накопления капитала и приватизации. И в те сверхлиберальные времена было сложно принимать какие-либо жесткие правила. К примеру, Закон «Об охране труда», принятый в 1993 году, значительно отстал от той реальности, которая сложилась на сегодняшний день. Он вступил в силу до принятия действующей Конституции, Гражданского кодекса и ратификации основополагающей конвенции МОТ. Такие понятия, как безопасность и гигиена труда, в законе не учтены. На сегодняшний день в обществе широко распространен понятийный аппарат, который отсутствует в законодательстве. По данным министерства труда и соцзащиты населения, за последние два-три года безработица снизилась с 13% до 9%. По неофициальным данным, она составляет от трети до четверти населения. Общеизвестно, что официальной статистике верить очень сложно - не может она всего учитывать, - старая и банальная как мир истина. По крайней мере, есть такое понятие, как скрытые безработица и занятость. А законодательство, в том числе и пенсионное не учитывает количество местных работников на базарах, барахолках и т.д. Десятки тысяч казахстанцев, в жару и мороз, стоят у прилавков, но официально это им никак не засчитывается - ни стаж, ни пенсионные отчисления, ни социальное страхование, ни квалификация.

Сегодня мерилом трудового  стажа станут пенсионные отчисления, - сколько проработал, такая и  будет пенсия. Но, к сожалению, эта  схема не объективна. Пенсионные отчисления - это маленький и грубый показатель количества. Качество работника, как то - должность, звание, награды, поощрения, период работы на должности, уровень квалификации и пр., естественно, они показать не могут. Одно из самых распространенных нарушений в трудовом законодательстве - незаключенные трудовые договора. Отсюда выходит скрытая занятость. Остается только догадываться, сколько денег проходит мимо государственной казны. Таким образом, несовершенство законодательства приносит колоссальные убытки. Странная позиция чиновников - сами отказываются от пополнения казны.

Объект исследования – общественные отношения, связанные  с соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан.

Предмет – контроль и надзор в сфере законодательства о труде.

Настоящая работа призвана исследовать основные направления контроля и надзора за исполнением трудового законодательства в Республике Казахстан. С этой целью соотносятся практические цели: изучение правового положения участников и органов, контролирующих трудовые отношения, исследование регулирования таких важнейших групп отношений в сфере труда, как оплата труда, охрана и безопасность труда, дисциплина труда и др.

К основным задачам исследования относятся следующие:

  • Проведение анализа современной ситуации в сфере трудовых отношений;
  • Рассмотрение понятия контроля и надзора;
  • Изучение государственного контроля и его основных направлений в области соблюдения законодательства о труде;
  • Освещение сущности контроля и надзора, осуществляемого на предприятиях и общественными организациями в сфере трудового законодательства;
  • Определение основных видов ответственности за нарушения законодательства о труде.

Методологической основой дипломной  работы послужили такие принципы как – объективность, историзм, системный  подход и критический анализ. Методами исследования явились такие как: метод сравнительного правоведения, формально-логический, метод анализа и синтеза и другие методы объективного анализа.

Трудовые отношения  связаны с наиболее мобильным  экономическим фактором развития экономики - рабочей силой и средствами производства, непрерывное развитие которых вызывает их постоянные изменения. Все это выдвигает требования совершенствования и развития трудового законодательства, особенно в период кризиса Закона «О труде в Республике Казахстан».

Научно-теоретическую  основу исследования составили работы ведущих ученых специалистов теории трудового права, таких, как: Нуртдинова А.Ф., Киселев И.Я., Александров Н.Г., Пашков А.С., Гинцбург Л.Я., Процевский А.И., Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П., Нургалиева Е.Н., Уваров В.Н., Абайдельдинов Т.М., Нурмагамбетов A.M., Лебедев В.М., Смирнов О.В., Каринский С.С, Рабинович-Захарин С.Л., Шебанова А.И., Левиант Ф.М., Снигирева И.О., Толкунова В.Н., Бару М.И., Покровская М.А., Бегичев Б.К., Пашерстник А.Е., Никитинский В.И., Таль Л.С., Тарасова В.А., Кондратьев Р.И., Кленов Е.А., Гальперин Л.Б., Антонова Л.И., Догадов В.М., Абжанов К., Смолярчук В.И., Гусов К.Н., Андреев B.C. и многих других.

При написании дипломной  работы использовалась учебная литература, материалы периодической печати. В ходе написания проводился анализ таких периодических изданий: «Государство и право», «Правоведение», «Труд в Казахстане», «Вестник КазНУ, серия юридическая» и другие.

 

 

1 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

1.1. Регулирование трудовых отношений и оплаты труда в Казахстане

 

 

Переход к независимости Республики Казахстан ознаменовал собой  переход на рыночные экономические  отношения. Рыночные отношения подразумевают, прежде всего, существование рынка.

Рынок труда – неотъемлемая часть рыночных отношений в любой  стране с рыночной экономикой. На рынке  труда осуществляется продажа и  покупка рабочей силы, через механизмы  спроса и предложения. На общем рынке  труда господствует индивидуальная форма продажи и покупки рабочей силы, то есть каждый безработный, ищущий работу, решает проблему собственного трудоустройства индивидуально, используя для этого доступные ему возможности.

Углубление рыночных отношений в Республике Казахстан выдвигает объективную необходимость приведения действующей системы регулирования социально-трудовых отношений в соответствие с современными экономическими реалиями. Значительная роль в этом процессе принадлежит социальной стандартизации, конкретное содержание которой обусловливается состоянием экономики страны. На каждом этапе своего социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни населения, совокупность которых принято называть социальными стандартами [24, с.29].

В период независимого развития в Республике Казахстан создана определенная система государственных социальных стандартов, направленная на создание принципиально нового механизма нормативно-правового регулирования развития социально-трудовой сферы. Такие стандарты, как правило, выражаются через соответствующие величины социальных норм и нормативов. Последние отражают важнейшие потребности человека в материальных благах, гарантирующих соответствующий уровень его потребления. В настоящее время в Казахстане применяется совокупность минимальных государственных социальных стандартов, к числу которых можно отнести минимальную заработную плату, минимальный размер пенсии, прожиточный минимум и другие нормативы предоставления социальных услуг. Их применение в значительной степени способствовало становлению отечественной системы регулирования социально-трудовых отношений и приближению ее к рыночным стандартам [52, с.10].

В то же время изменившиеся социально-экономические условия страны предполагают объективную необходимость их дальнейшего совершенствования в первую очередь из-за отсутствия их системной взаимосвязи между собой, а также научно обоснованных методов исчисления социальных норм и нормативов.

Социальные стандарты используются государством в качестве инструментов управления социальным развитием, при разработке политики доходов и заработной платы, распределении направляемых в социальную сферу финансовых ресурсов, реализации социальных программ, обеспечении социальных гарантий гражданам. В то же время необходимо иметь в виду то обстоятельство, что они играют важнейшую роль в построении эффективной системы социально-трудовых отношений.

В отечественной и зарубежной экономической литературе дается немало определений термину «трудовые отношения». Как показало исследование экономической литературы, большинство исследователей придерживается мнения, что трудовые отношения - это комплекс взаимосвязей между наемными работниками и работодателями, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом. Такие взаимосвязи, как правило, регулируются либо непосредственно государством (через законодательные и иные нормативные правовые акты), либо коллективно-договорным путем (посредством коллективных переговоров между государственными органами, представителями работников и работодателей и принятия соответствующих решений в виде разного уровня соглашений), либо сочетанием данных форм. Как свидетельствует опыт развитых стран, законодательное регулирование таких отношений основывается на установлении не абсолютных величин тех или иных показателей, а минимально допустимых их значений. При этом подразумевается, что в процессе коллективных переговоров стороны (представители работодателей и работников), соблюдая установленные законом минимальные гарантии, могут их пересмотреть в сторону улучшения в зависимости от имеющихся финансовых ресурсов [52, с.11].

Вышеизложенное, однако, не означает, что подобные минимальные гарантии не могут устанавливаться и в процессе коллективно-договорного регулирования. В странах, где функционирует эффективная многоуровневая система социального диалога (например, в Швеции, Франции, Италии и других, такие гарантии (минимальные стандарты) могут определяться на переговорах на национальном или отраслевом уровнях с последующей конкретизацией их абсолютных величин в коллективных договорах предприятий.

Исходя из данной посылки, возникает объективная необходимость выявления экономической сущности минимальных социальных стандартов, с помощью которых могут регулироваться трудовые отношения.

Информация о работе Трудовое законодательство РК