Трудовое законодательство РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Основой современного трудового права Республики Казахстан является Трудовой кодекс. Принятый в 2007 году. Особенность Кодекса о труде заключается в его масштабности, - он одновременно затрагивает ряд других законодательств, к примеру: налогового, гражданского и т.д. Многие говорят о том, что трудовое законодательство стоит на стороне работодателя, давая ему неограниченную власть в собственной вотчине. В этом, казалось бы, и заключается весь корень зла. Пресса приводит много примеров, когда работодатели беззастенчиво наступают на права коллектива. В этом отношении доказательств не требуется, большинство, кто имеет работу, так или иначе, сталкивается с этим. Работодатели же, в свою очередь, говорят, что законодательство не отражает их интересов.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Трудовое законодательство Республики Казахстан на современном этапе
1.1 Регулирование трудовых отношений и оплаты труда в Казахстане................7
1.2 Анализ соблюдения законности в сфере трудовых отношений.....................12
2 Система надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
2.1 Понятие и сущность контроля и надзора в сфере наемного труда.................21
2.2 Осуществление государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства.................................................................................................27
2.3 Внутренний контроль по безопасности и охране труда..................................38
2.4 Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и норм по охране труда………………………......................................................43
3. Ответственность за нарушение законодательства о труде................................46
Заключение.................................................................................................................60
Список литературы....................................................................................................63

Вложенные файлы: 1 файл

диплом труд законодательство.doc

— 498.50 Кб (Скачать файл)

С 1 января 2001 года постановлением Правительства Республики Казахстан был воссоздан институт государственных инспекторов труда, деятельность которых строится по вертикальной системе в структуре министерства труда и социальной защиты [48, с.12].

Правовой статус государственных  инспекторов труда определен Положением от 27.09.2007 №851 «Об утверждении правил организации и проведения государственного контроля в области безопасности и охраны труда», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан [14], основанным на ратифицированных Парламентом Республики Казахстан Конвенции МОТ №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» и Конвенции №129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве». Сегодня в госинспекции труда работают 320 человек. Несмотря на эту малочисленность, свою деятельность они осуществляют в тесном взаимодействии с другими органами государственного контроля и надзора, профсоюзами и работодателями, что в свою очередь, значительно поднимает роль государства в управлении охраной труда.

В настоящее время  в нашей республике уделяется  большое внимание изменениям трудового законодательства, которые нашли свое отражение в Трудовом кодексе Республики Казахстан.

В целом, мы можем отметить, что современная ситуация в вопросах соблюдения законодательства о труде  характеризуется большими проблемами, которые связаны с количеством  нарушений. Приведем данные.

Так, в 2002 году государственными инспекторами труда проведено 17063 проверок и обследований предприятий, в том  числе было 11754 плановых, 1136 комплексных  и 4181 внеплановых проверок по заявлению  либо рабочих, либо каких-либо других сигналов. В ходе проверок организаций выявлено 129651 нарушение, в том числе по охране труда - 77204 случая. По результатам выявленных нарушений на юридические лица и должностные лица организаций госинспекторами труда вынесено 17810 предписаний об устранении нарушений и наложено 3686 штрафов на сумму более 333 миллионов тенге. Этого, конечно, еще недостаточно, однако следует отметить, что имеет место положительная динамика в увеличении обхода проверками организаций и предприятий. Только в сравнении с 2001 годом количество проверок увеличилось на 20 процентов [23, с.1].

В июне и июле 2001 года с участием представителей профсоюзов были проведены комплексные проверки предприятий горно-металлургической отрасли Республики Казахстан в Актюбинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Павлодарской областях. Аналогичные проверки проведены в мае-июне 2002 года на предприятиях нефтегазовой отрасли Республики Казахстан в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Мангистауской областях.

В первом полугодии 2003 года государственными инспекторами труда было проведено 7623 проверок (плановых, комплексных, внеплановых) и обследований организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, что на 4% больше аналогичного периода прошлого года. При участии государственных инспекторов в рассматриваемом периоде проведено 479 расследований несчастных случаев на производстве (на 9% по сравнению с 1 полугодием 2002 года). В ходе проверок производственных объектов организаций в целом по республике выявлено 56786 нарушений, из которых 57,7% приходится на законодательство об охране труда (32740 нарушений). Доля выявленных нарушений законодательства о труде составляет 40,4% (22946), занятости населения – 1,9% (1100) [23, с.1].

По отношению к организациям и должностным лицам, допустившим нарушения требований трудового законодательства, госинспекторами труда выдано 7916 предписаний об устранении нарушений и 2004 постановления об административных правонарушениях (штрафов), (на 26% больше чем первом полугодии 2002 года). Сумма наложенных штрафов в 2003г. составила 21,8 млн. тенге. По результатам правового реагирования со стороны госинспекторов труда работодателями устранено 47133 нарушений законодательства, что составляет 83% от общего числа выявленных нарушений.

В соответствии с основными  задачами по осуществлению государственного контроля за соблюдением работодателями требований трудового законодательства государственными инспекторами труда  Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан  в 2004 году проведено 18236 проверок и обследований организаций, что на 9,2% больше показателя 2003 года. В ходе проверок было выявлено 129819 нарушений, в том числе по вопросам законодательства о безопасности и охране труда – 74668, что составляет 57,5% от общего числа нарушений, о труде – 52120 (40,1%) и занятости населения – 3343 (2,4%) [23, с.1].

По выявленным нарушениям в отношении юридических и  должностных лиц организаций  госинспекторами труда вынесено 20978 предписаний об устранении нарушений, в том числе по вопросам законодательства о безопасности и охране труда – 10385, о труде – 9230, занятости населения – 1363, а также наложено 4743 штрафа на общую сумму 63,3 млн. тенге, при этом сумма взысканных штрафов составила 56,4 млн. тенге. Кроме того, в силу угрозы жизни и здоровью работников на рабочих местах, госинспекторами труда были приостановлены 3138 единиц различных механизмов, станков и оборудования и 154 производственных объектов [23, с.1].

За различные нарушения  законодательства о безопасности и  охране труда, приведшие к увечью работников, от работы освобождены 404 ответственных лица организаций, по материалам, направленным госинспекторами труда в правоохранительные органы, в отношении 115 должностных лиц возбуждены уголовные дела, что на 11% больше показателя 2003 года.

По результатам принятых госинспекторами труда мер правового  реагирования работодателями было устранено 114517 нарушений, это составляет 88,2% от общего числа нарушений трудового  законодательства.

В целях предупреждения нарушений трудового законодательства и производственного травматизма, государственными инспекторами труда было организовано 1939 семинаров и занятий в организациях республики, что на 40,2% больше показателя 2003 года (1383), а также 749 публикаций и выступлений в СМИ по правовым аспектам трудовых отношений, безопасности и охраны труда.

Кроме того, в 2004 году на 11,9% увеличилось число обращений  граждан за помощью по защите их трудовых прав, а также за разъяснениями  консультациями по вопросам, регулируемым трудовым законодательством, количество которых составило 10761, в том числе 7720 по вопросам трудовых отношений. По всем обращениям и заявлениям граждан были даны соответствующие ответы и разъяснения, а в случаях, требующих оперативного вмешательства, осуществлялись выезды госинспекторов труда с целью выяснения сути конфликта и принятия мер правового реагирования [26, с.1].

В целом, В 2004 году было выявлено около 6 тыс. 500 нарушений трудового законодательства. При этом, например, иностранными работодателями предъявляются заведомо невыполнимые требования к казахстанским специалистам: знание иностранного языка, наличие 10-15 лет опыта работы в иностранных компаниях и международных сертификатов».

На 119 охваченных проверками иностранных предприятиях выявлены факты дискриминации казахстанских граждан при установлении заработной платы. В отдельных из них за равнозначную работу казахстанские специалисты по сравнению с иностранными получают оплату в 4-7 раз меньше [26, с.1].

Вследствие недостаточного внимания со стороны работодателей по обеспечению безопасных условий труда в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 18% выросло количество пострадавших со смертельным исходом. Их наибольшее количество приходится на горно-металлургическую промышленность и строительство (53%). Данные проблемы необходимо решать в рамках социального партнерства и повышения социальной ответственности работодателя.

В настоящее время  на рынке труда сохраняются приток низко квалифицированной иностранной рабочей силы, сложности в трудоустройстве отдельных групп населения, тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом, подготовка и переподготовка кадров не соответствуют реальным потребностям экономики. Эта проблема еще более усложняется на фоне вступления Казахстана в ВТО.

Неудовлетворительная  организация производства работ, пренебрежение требованиями безопасности и другие нарушения, характерные для организаций малого и среднего бизнеса, стали причиной смерти работников. Это дает основание говорить о необходимости усиления работы по охране и безопасности труда на производстве и повышения деятельности госинспекции.

В 2008 году по городу Алматы государственными инспекторами труда проведено 1202 проверки, в том числе 739 плановых, 408 внеплановых, осуществленных по обращениям граждан, и 55 комплексных, совместно с другими государственными, надзорными и правоохранительными органами.

По вопросам соблюдения Закона РК «О социальной защите инвалидов в РК» выявлено более 200 нарушений законодательства. На предприятиях с иностранным участием, привлекающих рабочую силу из-за рубежа, выявлено 725 нарушений Трудового кодекса РК. На 19 предприятиях города выявлена задолженность по заработной плате на сумму 1,1 млрд. тенге. В области трудовых отношений на проверенных предприятиях выявлено 412 нарушений.

Привлечены к административной ответственности 874 должностных и юридических лица, сумма наложенных административных штрафов составила 21 млн. тенге. Сведения о травматизме и вакансиях умалчиваются [57, с.1].

Из-за недостаточного контроля со стороны департамента в 2008 году произошло 139 несчастных случаев на производстве, пострадали при этом 159 человек, 38 из которых получили травмы тяжелой степени. В январе-феврале 2009 года в городе погибло 10 человек, 5 случаев закончились травмами тяжелой степени [57, с.1].

Сообщения о несчастных случаях на производстве, представляемые в уполномоченный орган работодателем, должным образом не регистрируются, что отрицательно сказывается на осуществлении учета и контроля за своевременностью и объективностью проведения расследований несчастных случаев на производстве.

Член Дисциплинарного  совета, председатель Алматинского городского филиала общественного объединения «Организация ветеранов РК» Е. Шайхутдинов обратил внимание участников заседания на усложненность процедуры подтверждения трудового стажа. Из-за этого оформление ветеранам специального государственного пособия затягивается на 6-12 месяцев.

Член Дисциплинарного  совета, начальник Налогового департамента по г. Алматы Н. Усенова указала, что в нарушение Закона РК «О занятости населения» работодателями не создаются рабочие места для инвалидов, в уполномоченный орган не предоставляется информация о наличии свободных рабочих мест, а из-за незначительной суммы штрафов работодатели предпочитают их оплату, нежели устранение нарушений [57, с.1].

Участились факты волокиты по выплате компенсационных сумм пострадавшим на производстве со стороны  страховых компаний.

Органами прокуратуры  в ходе проверки выявлены многочисленные нарушения законодательства, в том  числе законодательства о борьбе с коррупцией. К примеру, в результате несчастного случая на рабочем месте скончался рабочий ТОО «Туркуаз-Ида Строй». Однако в нарушение семидневного срока материалы департаментом были направлены в органы внутренних дел по истечении 18 дней.

По результатам проверки вскрылись факты непроведения специальных расследований, хотя основания для таковых имелись. В департамент работодателями предоставлялись ложные заключения о получении травм, не относящихся к числу тяжелых. Достоверность документов департамент не проверял, соответственно, специальные расследования не проводились. Таким образом, в результате бездействия департамента и отсутствия контроля и учета имели место факты умолчания несчастных случаев с тяжелыми производственными травмами.

И такая ситуация наблюдается не только в Алматы, особенно критична она в регионах. Особенно много нарушений наблюдается в области выплат заработной платы. Причем в 2008-2009 годах руководство многих компаний «списывало» это на экономический кризис.

Так, например, в 2009 году Прокуратура ВКО проверяло соблюдение трудового законодательства по вопросу своевременного погашения и полноты выплаты заработной платы работникам предприятий области. Прокуратура Глубоковского района совместно с филиалом НДП «Нур Отан» выявила задолженность по зарплате сотрудникам «Предгорненского маслоэкстракционного завода» [29, с.1].

Проверкой установлено, что предприятие, не имея долгов по платежам в бюджет, в том числе  и по социальным отчислениям, задерживало  выплату заработной платы отдельным  работникам с мая по декабрь 2008 года. После внесения прокуратурой предписания в адрес руководителя предприятия о незамедлительном погашении в пятидневный срок долгов по зарплате на 6 млн. 715 тыс. тенге, задолженность была погашена.

Как сообщили в областной  прокуратуре, они получили «ответное» письмо директора маслозавода, что задолженность по зарплате 93 работникам, включая выплаты за декабрь, была полностью погашена.

Кроме того, в адрес  главного государственного инспектора труда по ВКО внесено представление  об устранении нарушений законности и привлечении администрации завода к административной ответственности.

Принятыми мерами прокурорского  реагирования защищены права 93 работников предприятия и снята социальная напряженность по этому объекту [29, с.1]. Но это только один пример, на само деле их масса и не все, они к сожалению заканчиваются обращением в суд.

Сложившаяся ситуация в  сфере соблюдения трудового законодательства требует формирования системного подхода  к решению имеющихся проблем  в этой сфере. Необходимо усовершенствовать организацию деятельности государственной инспекции труда с учетом международных стандартов и рекомендаций МОТ, а также рассмотреть вопрос повышения статуса государственной инспекции труда в рамках проводимой работы по модернизации системы госуправления.

Информация о работе Трудовое законодательство РК