Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:05, дипломная работа
Актуальность. Основой современного трудового права Республики Казахстан является Трудовой кодекс. Принятый в 2007 году. Особенность Кодекса о труде заключается в его масштабности, - он одновременно затрагивает ряд других законодательств, к примеру: налогового, гражданского и т.д. Многие говорят о том, что трудовое законодательство стоит на стороне работодателя, давая ему неограниченную власть в собственной вотчине. В этом, казалось бы, и заключается весь корень зла. Пресса приводит много примеров, когда работодатели беззастенчиво наступают на права коллектива. В этом отношении доказательств не требуется, большинство, кто имеет работу, так или иначе, сталкивается с этим. Работодатели же, в свою очередь, говорят, что законодательство не отражает их интересов.
Введение.......................................................................................................................3
1 Трудовое законодательство Республики Казахстан на современном этапе
1.1 Регулирование трудовых отношений и оплаты труда в Казахстане................7
1.2 Анализ соблюдения законности в сфере трудовых отношений.....................12
2 Система надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
2.1 Понятие и сущность контроля и надзора в сфере наемного труда.................21
2.2 Осуществление государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства.................................................................................................27
2.3 Внутренний контроль по безопасности и охране труда..................................38
2.4 Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и норм по охране труда………………………......................................................43
3. Ответственность за нарушение законодательства о труде................................46
Заключение.................................................................................................................60
Список литературы....................................................................................................63
С 1 января 2001 года постановлением Правительства Республики Казахстан был воссоздан институт государственных инспекторов труда, деятельность которых строится по вертикальной системе в структуре министерства труда и социальной защиты [48, с.12].
Правовой статус государственных
инспекторов труда определен По
В настоящее время в нашей республике уделяется большое внимание изменениям трудового законодательства, которые нашли свое отражение в Трудовом кодексе Республики Казахстан.
В целом, мы можем отметить, что современная ситуация в вопросах соблюдения законодательства о труде характеризуется большими проблемами, которые связаны с количеством нарушений. Приведем данные.
Так, в 2002 году государственными инспекторами труда проведено 17063 проверок и обследований предприятий, в том числе было 11754 плановых, 1136 комплексных и 4181 внеплановых проверок по заявлению либо рабочих, либо каких-либо других сигналов. В ходе проверок организаций выявлено 129651 нарушение, в том числе по охране труда - 77204 случая. По результатам выявленных нарушений на юридические лица и должностные лица организаций госинспекторами труда вынесено 17810 предписаний об устранении нарушений и наложено 3686 штрафов на сумму более 333 миллионов тенге. Этого, конечно, еще недостаточно, однако следует отметить, что имеет место положительная динамика в увеличении обхода проверками организаций и предприятий. Только в сравнении с 2001 годом количество проверок увеличилось на 20 процентов [23, с.1].
В июне и июле 2001 года с участием представителей профсоюзов были проведены комплексные проверки предприятий горно-металлургической отрасли Республики Казахстан в Актюбинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Павлодарской областях. Аналогичные проверки проведены в мае-июне 2002 года на предприятиях нефтегазовой отрасли Республики Казахстан в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Мангистауской областях.
В первом полугодии 2003 года государственными инспекторами труда было проведено 7623 проверок (плановых, комплексных, внеплановых) и обследований организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, что на 4% больше аналогичного периода прошлого года. При участии государственных инспекторов в рассматриваемом периоде проведено 479 расследований несчастных случаев на производстве (на 9% по сравнению с 1 полугодием 2002 года). В ходе проверок производственных объектов организаций в целом по республике выявлено 56786 нарушений, из которых 57,7% приходится на законодательство об охране труда (32740 нарушений). Доля выявленных нарушений законодательства о труде составляет 40,4% (22946), занятости населения – 1,9% (1100) [23, с.1].
По отношению к организациям и должностным лицам, допустившим нарушения требований трудового законодательства, госинспекторами труда выдано 7916 предписаний об устранении нарушений и 2004 постановления об административных правонарушениях (штрафов), (на 26% больше чем первом полугодии 2002 года). Сумма наложенных штрафов в 2003г. составила 21,8 млн. тенге. По результатам правового реагирования со стороны госинспекторов труда работодателями устранено 47133 нарушений законодательства, что составляет 83% от общего числа выявленных нарушений.
В соответствии с основными задачами по осуществлению государственного контроля за соблюдением работодателями требований трудового законодательства государственными инспекторами труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в 2004 году проведено 18236 проверок и обследований организаций, что на 9,2% больше показателя 2003 года. В ходе проверок было выявлено 129819 нарушений, в том числе по вопросам законодательства о безопасности и охране труда – 74668, что составляет 57,5% от общего числа нарушений, о труде – 52120 (40,1%) и занятости населения – 3343 (2,4%) [23, с.1].
По выявленным нарушениям в отношении юридических и должностных лиц организаций госинспекторами труда вынесено 20978 предписаний об устранении нарушений, в том числе по вопросам законодательства о безопасности и охране труда – 10385, о труде – 9230, занятости населения – 1363, а также наложено 4743 штрафа на общую сумму 63,3 млн. тенге, при этом сумма взысканных штрафов составила 56,4 млн. тенге. Кроме того, в силу угрозы жизни и здоровью работников на рабочих местах, госинспекторами труда были приостановлены 3138 единиц различных механизмов, станков и оборудования и 154 производственных объектов [23, с.1].
За различные нарушения законодательства о безопасности и охране труда, приведшие к увечью работников, от работы освобождены 404 ответственных лица организаций, по материалам, направленным госинспекторами труда в правоохранительные органы, в отношении 115 должностных лиц возбуждены уголовные дела, что на 11% больше показателя 2003 года.
По результатам принятых
госинспекторами труда мер
В целях предупреждения нарушений трудового законодательства и производственного травматизма, государственными инспекторами труда было организовано 1939 семинаров и занятий в организациях республики, что на 40,2% больше показателя 2003 года (1383), а также 749 публикаций и выступлений в СМИ по правовым аспектам трудовых отношений, безопасности и охраны труда.
Кроме того, в 2004 году на 11,9% увеличилось число обращений граждан за помощью по защите их трудовых прав, а также за разъяснениями консультациями по вопросам, регулируемым трудовым законодательством, количество которых составило 10761, в том числе 7720 по вопросам трудовых отношений. По всем обращениям и заявлениям граждан были даны соответствующие ответы и разъяснения, а в случаях, требующих оперативного вмешательства, осуществлялись выезды госинспекторов труда с целью выяснения сути конфликта и принятия мер правового реагирования [26, с.1].
В целом, В 2004 году было выявлено около 6 тыс. 500 нарушений трудового законодательства. При этом, например, иностранными работодателями предъявляются заведомо невыполнимые требования к казахстанским специалистам: знание иностранного языка, наличие 10-15 лет опыта работы в иностранных компаниях и международных сертификатов».
На 119 охваченных проверками иностранных предприятиях выявлены факты дискриминации казахстанских граждан при установлении заработной платы. В отдельных из них за равнозначную работу казахстанские специалисты по сравнению с иностранными получают оплату в 4-7 раз меньше [26, с.1].
Вследствие недостаточного внимания со стороны работодателей по обеспечению безопасных условий труда в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 18% выросло количество пострадавших со смертельным исходом. Их наибольшее количество приходится на горно-металлургическую промышленность и строительство (53%). Данные проблемы необходимо решать в рамках социального партнерства и повышения социальной ответственности работодателя.
В настоящее время на рынке труда сохраняются приток низко квалифицированной иностранной рабочей силы, сложности в трудоустройстве отдельных групп населения, тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом, подготовка и переподготовка кадров не соответствуют реальным потребностям экономики. Эта проблема еще более усложняется на фоне вступления Казахстана в ВТО.
Неудовлетворительная организация производства работ, пренебрежение требованиями безопасности и другие нарушения, характерные для организаций малого и среднего бизнеса, стали причиной смерти работников. Это дает основание говорить о необходимости усиления работы по охране и безопасности труда на производстве и повышения деятельности госинспекции.
В 2008 году по городу Алматы государственными инспекторами труда проведено 1202 проверки, в том числе 739 плановых, 408 внеплановых, осуществленных по обращениям граждан, и 55 комплексных, совместно с другими государственными, надзорными и правоохранительными органами.
По вопросам соблюдения Закона РК «О социальной защите инвалидов в РК» выявлено более 200 нарушений законодательства. На предприятиях с иностранным участием, привлекающих рабочую силу из-за рубежа, выявлено 725 нарушений Трудового кодекса РК. На 19 предприятиях города выявлена задолженность по заработной плате на сумму 1,1 млрд. тенге. В области трудовых отношений на проверенных предприятиях выявлено 412 нарушений.
Привлечены к административной ответственности 874 должностных и юридических лица, сумма наложенных административных штрафов составила 21 млн. тенге. Сведения о травматизме и вакансиях умалчиваются [57, с.1].
Из-за недостаточного контроля со стороны департамента в 2008 году произошло 139 несчастных случаев на производстве, пострадали при этом 159 человек, 38 из которых получили травмы тяжелой степени. В январе-феврале 2009 года в городе погибло 10 человек, 5 случаев закончились травмами тяжелой степени [57, с.1].
Сообщения о несчастных случаях на производстве, представляемые в уполномоченный орган работодателем, должным образом не регистрируются, что отрицательно сказывается на осуществлении учета и контроля за своевременностью и объективностью проведения расследований несчастных случаев на производстве.
Член Дисциплинарного
совета, председатель Алматинского городского
филиала общественного
Член Дисциплинарного совета, начальник Налогового департамента по г. Алматы Н. Усенова указала, что в нарушение Закона РК «О занятости населения» работодателями не создаются рабочие места для инвалидов, в уполномоченный орган не предоставляется информация о наличии свободных рабочих мест, а из-за незначительной суммы штрафов работодатели предпочитают их оплату, нежели устранение нарушений [57, с.1].
Участились факты волокиты по выплате компенсационных сумм пострадавшим на производстве со стороны страховых компаний.
Органами прокуратуры в ходе проверки выявлены многочисленные нарушения законодательства, в том числе законодательства о борьбе с коррупцией. К примеру, в результате несчастного случая на рабочем месте скончался рабочий ТОО «Туркуаз-Ида Строй». Однако в нарушение семидневного срока материалы департаментом были направлены в органы внутренних дел по истечении 18 дней.
По результатам проверки вскрылись факты непроведения специальных расследований, хотя основания для таковых имелись. В департамент работодателями предоставлялись ложные заключения о получении травм, не относящихся к числу тяжелых. Достоверность документов департамент не проверял, соответственно, специальные расследования не проводились. Таким образом, в результате бездействия департамента и отсутствия контроля и учета имели место факты умолчания несчастных случаев с тяжелыми производственными травмами.
И такая ситуация наблюдается не только в Алматы, особенно критична она в регионах. Особенно много нарушений наблюдается в области выплат заработной платы. Причем в 2008-2009 годах руководство многих компаний «списывало» это на экономический кризис.
Так, например, в 2009 году Прокуратура ВКО проверяло соблюдение трудового законодательства по вопросу своевременного погашения и полноты выплаты заработной платы работникам предприятий области. Прокуратура Глубоковского района совместно с филиалом НДП «Нур Отан» выявила задолженность по зарплате сотрудникам «Предгорненского маслоэкстракционного завода» [29, с.1].
Проверкой установлено, что предприятие, не имея долгов по платежам в бюджет, в том числе и по социальным отчислениям, задерживало выплату заработной платы отдельным работникам с мая по декабрь 2008 года. После внесения прокуратурой предписания в адрес руководителя предприятия о незамедлительном погашении в пятидневный срок долгов по зарплате на 6 млн. 715 тыс. тенге, задолженность была погашена.
Как сообщили в областной прокуратуре, они получили «ответное» письмо директора маслозавода, что задолженность по зарплате 93 работникам, включая выплаты за декабрь, была полностью погашена.
Кроме того, в адрес главного государственного инспектора труда по ВКО внесено представление об устранении нарушений законности и привлечении администрации завода к административной ответственности.
Принятыми мерами прокурорского реагирования защищены права 93 работников предприятия и снята социальная напряженность по этому объекту [29, с.1]. Но это только один пример, на само деле их масса и не все, они к сожалению заканчиваются обращением в суд.
Сложившаяся ситуация в сфере соблюдения трудового законодательства требует формирования системного подхода к решению имеющихся проблем в этой сфере. Необходимо усовершенствовать организацию деятельности государственной инспекции труда с учетом международных стандартов и рекомендаций МОТ, а также рассмотреть вопрос повышения статуса государственной инспекции труда в рамках проводимой работы по модернизации системы госуправления.