Трудовые споры: понятие, причины, виды, органы и порядок рассмотрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 09:25, контрольная работа

Краткое описание

Трудовой кодекс РФ дал новую правовую основу для всеобъемлющего регулирования отношений одной из важнейших сфер общественной жизни – трудовой. Основные положения законодательства затрагивают интересы каждого наемного работника и работодателя.
Обращаясь к вопросу о разрешении индивидуальных трудовых споров, начнем с понятия трудового спора вообще, и индивидуального трудового спора, в частности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Трудовые споры………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, причины и виды трудовых споров………………………….5
1.2. Органы по рассмотрению трудовых споров…………………………..9
2. Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения…………...10
2.1. Понятие индивидуальных трудовых споров………………………...10
2.2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам…………………………………………………12
2.3. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде………………………………………………………………………………..15
2.4. Вынесение решений по трудовым спорам. Исполнение решений о восстановлении на работе……………………………………………………….20
3. Понятие коллективных трудовых споров…………………………………...22
4. Примирительный характер разрешения коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………
4.1. Рассмотрение коллективных трудовых споров примирительной комиссией………………………………………………………………………...27
4.2. Рассмотрение коллективных трудовых споров с участием посредника……………………………………………………………………….29
4.3. Рассмотрение коллективных трудовых споров в трудовом арбитраже………………………………………………………………………...30
5. Право на забастовку и его реализация………………………………………32
6. Задачи………………………………………………………………………….37
Задача 1……………………………………………………………………...37
Задача 2……………………………………………………………………...40
Задача 3……………………………………………………………………...42
7. Список литературы……………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовые споры понятие, причины, виды, органы и порядок рассмотрения.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

По характеру  разногласий трудовые споры дифференцируются на исковые и неисковые. К спорам искового характера относятся разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов, договоров, соглашений о труде. В ходе их разрешения работник добивается восстановления или признания за ним конкретного права, т.е. предъявляет иск.

К спорам неискового характера относят разногласия, возникающие в связи с изменением действующих или установлением новых условий труда, как правило, они имеют коллективное значение и соответственно являются коллективными трудовыми спорами.

Споры искового характера, как правило, индивидуальны. Индивидуальные трудовые споры (конфликты права) как споры искового характера подлежат рассмотрению в комиссии по трудовым спорам (КТС), избираемой в организации. Если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с руководителем и обратился в КТС, то возникает индивидуальный трудовой спор, рассматриваемый в порядке, установленном ТК РФ. При несогласии с решением КТС стороны спора вправе обратиться в суд для рассмотрения индивидуального трудового спора.

Непосредственно в суде, минуя КТС, рассматриваются  споры, затрагивающие наиболее важные права, как, например, о восстановлении на работе или об отказе в заключении трудового договора и др., а также  при обращении работника с  исковым заявлением. КТС и суд разрешают индивидуальные трудовые споры, вынося решения о восстановлении или признании права либо отказывая в иске. Данные решения обязательны для сторон, в противном случае подлежат принудительному исполнению.

Иной порядок  установлен для разрешения коллективных трудовых споров неискового характера (конфликты интересов). Прежде всего, стороны спора обязаны принять участие в его разрешении путем проведения примирительных процедур, включающих в себя несколько этапов. Первый из них позволяет сторонам в непосредственных переговорах, не обращаясь к иным лицам или органам, разрешить спор. С этой целью они образуют на паритетных началах, в равном представительстве примирительную комиссию, которая может принять решение только путем соглашения, достигнутого сторонами спора. Следующие этапы в разрешении коллективного трудового спора свидетельствуют о том, что спорящие стороны не сумели разрешить спор и вынуждены обратиться к помощи нейтральных, по отношению к ним, третьих лиц: посреднику и (или) трудовому арбитражу. Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, имеет для сторон обязательную силу.

Недостижение  соглашения путем примирительных процедур может привести к обострению спора  и забастовке. В период забастовки стороны обязаны продолжить проведение примирительных процедур до полного разрешения коллективного трудового спора. Порядок разрешения коллективных трудовых споров в РФ нацелен на достижение согласия спорящих сторон путем возможного компромисса, взаимных уступок, исполнения взятых обязательств, учета взаимных интересов. В общем плане порядок разрешения коллективных трудовых споров должен способствовать развитию социального партнерства и социально-партнерских отношений работников (их представителей) и работодателей (представителей работодателей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Органы по рассмотрению трудовых споров

 

 

В качестве юрисдикционных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства согласно ст. 382 ТК РФ [1] выступают:

1) Комиссия по  трудовым спорам (КТС);

2) суды –  районные, городские федеральные  и мировые судьи;

Согласно ТК РФ по порядку рассмотрения трудовые споры подразделяются на споры, рассматриваемые: общим порядком (последовательное рассмотрение спора в комиссии по трудовым спорам, затем в суде); судебным порядком (непосредственно в суде, минуя комиссию по трудовым спорам); особым порядком (в рамках специальных процессуальных форм). Коллективные трудовые споры разрешаются примирительными комиссиями, с участием посредника, трудовыми арбитражами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения в комиссии по трудовым спорам

 

2.1. Понятие индивидуальных трудовых споров

 

 

Определение индивидуального  трудового спора нашло законодательное закрепление в ст. 381 ТК РФ [1]. Согласно этой статье индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным  трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения трудового договора.

Из данного понятия вытекает, что одной стороной индивидуального трудового спора является работодатель, а другой стороной - работник. Помимо работника (физического лица, вступившего в трудовые отношения с работодателем) выделяется в качестве «стороны» указанного спора также лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с работодателем («бывший работник»), или лицо, желающее заключить трудовой договор и поступить на работу, но которому в этом отказано работодателем.

В законодательной  формулировке отражено то, что возникновению индивидуального трудового спора предшествуют переговоры сторон трудового правоотношения, т.е. необходимость урегулировать возникшие разногласия, что определено в понятии: «индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником...». Иногда термины «разногласие» и «спор» рассматриваются как синонимы, хотя не любое разногласие есть спор. С момента возникновения разногласий обычно ведутся переговоры с работодателем самим работником или с участием его представителя. Если же в ходе непосредственных переговоров разногласия не удается урегулировать, неурегулированные разногласия «перерастают» в трудовой спор при обращении работника в юрисдикционный орган: КТС или суд (мировому судье) для разрешения спора с соблюдением установленных процессуальных и процедурных норм.

Необходимость урегулирования возникших разногласий, а не спора предусмотрена ТК РФ (ч. 2 ст. 385 ТК РФ) [1], где установлено, что если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем, то индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС.

В юридической  литературе также проводится различие между понятиями «конфликт» и «трудовой спор». При этом подчеркивается, что конфликт может «тлеть», когда стороны не предпринимают никаких усилий, чтобы его погасить, а разрешение такого конфликта возможно самими сторонами добровольно в результате переговоров. Но если этого не происходит, то возникает необходимость привлечения к разрешению указанного конфликта специальных уполномоченных на это органов и «конфликт перерастает в трудовой спор» (Куренной А.М. Трудовые споры: Практический комментарий. - М., 2001. – 14 с.) [1].

 Этот признак  индивидуального трудового спора  отмечается в указанном определении (ст. 381 ТК РФ) [1], согласно которому обязательным является обращение лица (работника) с заявлением в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Работник обращается с исковым заявлением в КТС или к мировому судье, а по вопросам о восстановлении на работе лицо обращается в суд в сроки, установленные в законе. Предметом иска является соответствующее конкретное требование истца к ответчику. Это может быть требование работника о восстановлении или признании трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основе закона, иных нормативных правовых актов, коллективного договора, соглашений, а также условий трудового договора (о незаконности перевода на другую работу, о невыплате заработной платы, премии, о восстановлении на работе в связи с увольнением, об отказе в заключении трудового договора, приеме на работу и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Порядок  рассмотрения индивидуальных трудовых  споров в комиссии по трудовым  спорам

 

 

Рассмотрение  индивидуальных трудовых споров в КТС и суде регулируется гл. 60 ТК РФ [1].

В ст. 382 ТК РФ [1] определены органы по рассмотрению этих споров. К ним отнесены КТС и суд. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС предусмотрено ст. 382 - 389 ТК РФ [1], а в суде - ст. 391 - 396 ТК РФ [1] и ГПК РФ.

Индивидуальные  трудовые споры рассматриваются  в указанных юрисдикционных органах  в соответствии с установленной  подведомственностью и подсудностью этих споров.

Работник может  обратиться в КТС для рассмотрения индивидуального трудового спора, за исключением тех споров, которые должны рассматриваться непосредственно в суде или для которых федеральным законом установлен другой порядок их рассмотрения, но работник вправе обратиться непосредственно к мировому судье, а в случае увольнения - в суд.

Правовое положение КТС раскрывается исходя из порядка ее формирования и функционирования, вынесения решений и др. КТС является постоянно действующим самостоятельным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, ее решения не нуждаются в чьем-либо утверждении. Суд не имеет ни надзорных, ни контрольных полномочий по отношению к КТС и не вправе пересматривать, изменять или отменять ее решения, которые при рассмотрении спора оцениваются судом как одно из доказательств по делу.

В соответствии с ТК РФ (ст. 384 ТК РФ) [1] КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя, т.е. на паритетных началах. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников (профсоюзным комитетом) с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. В любом случае последнее слово в определении своих представителей в КТС остается за общим собранием (конференцией) работников организации.

К компетенции  общего собрания работников отнесено решение вопроса о создании КТС  в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих организаций.

Для обращения в КТС установлен трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Пропуск этого срока не означает, что заявление работника не будет принято и спор не подлежит рассмотрению. Если срок пропущен по уважительным причинам, КТС может его восстановить и разрешить спор по существу (ст. 386 ТК РФ) [1]. Уважительность причин пропуска указанного срока оценивается самой комиссией на ее заседании. Уважительными причинами признаются, например, болезнь работника, служебная командировка и др. В любом случае бремя доказывания возлагается на работника.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров установлен ТК (ст. 387 ТК РФ) [1]. Прежде всего, он включает обязательную регистрацию в КТС заявления, поступившего от работника. Комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, что является важной гарантией для работника. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение его заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии его заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно. При этом сроки рассмотрения спора в КТС исчисляются с момента подачи второго заявления, но с учетом трехмесячного срока, установленного для обращения в КТС.

КТС имеет право  вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюзов, действующих в организации. По требованию комиссии работодатель обязан представлять необходимые расчеты и документы. Заседания КТС проводятся открыто, на них могут присутствовать работники организации, которые извещаются о таких заседаниях КТС.

Заседание КТС  считается правомочным, если на нем  присутствуют не менее половины избранных  в ее состав членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Руководит заседанием председатель или его заместитель, а протокол комиссии ведет ее секретарь. В протоколе отражаются ход рассмотрения спора и все возникающие вопросы, как, например, ходатайства сторон, их аргументация, выступления свидетелей, экспертов, оценка письменных доказательств и других данных по рассматриваемому спору. Протокол подписывается председателем КТС, а в его отсутствие - заместителем председателя и заверяется печатью КТС.

КТС принимает  решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии тайным голосованием. В решении указываются даты обращения в КТС, члены комиссии, присутствующие на заседании, а само решение должно быть мотивированным, основанным на материалах дела и принятым в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, соглашением, коллективным договором и с учетом условий трудового договора работника, обратившегося в КТС.

Информация о работе Трудовые споры: понятие, причины, виды, органы и порядок рассмотрения