Активация туризма в эпоху античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

В эпоху эллинизма (IV–I вв. до н.э.) в подражание Гомеру александрийским ученым, смотрителем знаменитого Мусейона – Аполлонием было написано произведение «Аргонавтика». Впоследствии к этому сюжету обращались многие авторы античности: Теренций Варрон, Валерий Флакк, Овидий и Сенека. В произведении рассказывалось о плавание,в котором под руководством Ясона совершили 50 греческих ге-роев на корабле «Арго», что в переводе с греческого значит «быстрый», «юркий». Поход был совершен за поколение (20 –25 лет) до Троянской войны, т.е. в XIII в. до н.э. Ясон был отправлен за золотым руном дядей, узурпировавшим власть у его отца.

Вложенные файлы: 1 файл

титульный новый.doc

— 56.26 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Сочинский  государственный университет»

 

 

Факультет: Туризма и сервиса.

Кафедра: Управления и технологий в туризме и сервисе.

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: История туризма и курортография

на тему: Активация туризма в эпоху античности

 

 

Выполнена студентом :

курса : 1  

Заочной формы обучения

Специальности:

Руководитель: ___________________

_______________________________

(Отметка  о допуске (недопуске) к защите

___________________________________

 

«_05___»______07_________2012___г.___________________________

 

 

  1. Введение

Морские путешествия  в Древней Греции совершались  с незапамятных времен, что нашло  свое отражение в мифах. К наиболее известным относится миф об аргонавтах. Согласно Диогену, первым известным изложением этого похода была поэма критского жреца и философа Эпименида, жившего в VII в. до н. э. Его сочинение не сохранилось, но двумя веками позже поэт Пиндар вновь возвращается к этому сюжету, правда, его поэма была чересчур краткой.

В эпоху эллинизма (IV–I вв. до н.э.) в подражание Гомеру александрийским ученым, смотрителем знаменитого Мусейона – Аполлонием было написано произведение «Аргонавтика». Впоследствии к этому сюжету обращались многие авторы античности: Теренций Варрон, Валерий Флакк, Овидий и Сенека. В произведении рассказывалось о плавание,в котором под руководством  Ясона совершили 50 греческих ге-роев на корабле «Арго», что в переводе с греческого значит «быстрый», «юркий». Поход был совершен за поколение (20 –25 лет) до Троянской войны, т.е. в XIII в. до н.э. Ясон был отправлен за золотым руном дядей, узурпировавшим власть у его отца.

 

 

  1.  Основная часть.

 

Очень много  схожего в странствиях аргонавтов и Одиссея. В них описывается  известная, но еще не изученная до конца ойкумена, окраины которой  «населены» всевозможными чудовищами и волшебниками. Поэтому только такие  герои, как Ясон, Одиссей, могут побывать там (даже посетив Аид, как аргонавт Орфей или Одиссеи) и возвратиться на родину. Путешествия подобного  ранга воспринимались греками как героические подвиги.

Одним из первых ученых-путешественников был Геродот (484 – 430 гг. до н.э.). Он объехал Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Вавилонию, Египет, Персию, побывал на большинстве островов Средиземного моря, а также в Крыму и в стране скифов.В своем знаменитом труде «История», за который он удостоился почетного титула «отца истории», «отца географии», но и «отца лжи» он описал не только историю многих народов Старого Света, но также сохранил для потомков бесценные этнографические примеры. Он сообщил основные географические знания, накопленные к V в. до н.э. Геродот происходил из богатой семьи, имевшей обширные торговые связи. Впервые он отправился в путешествие, когда ему было около 20 лет. Его маршрут пролегал по Египту вверх по Нилу, затем он отправился на восток и достиг Вавилона, северная граница его путешествий пролегала по греческим колониям северного Причерноморья. Есть предположения, что он поднимался по Борисфену, нынешнему (Днепру). А на западе он посетил Южную Италию, где принял участие в основании колонии своими соотечественниками. В Египте он просил переводить ему надписи, расспрашивая жрецов об истории этого государства. Интересовался только жизнью фараонов, но посещал и не менее для него интересные мастерские бальзамировщиков. Он шагами измерял длину периметра основания пирамид, приводя конкретные математические выкладки и при описании знаменитого Лабиринта.

 

Много путешествовал  и другой выдающийся ученый античности – Страбон (64–23 гг. до н.э.). Выходец из расположенного в Малой Азии на пути из Средиземноморья к Черному морю городка Амасия, он уже в 20 лет совершил свой первый вояж – в Рим. Страбон будет путешествовать всю свою жизнь. Он объедет Малую Азию, побывает в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетит Кикладские острова и обойдет Балканский полуостров, основательно изучит все сколько-нибудь памятные места на Апеннинском полуострове, а также Египет. Во время своих путешествий он много размышлял и записывал увиденное. Всестороннее образование, умение не только собирать факты, но и анализировать их, яркий талант писателя привели к созданию дошедшей до нас «Географии» в 17 книгах. («Исторические записки» Страбона в 43 книгах не сохранились.) О достоверности фактов, изложенных в «Географии», говорит часто используемая Страбоном фраза: «Когда я там находился».

Море играло огромную роль в жизни древнегреческих  племен, населявших побережье Балканского  полуострова, многочисленные острова  Эгейского моря, а также западный берег Малой Азии. Море не только давало им пишу, но и связывало с  другими странами и народами. Поэтому  греки чаще всего путешествовали морем. Путешествиям внутри страны мешало отсутствие удобных дорог. Некоторые  подобия дорог в виде гатей  прокладывались в низинных и болотистых местах. Археологам удалось обнаружить остатки подобной дороги в Беотии, ширина которой достигала 6,5 м.Вокруг крупных общенациональных святилищ, каким, например, был Олимп, строили целую сеть «священных» дорог, служащих для процессий верующих. На подобных дорогах даже проделывались специальные колеи для колес экипажей. Мостов было мало, так как большинство рек летом, когда, в основном, и совершались вояжи, пересыхало. Путешествовали и пешком, и верхом на коне, использовали повозки. Повозки были двух видов: одноколки, на оси которых закреплялся закрытый с трех сторон кузов, или же большие четырехколесные, где можно было кроме пассажиров разместить и их багаж.

 

Так же в  Древней Греции существовали гостиницы, но в те времена в них не всегда кормили. Поэтому путешественники провизию возили с собой. Чаще всего путешественники останавливались у друзей и знакомых. Гостеприимство было естественной составной частью быта. Во всех домах состоятельных людей были особые комнаты в которых могли останавливаться гости. Впрочем, если места в доме гостю не хватало, он мог разместиться под портиком дома на открытом воздухе, благо климат Греции по большей части делал это возможным.

Хочу сказать, что права гостеприимства находились под покровительством Зевса. Гомер называет его «Зевс-гостеприимец». Но из-за плохого сообщения между отдельными городами-государствами греков, гостиниц и постоялых дворов было очень мало. Обычно в богатых домах бесплатно принимали чужестранцев, причем это не всегда были родственники или знакомые. Таким способом, путешественники всегда могли рассчитывать на кров.

В греческих  полисах создавались «Союзы гостеприимства». Каждый член такого Союза – Ксен – брал на себя защиту интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Древней Греции даже установился институт Проксенов и Евергетов,другими словами (благодетелей), в этом случае иностранец заключал договор о гостеприимстве уже не с отдельным человеком, а с городом-государством.

При этом обе  стороны должны были соблюдать следующие  условия:

- Проксен обязан был защищать в своем городе интересы прибывших сюда граждан государства, давшего ему звание Проксена, подобное современному званию Консула

- Государство обязывалось, со своей стороны, предоставить Проксену в случае, если он пожелает прибыть или поселиться в нем, все гражданские права, кроме политических. Проксен мог приобрести землю или другую недвижимость, судиться в общем порядке, занимать наиболее почетные места в театре или на спортивных состязаниях и т.д.

Иногда права  Проксенов давались всем гражданам дружественного государства. Как правило, звания Ксенов и Проксенов были наследственными.

Гостиничная индустрия долго не привлекала греков, потому что содержание гостиниц и  питейных заведений для них считалось нечестным и недостойным промыслом. Немногочисленные гостиницы и постоялые дворы содержались за счет государства и только в местах массового скопления людей. Это могли быть спортивные состязания, курорты или места религиозного паломничества. В гостиницах селились только иностранцы. Надо отметить, что жители Афин или, в особенности, Спарты не ездили за границу без особых на то обстоятельств. Это не в последнюю очередь объяснялось тем, что для подобного путешествия необходим был загранпаспорт – сфрагис.

К особому  виду путешествий надо отнести великую  греческую колонизацию. Причины  этого явления были самыми разнообразными: страсть к приключениям и склонность к переменам, излишек населения, сосредоточение земель в руках аристократии, общественные раздоры, бедствие, разражавшееся  над какой-нибудь страной, приговор об изгнании, иностранное завоевание, необходимость отыскивать внешние рынки. Колонизация сила организованный характер. Первоначально обращались к оракулу, чаше Дельфийскому, с просьбой указать место для будущего города. В каждой метрополии существовали сборники религиозных обрядов по случаю предстоящей колонизации и закладки нового города. Из городской казны выделялись средства для строительства корабля, составлялся список семейств, которые собирались переселяться. Но могла быть и вынужденная политическая эмиграция.

Осуществляя колонизацию, греки во многом руководствовались  примером финикийцев. Но, в отличие  от Финикии, которая брала на себя роль координатора международной торговли в Средиземноморье, греки в первую очередь хотели увеличить свой собственный  эллинский рынок и это правильно. Колонии всегда основывались на побережье, ограничиваясь весьма скромной территорией. Но по возможности охватывали торгово-экономическими контактами как можно большие пространства. Колония не повиновалась метрополии и не обязана была оказывать ей какую-либо поддержку(в этом был плюс колонии). Не было и преимущества в торговле у метрополии. Фукидид говорил, что «колонисты выезжают не для того, чтобы быть рабами оставшихся на родине, а чтобы быть равноправными с ними».

Путешествие стоило очень дешево, особенно морем. В IV в. до н.э. дорога из Эгины в Пирей (около 30 км) стоила два обола, а из Египта «с женою, детьми и багажом» (1000 км.) – около двух драхм. Поросенок стоил около 3 драхм в то время, а кусок маринованной скумбрии – от 2 до 3 оболов.

    В Древней Греции зарождается курортология, лечебный туризм. Храмы Асклепия – бога врачевания – стали возникать в глубокой древности, в классический период (V–IV вв. до н. э.) их было не менее 60. Они возводились вдали от городов, на возвышенностях, в местах со здоровым климатом. Жрецами в этих храмах были люди, занимающиеся медициной.Паломники, жаждущие выздоровления, прежде чем быть допущенными в храм к божеству, подвергались некоторым предварительным церемониям. Это был пост, омовения, банные процедуры, кроме того, были и церемонии, носившие чисто религиозный характер. После этих приготовлений страждущего допускали на ночь в храм. Это называлось инкубацией. Утром жрецы слушали рассказ о том, что больной видел и слышал ночью в храме, соответственно этому и применялось лечение, якобы назначенное богом. О многочисленных исцелениях рассказывают вырезанные на колоннах храма имена, иногда там встречаются и целые рассказы.

Так же греки очень ценили теплые целебные воды (серные, солено-серные, иногда железистые, но у них не было кислых вод), которые они называли гераклейскими. Было известно немало источников, но особенно ценились курорты в Фермопилах и Элиде. О прекрасно оборудованных для лечения и отдыха купальнях горных источников в Ионии упоминают Страбон и Павсаний.  Паломничество было очень распространено в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями. Сначала оракул довольствовался одной пифией, но когда его слава стала общемировой, появились две штатных пифии и одна запасная. Жрицы не принадлежали к жреческой корпорации, жрецы даже подбирали как можно более невежественных женщин, «считая их тем более совершенными, чем более они походили на животных». Во время экстатического состояния около пифии всегда находились два предсказателя, которые и толковали ее смутные речи, часто в возвышенной стихотворной форме в письменном виде, причем копия во избежание недоразумений хранилась в храмовом архиве. Если существо вопроса было им известно, то ответ давался ясный и однозначный. Но если вопрошали о будущем или о том, что выходило за пределы компетенции прорицателей, то и ответ был весьма туманным. В свою очередь, для прояснения этого ответа паломник отправлялся к экзегетам – профессиональным толкователям, которые работали при каждом прорицателе. Таким образом, вокруг дельфийского оракула кормился целый рой прорицателей различных рангов.По описанию Страбона, оракул «представляет глубокую пещеру, отверстие которой очень широко; из этой пещеры поднимаются вдохновляющие испарения; над отверстием помещен высокий треножник; пифия всходит на это седалище и, вдыхая испарения, произносит предсказания».Известно, что в городских архивах греческих полисов существовали целые коллекции ответов оракула по важнейшим государственным вопросам. К дельфийскому оракулу приезжали не только греки, но и многочисленные иностранцы: из Этрурии, Египта, Финикии, Персии и других стран. Прорицания оракула, даже относящиеся к частным лицам, не говоря о пророчествах для государств, носили яркую политическую окраску. Это в первую очередь касалось бесчисленных войн. Популярность оракула была настолько велика, что для даров благодарных пилигримов в Дельфах были построены специальные хранилища сокровищ, которые классифицировались по странам: Египет, Крит, Афины и т.п. Можно предположить, что авторитет оракула строился на таком бесценном сокровище, как информация, которую паломники бесконечно поставляли в Дельфы. Все места, которые указывал оракул устами пифии для будущих греческих колоний, отнюдь не случайны. Это были места, благодаря которым можно было контролировать важнейшие морские трассы. Жители Коринфа закладывают Сиракузы, которые станут со временем конкурентом самого Карфагена. Для контроля над Мессинским проливом жители Халкиды основывают Занклу (Мессину). Страбон констатировал что «у массалиотов есть верфи и арсенал. В прежние времена у них было очень много кораблей, оружия и инструментов, пригодных для мореплавания, а также осадные машины». Жители острова Тира закрепляются в северной Африке, восточнее Карфагена, где вокруг заложенной ими Кирены создается обширная греческая область – Киренаика, и т. п.

Но в то же время археологические и геологические  исследования, проведенные в XX в., доказали, что не существовало никаких источников для подземных испарений под  Дельфийским храмом. Так что, возможно, дельфийский оракул был одной  из грандиознейших мистификаций древности. Были и другие, правда, менее популярные оракулы: Додонский в Эпире, Трофония в Лейбадии (Беотия).

      Торговля как один из видов путешествий особенно активизировалась с VIII в. до н.э. одновременно с колонизационными процессами. Греки стали доминировать в Восточном Средиземноморье. Греческие корабли можно было увидеть от Азовского моря до берегов Апеннинского полуострова. Торговцы покупали продовольствие, восполняли нехватку полезных ископаемых в метрополиях, продавая, по большей части, товары ремесленного производства. Многочисленные греческие источники показывают, что Греция торговала с Крымом и Египтом, Сицилией и Родосом, Финикией и Кипром и др.

        Нигде не обращались так хорошо с иностранными купцами, как в Афинах – крупнейшем с V в. до н.э. торговом центре Греции. Демосфен свидетельствует, «что торговцы и капитаны кораблей могут жаловаться фесмофетам, если им будет причинена какая-нибудь обида на торговой площади, а виновные в этом заключались в тюрьму до тех пор, пока они не уплачивали сполна того, к чему были присуждены».В значительной степени на международной торговле зиждилось богатство города Сибариса, чье название стало нарицательным. Он осуществлял посредническую торговлю между этрусками и Милетом. Жители города – сибариты – настолько дорожили статусом своего города как международного рынка, что все продукты, как из Малой Азии, так и из Этрурии, освобождали от любых таможенных пошлин.

      Ну а спортивный туризм по всей вероятности возник в Древней Греции. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния. О начале Олимпийских игр греков извещали специальные послы – феоры, которые рассылались по всем греческим полисам, достигая самых отдаленных, расположенных в Северной Африке и на побережьях Черного и Азовского морей. Феоры на время Игр провозглашали священный мир:

с того дня, как будет объявлен священный  месяц – проведение Игр, враждебные действия должны быть прекращены по всем греческим странам;Олимпия – место проведения Игр, неприкосновенна для всех народов, принимающих участие в празднествах;любые чужеземные воины должны сложить оружие, вступив на землю греков. В противном случае их поразит проклятие богов;на воина, нарушившего перемирие, налагается штраф в 2 мины; проклятие и штраф должно было постичь любого, кто совершит насилие над путешественником, отправившимся на празднество в Олимпию.Все отправляющиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Среди них существовали и почетные гости, в первую очередь, депутаты городов, заключивших договоры гостеприимства с элидским государством, во-вторую, феоры. Как правило, их размещали и кормили за счет принимающей стороны, в данном случае – Элиды.

Информация о работе Активация туризма в эпоху античности