Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:32, курсовая работа
В эпоху эллинизма (IV–I вв. до н.э.) в подражание Гомеру александрийским ученым, смотрителем знаменитого Мусейона – Аполлонием было написано произведение «Аргонавтика». Впоследствии к этому сюжету обращались многие авторы античности: Теренций Варрон, Валерий Флакк, Овидий и Сенека. В произведении рассказывалось о плавание,в котором под руководством Ясона совершили 50 греческих ге-роев на корабле «Арго», что в переводе с греческого значит «быстрый», «юркий». Поход был совершен за поколение (20 –25 лет) до Троянской войны, т.е. в XIII в. до н.э. Ясон был отправлен за золотым руном дядей, узурпировавшим власть у его отца.
Туристов было великое множество. Стадион вмещал до 40 тыс. человек, причем это были только мужчины. Замужние женщины не допускались на сами соревнования под страхом смертной казни. Но на Игры приезжали очень часто семьями. Одни приходили пешком, как в свое время Сократ: от Афин до Олимпии можно было дойти за пять-шесть дней; состоятельные люди, как правило, приезжали в экипажах, привозя с собой палатки, в которых и жили на протяжении всей Олимпиады. Многие плыли морем до устья Алфея, а затем поднимались вверх по реке до самой Олимпии.
Здесь развлекательный бизнес был поставлен на широкую ногу. По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Специально возводились для этого торговые ряды. Туристы осматривали древние храмы, желающие за определенную плату могли послушать гида, рассказывающего различные легенды. Большой популярностью пользовался зал Эхо, стены которого семь раз повторяли произнесенные слова. Перед главным алтарем почти всегда толпился народ, чтобы посмотреть на жертвоприношения или понаблюдать за процессией жрецов (как в наши дни за сменой почетного караула).На Олимпиаде можно было воочию наблюдать за всеми «звездами». Это были и прославленные полководцы, например, Фемистокл, обессмертивший свое имя во время греко-персидских войн. Философы: Анаксагор, Сократ, Диоген – собирали вокруг себя толпы народа, проповедуя или шокируя своим поведением. Молва приписывает некоторым из них, Пифагору и Платону, даже победы на Играх. Выступали тут и известные ораторы: Демосфен, Горгий, Лисий. Можно было послушать поэтов: Пиндара, Симонида. Часто рапсоды исполняли отрывки из поэм Гомера, Гесиода, Эмпедокла. Главы из своей «Истории» зачитывал здесь Геродот. Художники устраивали вернисажи под открытым небом.
Все иностранцы, т.е. не жители Элиды, должны были платить особый налог. И, кроме того, каждый из туристов-паломников приносил какую-нибудь жертву или приношение. Олимпиада продолжалась 5 дней. Собственно спортивным состязаниям были посвящены второй, третий и четвертый дни.
Кроме Олимпийских были и другие игры, носившие общегреческий характер:
Истмийские, проходившие на Коринфском перешейке, как и современные Игры доброй воли, раз в два года;
Немейские, проводившиеся в Немейской долине Арголиды, около храма Зевса, также раз в два года;
Пифийские, проходившие, как и Олимпийские, раз в четыре года в Крисе (Фокида).
Можно утверждать,
что эллины собирались на Игры, повинуясь
не только азарту. У них было сильно
развито эстетическое чувство. Красота
была не только эстетическим началом,
она была составной частью идеологии.
Известно, что Перикл говорил о
необходимости красоты и
Благодаря путешествиям продолжала развиваться картография. Древнегреческие ученые создали первые в Европе географические карты. Это приписывают философу Анаксимандру – ученику легендарного Фалеса. Милетские ученые ориентировали свои карты по сторонам света, использовали названия частей света. Границу между Европой и Азией большинство ученых Древней Греции проводило по Танаису (Дону).
Величайшими достижениями греков были учения о сферичности Земли (Парменид, Эвдокс Книдский) и единстве Мирового океана (Аристотель).
Говоря о путешествиях эпохи эллинизма, в первую очередь следует упомянуть Восточный поход Александра Македонского, длившийся почти 10 лет. Об этом походе писали Плутарх, Диодор, Арриан, Страбон и многие другие авторы древности. Некоторые историки считают, что уже сам поход можно считать проявлением эллинизма, так как он является ключом к началу новой эры и ее пониманию. Благодаря этому походу греки и македонцы познакомились с малоизвестными, а то и совсем неизвестными до этого народами, их культурой, бытом, традициями. Лично Александр Македонский был заинтересован в изучении Азии. В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, и деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное, услышанное и изученное во время этого похода. Один из последователей Александра Македонского – Селевк I – отправил своего полководца Демодама в поход в район Средней Азии с разведывательными целями около 300 г. до н.э.
Теперь,немного о Пифее. Пифей был уроженцем греческой колонии Массилия (Марсель). Ему удалось в 320 г. до н.э., выйдя из Кадиса, миновать Гибралтарский пролив и, обогнув Пиренейский полуостров, выйти в Бискайский залив. Далее он обследовал часть европейского побережья.Затем его путь лежал на северо-запад, к берегам Британии. Он пересек Ла-Манш и достиг Ландс-Энда в Корнуолле, где были месторождения олова. Пифей обогнул весь Британский остров, причем очень правильно определил его пропорции, хотя и несколько преувеличил размеры. Жители северной части острова рассказали, что на расстоянии шести дней пути по морю на север от них находится остров Туле, с жителями которого они иногда торгуют. Пифей не счел возможным отправиться к этому загадочному острову, под которым древние бритты подразумевали или жителей Исландии, или скандинавов. Но, с легкой руки Пифея, со временем понятие ultima tule стало означать «край света», превратившись в символ, означавший крайнюю точку известного мира. Пифей тем не менее не прекратил свое плавание. Он дошел до такой широты, где ночь не превышала двух часов. Никто до Пифея из цивилизованных народов древности не заходил так далеко на север.В дальнейшем, путешественник повернул на восток и отправился вдоль северо-восточного побережья материковой Европы «за реку Рейн в Скифию и до реки Таис». Скорее всего, именно эта часть описания путешествия Пифея вызвала недоверие многих древнегреческих историков. Видимо, Пифей достиг устья Эльбы, но вряд ли продвинулся дальше на восток. Он даже вряд ли дошел до острова Гельголанда, который был крупнейшим центром торговли янтарем. Обратный путь Пифея (рис. 1.7) пролегал вдоль уже известных ему берегов Западной Европы и через Гибралтар в Средиземное море.Известным путешественником эпохи эллинизма был Мегасфен, который на рубеже IV–III вв. до н.э. совершил ряд поездок из Пенджаба в Паталипутру на Ганге, где прожил около 10 лет. Его сведения по Индии использовали в своих произведениях Диодор, Страбон, Арриан.
Любопытно свидетельство Страбона о мореплавателе Евдоксе Кизикском, который сумел обогнуть Ливию, как в то время называли Африку, во II в. до н.э. Евдокс тем самым повторил путь древних финикийцев.
Свое первое морское путешествие по приказу фараона Птолемея III Эвергета (246–221 гг. до н.э.) Евдокс совершил в Индию. Клеопатра I, жена Птолемея V Эпифана (203–181 гг. до н.э.), повторно отправляет его в Индию за грузом благовоний и драгоценных камней. Но на обратном пути его отнесло ветром к югу от Эфиопии. Далее он двигался к югу вдоль побережья Африки. Уже, видимо, обогнув материк, он наткнулся на обломок носа корабля, на котором была изображена голова коня. Местные жители объяснили ему, что здесь потерпел крушение корабль, приплывший с запада. Евдокс вернулся в Египет через Гибралтарский пролив и вдоль побережья Северной Африки. В обломке корабельного носа купцы опознали часть корабля, некогда отправившегося из Кадиса. Небольшие суда не очень состоятельных финикийских купцов назывались там «конями», так как их носы всегда украшали изображением коня. На этом примере видно, что финикийцы торговали с населением Западной Африки, выходя через Гибралтарский пролив в воды Атлантического океана и продвигаясь вдоль африканского побережья далеко на юг.
В заключении, анализируя весь «пройденный путь» важно заметить, что человечество в своей истории всегда тяготело к путешествиям, перемещениям, к открытиям нового, доселе неизвестного. В начале своей истории люди в большей степени были привязаны к насиженному месту, но с развитием цивилизаций, а дальнейшем и научно-технического прогресса, все в корне изменилось. Путешествия (туризм) меняли мир, великие географические открытия, меняли историю человечества, мир уже никогда не смог бы стать другим. В наше время ВТО и другие организации которые содействовали ВТО в осуществлении планов по развитию туризма в целом, витки этой деятельности видны и по сей день, туризм развивается очень прогрессивно (даже не смотря на существующий по сей день Всемирный экономический кризис, который все же немного вносит свои коррективы), сложившаяся благоприятная обстановка в мире (экономический рост, послевоенное восстановление мировой экономики и рост благосостояние граждан многих государств) также способствует развитию туризма.
Эпоха эллинизма внесла свой вклад в развитие путешествий. Продолжались военно-стратегические и научные экспедиции, совершенствовались старые и прокладывались новые торговые маршруты. Расширялись познания людей античности об ойкумене. Совершенствовались средства передвижения.
Если римлян часто называют учителями европейцев, то их учителями, в свою очередь, были этруски. Расены – таково самоназвание этого народа – являли собой ярчайший пример народа-путешественника. Этруски прибыли на Апеннинский полуостров из-за моря в качестве иммигрантов, беженцев или пиратов. Поскольку их язык до сегодняшнего дня не разгадан и трудно их соотнести с известными народами, то учеными разделяется несколько версий относительно их происхождения.
Геродот считал, что этруски, или, как их называли греки, тиррены или тирсены – выходцы из государства Лидия, находившегося на территории Малой Азии. Имя легендарного этрусского царевича Тирсена сохранилось в названии Тирренского моря. Римский историк Тацит поддерживал версию «отца истории». Из современных историков теорию о «заморском» происхождении этрусков разделял и английский ученый А. Дж. Тойнби. (Но с древности существовала версия и об автохтонном происхождении этого народа, выдвинутая Дионисием Галикарнасским.)
Некоторые современные исследователи, например . Майяни, пытаются доказать, что этруски были выходцами из Иллирии (область, расположенная к западу от Македонии). Они еще в XI в. до н.э. начали мигрировать из бассейна Дуная через Грецию. Одна из их «стоянок» была на острове Лемнос. Затем они пересекли Адриатическое море и осели в северо-западной части Апеннинского полуострова. Несколько столетий спустя другая группа того же этнического состава прибыла на Апеннины из Анатолии (Лидии). Перечень гипотез о происхождении этрусков можно продолжить, но можно констатировать, что практически все исследователи сходятся в том, что этруски (тиррены, расены) являются «пришлым» народом, а не автохтонами. Мнения расходятся в отношении их прародины. В VII–VI вв. до н.э. этрусская цивилизация достигла своего расцвета. К этому времени она сравнилась по своему влиянию на море с такими великими морскими державами, как эллинская и Карфаген, и даже была готова оспаривать у них власть над Западным Средиземноморьем. В этрусские города в огромном количестве стекались богатства: золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни и т.д. Считается, что виноград и оливы завезли в Италию этруски. Торговлей занимались не только этрусские купцы, но и пираты, которые также «прославили» этот народ.Этруски были прекрасными мореходами. Им приписывают изобретение якоря и руля, а также специального скрытого тарана, прикрепляемого к носовой части корабля. Все их города так или иначе имели выход к морю. Если они не стояли на побережье, то специально строились каналы. Римляне «унаследовали» от этрусков не только своих первых царей, но и кормчих, и модели судов.
В основе цивилизации Древнего Рима лежит путешествие. Родоначальником Рима считается один из главных защитников Трои во время Троянской войны – Эней. После поражения Эней вынужден был, спасая семью, бежать из захваченного ахейцами города. Этому путешествию Вергилий посвятил поэму «Энеида». Путь небольшого флота Энея лежал через Эгейское море, затем, обогнув Пелопоннес, путешественники прибыли в Эпир, расположенный на западном побережье Балкан, откуда проследовали на Сицилию. Внезапно налетевший шторм отбросил их корабли к северному побережью Африки, причем только вмешательство самого Нептуна спасло их от неминуемой гибели.
В Карфагене Эней был сражен любовными чарами и гостеприимством вдовствующей царицы Дидоны. Но верховный бог римлян Юпитер послал к Энею Меркурия (в дальнейшем покровителя странников), чтобы напомнить о необходимости продолжить путешествие. Эней возобновляет свое странствие. Троянцы прибывают на Апеннинский полуостров, где первоначально останавливаются у города Кумы, а затем, после того как пророчица Сивилла устроила Энею «экскурсию» в Царство мертвых, где призрак умершего отца поведал ему о будущем великом предназначении Рима, они продолжают свой путь, который завершается на берегах Тибра. А спустя пять веков там был заложен Рим. Троянцам предстояли еще многие испытания. Местное население – латиняне – начинают против них войны. И только брак Энея с Лавинией, дочерью царя латинян прекратил этот кровавый конфликт. Но, чтобы умилостивить местных богов, в частности Юнону, они обязались перенять язык и традиции латинян. Большую роль в редактировании и распространении мифа об Энее сыграл император Октавиан Август. Это позволило римским аристократам вести свою родословную от троянцев. Видимо, говорить об индустрии туризма в широком смысле этого слова можно, начиная с эпохи Древнего Рима. Путешествия могли осуществляться благодаря наличию прекрасных дорог. Конечно, римляне развивали дорожную систему, исходя из военных потребностей. Войска за считанные дни могли быть переброшены из Центральных районов к границам империи. Но значимость этих дорог для развития не только Римской, но и в целом европейской цивилизации столь велика, что можно согласиться с византийским историком Прокопием Кесарийским, который назвал только первую дорогу, ведшую из Рима в Капую, так называемую Аппиеву Дорогу, одним из Чудес Света. Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства. Их строительство начиналось в 312 г. до н.э. с первой стратегической трассы – Аппиевой дороги, соединившей Рим и Капую. Ее строили свыше 100 лет. Для каждой дороги предварительно составляли план, затем рыли траншею, которую заполняли камнями. Для стока воды, чтобы она не застаивалась на самой дороге, вдоль дорожного полотна прорывали специальные водосточные канавы. О мастерстве строителей говорит тот факт, что римские дороги практически во всех европейских странах стали основой для автомобильных и железнодорожных путей. Римляне выбирали наиболее короткий и удобный путь между двумя исходными населенными пунктами и мало внимания обращали на рельеф местности. При прокладке дороги преодолевались любые препятствия. Примером мастерства римских дорожных строителей может служить туннель под горой между Путеолами и Неаполем (пещера Позилиппо). Их дороги, как правило, были прямыми. Ширина современной европейской железной дороги – 143 см. Именно такое расстояние между колесами считалось стандартным у римских повозок. По этому стандарту и делались специальные колеи на дорогах в Древнем Риме. Во всех населенных пунктах вдоль дорог возводились тротуары. Для преодоления водных преград строились мосты и виадуки. Эти сооружения кое-где не только сохранились до наших дней, но даже до сих пор используются, как, например, мост через реку Алькантара в Испании. Иногда строили аггеры: сооружали земляную насыпь, а сверху плотно укладывали камни. Ширина аггера – насыпной дороги, достигала 15 м. На дорогах стали размещать мильные столбы, около которых ставили скамьи для отдыха. Протяженность римской мили равнялась тысяче двойных шагов, откуда и название (миля значит на латыни «тысяча», она составляла 1480 м). Общая протяженность римских дорог – почти 100 000 км. Центром всех дорог, ведущих из Рима, и главным ориентиром служил поставленный в правление Октавиана Августа золотой мильный камень. Он имел вид конуса, обитого позолоченной бронзой. Существовали специальные карты дорог с обозначением почтовых станций, где можно было остановиться на ночлег. На картах указывалось расстояние между станциями, так что можно было по времени рассчитать путешествие. На главных дорогах почтовые станции размещались друг от друга на расстоянии от 6 до 15 миль. Они были составной частью государственной почтовой службы. Существовала сеть государственных гостиниц, называемых мансионами. Они строились через каждые 15 миль. В некоторых из них могли разместиться одновременно несколько десятков человек, но они были малокомфортабельными. Характерной чертой каждой станции также была таверна, где путники могли поесть. Как правило, на вывеске таверны изображалось какое-либо животное: орел, петух, журавль, реже предметы. На одной гостинице в Лионе был рекламный щит со следующим содержанием: «Здесь Меркурий обещает выгоду, Аполлон – здоровье, Септимен – хороший прием, и со столом. Кто войдет сюда, будет чувствовать себя превосходно; чужестранец, осмотри хорошенько место, где ты хочешь поселиться». Карты были настолько обыденным явлением, что их, как сувенирные картинки, изображали на различных предметах, например кубках. На одном из таких кубков изображен маршрут из Кадиса в Рим с обозначением всех постоялых дворов и расстояний между ними. Иногда географические карты выполнялись в виде стенной росписи во дворцах. В Древнем Риме существовали уже и путеводители, в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены. Известен подобный путеводитель для паломников, совершавших путешествие из Бордо в Иерусалим, относящийся к IV в. н.э. Появляются в I в. до н.э. и туристические бюро, которые снабжали желающих путеводителями и справочниками.