Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 13:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инновационного менеджмента на предприятиях туристской индустрии, в том числе на примере предприятия «Розовый слон».
Задачами исследования являются:
- определить понятие и сущность инноваций на предприятиях туристской индустрии;
- проанализировать основные направления инновационной деятельности на туристическом предприятии «Розовый слон»;
- предложить пути совершенствования инновационного менеджмента на туристическом предприятии «Розовый слон»;
ВВЕДЕНИЕ
1. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
1.1 Понятие и основные принципы инноваций в туризме
1.2 Классификация и основные функции инноваций в туризме
1.3 Инновационный цикл в туризме
1.4 Инновационный менеджмент на предприятиях туристской индустрии
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «Розовый слон»
2.1 Общая характеристика туристического предприятия «Розовый слон» и основных направлений его деятельности
2.2 Анализ инновационной деятельности и управления инновациями на туристическом предприятии «Розовый слон»
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ТУРИСТИЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ «Розовый слон»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. Концептуальные инновации - создание новых концепций туризма, туристских услуг, и реализация их в новых форматах обслуживания, новых архитектурно-инженерных и технологических решениях, удовлетворяющих потребности туристов.
К концептуальным инновациям можно отнести, например, строительство отелей и ресторанов изо льда в северных странах (самый знаменитый - Ice Hotel в Швеции), концепции тематических отелей-казино в Лас-Вегасе (например, «Экскалибур» - средневековый замок, в котором проводят рыцарские турниры).
Эти виды инноваций удовлетворяют потребности в новом знании, новом опыте, что характерно для современных туристов, стремящихся к саморазвитию через путешествия и туризм .
Основные функции инноваций:
- они вовлекают в производство
новые производительные силы, способствуют
повышению производительности
- повышают уровень жизни
каждого человека и общества
в целом за счет разнообразия
и качества производимой
- помогают привести в
соответствие структуру
- являются результатом
применения творческих
Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, использование новых видов ресурсов, развитие новых маркетинговых подходов, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности, а также новых способов ведения бизнеса.
1.3 Инновационный цикл в туризме
Для того чтобы учесть совокупность всех этапов деятельности в период от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения, следует ввести понятие "инновационный цикл".
Инновационный цикл включает в себя период создания новации и жизненный цикл (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.
Период создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент).
Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт.
Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода новации или фазе жизненного цикла.
В туристском бизнесе инновационный цикл начинается с момента возникновения идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, создания нового продукта или внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного потребителя, примерное наполнение туристского продукта. После формирования идеи будущего продукта изучаются возможности реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презентация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конкурентоспособности. На этом заканчивается период создания новации.
Следующим этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение туристского продукта и внедрение его на рынок, реализацию и коммерциализацию (проведение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз). Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала.
Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты туристского рынка начинают в своей деятельности активно применять эту инновацию .
Внедряя новый продукт или услугу, следует учитывать отношение клиентов к инновациям (рис.1)
Таблица 1.1 – Потребители по восприимчивости инноваций
Категория потребителей |
Доля, % |
Характеристика потребителей |
Новаторы |
2,5 |
Идут на риск, опробуя новшества |
Ранние последователи |
13,5 |
Лидеры по восприятию новшеств, хотя и с осторожностью |
Раннее большинство |
34 |
Принимают новшества с осмотрительностью, но редко бывают лидерами |
Запоздалое большинство |
34 |
Воспринимают новшество после того, как оно опробовано большинством потребителей |
Отстающие |
16 |
Либо не воспринимают новшество вообще, либо воспринимают после того, как новшество становится традиционным |
Эффективность современного туристского продукта темпы его развития определяются инновационной активностью и производством товаров «рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо существенно расширяют круг потребителей. Инновационный процесс, т. е. процесс внедрения новых продуктов на туристский рынок, характеризуется:
1) многочисленностью и
изначальной неопределенностью
путей достижения цели и
2) невозможностью детального планирования и ориентацией на прогнозные оценки;
3) необходимостью преодоления
сопротивления как в сфере
сложившихся отношений, так и
интересов участников
Существует даже наука
инноватика, занимающаяся изучением
и внедрением нововведений. В
своем научном направления она
опирается на диалектические
учения о всеобщем развитий. Любые
нововведения приводят вначале
к созданию кризисных
Таким образом, инновационный цикл включает в себя период создания новации и жизненный цикл. В свою очередь период создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент). Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт. Процесс внедрения инноваций является достаточно длительным и сопровождается значительным риском.
1.4 Инновационный менеджмент на предприятиях туристской индустрии
В условиях рыночной экономики туристские организации все более осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанную с этим выгоду. Определение будущей прибыли от нового туристского продукта является задачей инновационного менеджмента.
Что же он из себя
представляет? Это отдельный вид
культурно экономической и
Инновационный менеджмент
представляет собой сочетание
различных функций (таких как
маркетинг, планирование, организация,
разработка, контроль). Основными
задачами инновационного
Инновация - это объект внедряемый в производство в результате проведенного маркетинга и сделанного открытия, качественно отличный от предыдущего аналога. Инновационные изменения в туризме создают внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения нарушают сбалансированность, но создают основы дальнейшего развития, переход системы в новое качество. Поэтому именно профессиональное введение инноваций в жизнь и является развитием той или иной отрасли. Современные специалисты по развитию общества утверждают, что ни одна из проблем, с которой сталкивается в наши дни бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений .
Инновации в туризме,
естественно влияют на
1) объем производства и продаж (в данном случае новых туристских брендов);
2) текущие затраты фирмы, занимающейся инновациями;
3) размер созданного и действующего имущества;
4) численность специалистов
занятых в проектировке и
5) длительность освоения
и внедрения новшеств
Туристская компания
в целях расширения рынка
В туристском бизнесе есть условное разделение на четыре сезона: сезон «пик» (в основном это летний период и календарные праздники), «высокий» сезон (сюда включаются «бархатный сезон» весенние туры), «низкий» сезон (каникулярное время в зимний и осенний период) и «мертвый» сезон (остальное зимнее время). Так вот, основная задача туристского маркетинга -приблизить к потребителю именно тот новый продукт, который способен хоты бы отчасти поддержать «мертвый» сезон.
Чтобы грамотно провести
маркетинговое исследование в
области туризма следует идти
по такой простой схеме: Желание
потребителей - исследование рынка
- получение прибыли путем
После изучения туристского рынка с помощью маркетингового исследования следует грамотно планировать появление и разработку нового продукта.
Для этого необходимы:
1) генерация идей - планомерный поиск новых решений;
2) профессиональная оценка
турпродукта с помощью
3) экономический анализ - прогноз объема продаж, издержек и прибыли, составление бизнес-плана;
4) разработка турпродукта - создание условного макета нового продукта;
5) проведение пробного маркетинга - оценка нового продукта в подлинной реальной рыночной обстановке;
6) коммерческая реализация:
определение того, где, кому, как
правильно и результативно
Что касается составления бизнес-плана, то в данном случае он называется инновационным проектом и определяется тремя основными элементами:
1) целью разработки и внедрения проекта;
2) планом-календарем всех планируемых мероприятий;
3)источниками финансовых средств.
Основываясь на этих
трех элементах, а также учитывая
экономическое обоснование