Глобальные тенденции и перспективы развития гостиничной индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

В России пока не сложился класс собственников, владеющих большим количеством гостиничных объектов, а услуга профессионального управления не сформировалась по той причине, что владельцы гостиниц не доверяют наемным менеджерам. В целом, тенденции развития индустрии гостеприимства в Республике Татарстан совпадают с общероссийскими: ведётся строительство крупных четырёх звёздных гостиниц, наблюдается интерес российских гостиничных цепей.
Цель данной работы – анализ тенденций и перспектив развития мировой гостиничной индустрии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
I. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В МИРОВОЙ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ
Современное состояние мировой гостиничной индустрии............................6
Модели управления в гостиничной индустрии..............................................14
Нормативно-правовое регулирование в гостиничной индустрии................20
II. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
2.1. Анализ функционирования мировых гостиничных цепей в России............23
2.2. Анализ тенденций формирования национальных гостиничных цепей.......26
III. ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3.1. Глобальные перспективы развития гостиничной индустрии.......................32
3.2. Пути совершенствования и возможности применения мирового опыта
гостеприимства на национальном рынке..............................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………............................................................................................39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................................................43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.89 Кб (Скачать файл)

первый этап - проводится предварительная экспертная оценка соответствия гостиницы  установленным требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляется протокол соответствия гостиницы и другого средства размещения одной из категорий;

второй этап - проводится балльная оценка гостиницы по критериям, соответствующим установленным требованиям. По результатам балльной оценки составляется протокол и указывается суммарное количество баллов;

третий этап - на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения определенной категории.

Одновременно с экспертной оценкой соответствия гостиницы  проводится экспертная оценка соответствия номеров категориям, соответствующим  установленным требованиям. Результаты экспертных оценок номеров оформляются  протоколами.

После проведения вышеуказанных  экспертных оценок гостиница получает Сертификат категории, который выдается на срок не более 5 лет. Но и после  получения Сертификата в классифицированных гостиницах осуществляется экспертный контроль в форме очередных и внеочередных проверок [8].

 

II. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

2.1. Анализ функционирования мировых гостиничных цепей

в России

Основным препятствием на пути гостиничного бума в городах  России можно назвать не столько  дефицит денежных средств на реализацию проектов, сколько отсутствие механизмов управления. В то же время международный  опыт показывает, что существует способ преодолеть это препятствие путем  унификации конечного продукта и  его объединения в гостиничные  сети.

Более того, даже 2-3 объекта, объединенных общим управлением, получают рыночное преимущество: например, в  конце 90-х гг. в Москве много говорили об успехе трех «Марриоттов», сумевших стать лидерами гостиничного рынка [9].

На российском гостиничном  рынке работает достаточно много  отечественных управляющих компаний. В Москве гостиницами управляют  в основном иностранные операторы. Впрочем, по словам Роба Стоддарда, вице-президента по развитию проектов Hilton в России, западные сети скоро активно пойдут и на региональный рынок.

Понятно, что столицами  гостиничный рынок не ограничивается.

И российским и западным операторам особенно интересны те регионы  и центры, в которых идет активный экономический рост, существует постоянный туристический поток и традиционно высок уровень жизни населения.

В первую очередь для инвесторов привлекательны города-миллионники и крупные индустриальные центры, затем – регионы с развитым туризмом: города Краснодарского края, Золотого кольца и другие.

Высококлассные отели в первую очередь притягивают иностранных гостей, прибывающих в нашу страну. Не обходят их вниманием и бизнесмены. Отечественных предпринимателей в гостиницах высокого уровня в 4 раза больше, чем тех, кто приезжает на отдых. Среди иностранных гостей этот разрыв составляет примерно 20%. А поскольку деловые поездки продолжают превалировать над другими видами путешествий, роль отелей высокого класса в российской индустрии гостеприимства остаётся весьма значительной. В основном отели, представляющие в России международные гостиничные сети, сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в Москве самыми известными являются: «Аврора-Мариотт», «Мариотт отель грант», «Мариотт Тверская», «Шератон-Палас-Отель», «Рэдиссон-Славянская» и др. В С.-Петербурге это, прежде всего, «Шератон Невский Палас», Гранд-отель-Европа», «Прибалтийская» и др.

Можно ожидать, что следующим  этапом деятельности международных  гостиничных сетей на территории России станет строительство отелей более низких категорий, в частности  трехзвёздочных. На повестке дня также  их внедрение в регионы и известные  туристские центры России.

Большинство участников рынка  так описывают востребованный сегодня  в региональных центрах отель: категория  «3 звезды» на 100–200 номеров, в которых  могут останавливаться постояльцы с рекреационными и бизнес-целями. При этом акцент должен быть сделан на предоставление широкого спектра бизнес-услуг (конференц-залы, комнаты переговоров, бизнес-центр, беспроводной интернет). Наличие конференц-зоны дает возможность проводить конференции, встречи в зимние месяцы, когда поток рекреационных туристов минимален.

Однако, объектов размещения высокой категории и гостиниц туристического уровня, отвечающих международным  стандартам, в крупных российских городах слишком мало. Отельные островки качественного размещения, такие  как пятизвёздочный «Atrium Palace Hotel & World Trade Center» в Екатеринбурге и четырёхзвёздочный «Quality Hotel Tyumen» в Тюмени – погоды не делают. Необходимость в хорошем, качественном и рассчитанном на разные вкусы и финансовые возможности размещении возрастает год от года. И первым почувствовали необходимость освоения регионов международные гостиничные цепочки [12].

Компания «Marco Polo Hotel & Resorts» в период с 1991 по 1993 гг. открыла 4 отеля: два в Москве и по одному в Санкт-Петербурге и Новгороде, став таким образом, самой крупной иностранной гостиничной цепочкой в России на тот период. Однако удержаться на рынке не смогла и постепенно её предприятия перешли в другие системы. Так, гостиницы «Палас Отель» в Москве и Санкт-Петербурге вошли в системы «Sheraton». Столичная гостиница «Марко-Поло-Пресня» стала частной собственностью и филиалом компании «Visit-Moscow». Новгородская гостиница «Береста-Палас» перешла в систему «Best Western».

 «Moscow-Country-Club» стал образцом гостиничной культуры, к которой стали подтягиваться и другие российские объекты, занимающиеся организацией подмосковного отдыха. В числе предложений «Moscow-Country-Club» - поле для игры в гольф на 18 лунок, а также симулятор, помогающий отработать приёмы игры не только любителям, но и профессионалам. Загородный отель приспособлен также и к проведению деловых встреч, симпозиумов, конференций. Для семейного отдыха на его территории находятся 38 комфортабельных дач.

Компания «Marriott International» сконцентрировала своё внимание пока только на столице. Три гостиницы, «Тверская», «Гранд Отель» и «Interstate Hotels», функционируют на основании франшизного договора. Гостиница «Ренессанс» имеет прямой договор с компанией, что даёт право её персоналу работать в других отелях этой системы. Все гостиницы компании «Marriott» ориентированы на бизнес-туристов, корпоративных клиентов и индивидуалов [17].

Таким образом, в России на сегодняшний день представлены практически  все известные международные  гостиничные системы. Некоторые  из них проявляют завидную ликвидность, а такие, как «Sofitel» и «Inter-Continental», напротив, уходят с российского рынка. При этом инициатором разрыва договора становится российская сторона.

Но на международном рынке  есть и крупные игроки, которые  пока воздерживаются от покорения российских просторов. Корпорация «Hilton», высказывая заинтересованность в российском рынке, пока не торопится её реализовывать. Видимо, присматривается к результатам коллег и тщательно подбирает место для своего первого эксперимента [20].

 

2.2. Анализ тенденций формирования национальных гостиничных цепей

Несмотря на очевидное  преимущество объединения, гостиничные  сети «российского производства» пока еще не стали массовым явлением и  даже международные гостиничные  цепи пока представлены единичными примерами. В Москве на долю гостиниц, включенных в международные сети по договору франшизы или управления, приходится не более 10%, в других городах эта  доля еще меньше.

В России пока не сложился класс  собственников, владеющих большим  количеством гостиничных объектов, а услуга профессионального управления не сформировалась по той причине, что  владельцы гостиниц не доверяют наемным  менеджерам.

Эта ситуация быстро меняется, поскольку современный этап развития российского гостиничного рынка  отличается от того состояния, в котором  он был 15 лет назад. В ближайшее время сетевой продукт будет развиваться на российском рынке в двух направлениях [15].

Первое направление связано  с российскими управляющими компаниями. Первые российские сети формировались  на базе «общности владения», принцип  объединения на этой стадии — чем  владеешь, тем и управляешь. При  таком варианте формирования гостиничной  сети полномочия управляющей структуры  достаточно широки.

В то же время существует более простой и достаточно эффективный  способ объединения объектов гостиничной  недвижимости, в основе которого лежит  принцип доверительного управления. История формирования таких сетей  достаточно проста: опыт наиболее успешных проектов стал привлекать к себе внимание тех участников рынка, которые не смогли по тем или иным причинам столь же эффективно распорядиться  собственными объектами. В последние  годы зарубежный опыт доверительного управления гостиничными объектами  рассматривается наиболее продвинутыми российскими компаниями как способ повышения эффективности бизнеса, позволяющий расширить сферу  присутствия на внутреннем рынке.

Отличия российских гостиничных  сетей от международных образцов заключаются в отсутствии единого  продукта в рамках имеющихся сетевых  образований. На зарубежных рынках потребители  гостиничных услуг имеют стойкие  ассоциации о качестве обслуживания в определенной сети и могут формировать  мнение о качестве сервиса на основании  ее торговой марки. рекреационными отелями  и комплексами, но и городскими гостиницами .

Российские операторы  занимают собственную нишу, не конкурируя напрямую с международными брендами. Они предлагают услуги на тех сегментах  рынка, которые не охвачены зарубежными  представителями.             Состояние гостиничного бизнеса в регионах определяется различными факторами, влияющими на динамику турпотоков по этому направлению. Наиболее мощные потоки определяют и формируют соответствующие объемы базы размещения. Во всяком случае, такой сценарий развития подсказывает логика. Цели поездок диктуют набор услуг, необходимых клиентам гостиниц, и уровень обслуживания. Здесь выделяются гостиницы, обслуживающие туристов и отдыхающих, и отели для деловых путешественников [19].

В России основной спрос  на гостиницы формируют деловые  люди: средства размещения, предназначенные  для этой категории клиентов, приняли  более 65% всех гостей отечественных  гостиниц . То есть, показатель активности деловых контактов можно использовать для оценки перспектив того или иного регионального гостиничного рынка. Логично предположить, что развитие «деловых» гостиниц следует за развитием экономики. Кроме того, на этот процесс влияет и состояние межрегиональных связей или место города в системе межнациональных или межрегиональных обменов.

Понятно, что лидерами спроса на гостиничные услуги будут города, обладающие высоким экономическим  потенциалом. В свою очередь, экономический  потенциал теоретически может привязываться  к численности населения города. Естественно, экономика города с  населением порядка 1 млн. человек развита  лучше, чем в населенном пункте на 200 тыс. жителей.

          В целом участники рынка выделяют несколько параметров, по которым отечественные управляющие компании уступают западным конкурентам:

  • Во-первых, это отсутствие единых стандартов работы. Любая серьезная гостиничная сеть выводит свои стандарты сервиса, финансового учета.
  • Во-вторых, большинство российских сетей владеют отелями, которыми управляют. Такая закономерность полностью расходится с практикой, сложившейся на мировом гостиничном рынке.
  • В-третьих, отечественные гостиницы отличает острый дефицит профессиональных кадров. Во многом это обусловлено тем, что на рынке пока не сформировалась услуга профессионального управления, и большинство владельцев гостиниц не могут доверить управление наемным менеджерам [23].

Проблем российским сетям  добавляет отсутствие глобальной системы  резервирования номеров, профессиональных тренинговых центров для обучения обслуживающего персонала, недостаточно внимательное отношение к вопросам маркетинга и трудности в поисках инвестора. Из-за отсутствия опыта управления к российским операторам инвесторы относятся довольно сдержанно.

В результате в России появилось  несколько компаний, которые позиционируют  себя как гостиничные сети. По мнению экспертов, лидерами этого сегмента рынка являются «Аmaks Grand Hotels», «Heliopark Hotels & Resorts», «Азимут менеджмент групп» и «Интурист отель групп». У всех этих компаний - различная история, и каждая из них пытается решить проблему конкурентоспособности по-своему. Однако эксперты не исключают, что в будущем некоторые из них могут либо объединиться, либо продать свои объекты профильным компаниям [11].

Компания «Heliopark Group» появилась на рынке в 2001 году, выкупив старый санаторий «Мособлинжстроя» на деньги, заработанные на собственной сети магазинов меховых и кожаных изделий марки «Christ». Покупка обошлась в $400000, а дополнительные вложения составили $2,5 млн. Во второй проект, отель «Heliopark Thalasso» в 14 от МКАД по Новорижскому шоссе, владелец «Heliopark Group» был приглашён уже в качестве соинвестора и руководителя управляющей компании.

По мере развития «Heliopark Hotels & Resorts» стал основным брендом сети, а управляющая компания стала называться «Heliopark Group». В 2005 году она получила в управление первую гостиницу в ближнем зарубежье - на Украине. Сейчас управляет 15 отелями, в том числе гостиницей на 71 номер в Баден-Бадене (Германия).

Другим недостатком, отражающим тренд всего сегмента, участники  рынка называют то, что большая  часть отелей Heliopark находится в полной или частичной собственности управляющей компании [13].

Информация о работе Глобальные тенденции и перспективы развития гостиничной индустрии