Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработать экскурсионный маршрут историко-архитектурной тематики.
Методы исследования: аналитический метод, измерение и описание, метод обобщения, метод сравнительного анализа, метод обследования.

Содержание

Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий
Историко-архитектурные экскурсии: содержание, особенности подготовки и проведения
Дворцы и усадьбы как экскурсионные объекты
Анализ наличия дворцово-усадебных комплексов и их использование в историко-архитектурных экскурсиях
Экскурсионный потенциал дворцово-усадебных комплексов Гомельской области
Анализ предложений туристических предприятий
Разработка историко-архитектурной экскурсии в рамках Гомельской области
Контрольный текст экскурсии на тему «Архитектурное наследие Гомельщины»
Введение
3.1 Усадьба генерал-лейтенанта Гатовского
3.2 Гомельский Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей
3.3 Усадьба Халецких
Заключение…………………………………………………..
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных экскурсионных маршрутах.docx

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Содержание

  1. Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий
    1. Историко-архитектурные экскурсии: содержание, особенности подготовки и проведения
    2. Дворцы и усадьбы как экскурсионные объекты
  2. Анализ наличия дворцово-усадебных комплексов и их использование в историко-архитектурных экскурсиях
    1. Экскурсионный потенциал дворцово-усадебных комплексов Гомельской области
    2. Анализ предложений туристических предприятий
  3. Разработка  историко-архитектурной экскурсии  в рамках Гомельской области

Контрольный текст экскурсии на тему «Архитектурное наследие Гомельщины»

Введение

3.1 Усадьба генерал-лейтенанта  Гатовского

3.2 Гомельский Дворцово-парковый  ансамбль Румянцевых-Паскевичей

3.3 Усадьба Халецких

Заключение…………………………………………………..

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Схема маршрута……………………………………….

Приложение Б Технологическая карта экскурсии……………..

Приложение В Паспорт объекта…………………………………….

Приложение Г Комплект наглядных пособий – «Портфель экскурсовода»

 

 

РЕФЕРАТ

          Курсовая работа:  48 с.,  рисунков 3,  источников 29. 
 
          ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ, ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭКСКУРСИИ,    ДВОРЦОВО-УСАДЕБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, ДВОРЕЦ РУМЯНЦЕВЫХ-ПАСКЕВИЧЕЙ, ВЕТКА, ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ 
 
          Объект исследования – дворцово-усадебные комплексы Республики Беларусь.

Предмет исследования – использование экскурсионного потенциала историко-культурного наследия старинных усадеб в экскурсионных маршрутах.

Цель работы: разработать экскурсионный маршрут историко-архитектурной тематики.

Методы исследования: аналитический метод, измерение и описание, метод обобщения, метод сравнительного анализа, метод обследования.

Исследования и разработки: определены теоретические аспекты историко-архитектурных экскурсий; раскрыта сущность дворцово-усадебных комплексов, изучена по литературным источникам история их возникновения на белорусских землях, эволюция развития в привязке к эпохам отдельных архитектурных стилей и прослежены их стилевые особенности; изучены действия, предпринимаемые государством по сохранению дворцово-усадебных комплексов; проанализировано использование дворцово-усадебных ансамблей в экскурсиях; описаны наиболее интересные с туристической точки зрения дворцово-усадебные ансамбли Гомельской области; разработан экскурсионный маршрут историко-архитектурной тематики.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наша страна имеет богатое духовное наследие, которое формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение. Несмотря на разрушительные войны и  стихийные бедствия, общество приумножало достижения предков, развивало науку, литературу, искусство, повышало свой культурно-образовательный и профессиональный уровень.

Туристический потенциал Республики Беларусь базируется на многообразии и красоте природы, уникальности историко-культурного наследия и включает огромное количество объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, а также памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.

Общеизвестно, что культурно-исторический потенциал любого региона выражен в его историческом наследии. Наличие уникальных исторических объектов способствует успешному развитию туризма. Интерес к историческим событиям, историческим личностям и историческими объектами – сильнейший побудительный туристический мотив. Но, тем не менее, он  также нуждается в изучении и продвижении на рынок туристических услуг.

Темой данной курсовой работы является «Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных экскурсионных маршрутах».

Объектами исследования выступают дворцово-усадебные комплексы.

Предметом исследования является экскурсионный потенциал историко-культурного наследия старинных усадеб.

Искусствовед-историк, доктор биологических наук А. Т. Федорчук, который с 1967 года занимается изучением истории, архитектуры, культуры старинных усадеб, отметил, что альтернативы у старины нет и в этом её особенность. По его словам, за каждым творением, если даже оно оказалось в руинах, стоят философия, живопись, архитектура, быт и нравы той или иной эпохи [5 c. 8].

Исходя из вышесказанного, актуальность данной курсовой работы обусловлена исключительной значимостью дворцово-усадебных ансамблей, которые были достойным украшением белорусской земли. Здесь развивались ремесла, торговля, создавались материальные и духовные ценности народа, формировалось национальное самосознание, потому как хозяевами усадеб были высококультурные люди, которые получали прекрасное образование в университетах за границей, а потом возвращались на родину, историю и самобытную культуру которой очень ценили, и вносили свой огромнейший вклад в её развитие.

Сегодня, многие усадьбы, вызывавшие восхищение у современников еще в конце двух прошлых веков, вызывают чувство печали своим запустением сегодня. Урон, нанесенный усадьбам революцией, войнами, коллективизацией, неумелой хозяйственной деятельностью, превратил их в руины, непривлекательные для местных и иностранных туристов. А ведь Беларусь – это страна, для которой агроэкотуризм является одним из наиболее перспективных направлений, в развитии которого немалую роль могут сыграть старинные усадьбы с выраженными стилевыми особенностями, связанные с известными шляхетскими родами и знаменитыми личностями.

Целью данной работы является разработка экскурсионного маршрута историко-архитектурной тематики.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты историко-архитектурных экскурсий;
  • раскрыть сущность дворцово-усадебных комплексов, изучив по литературным источникам историю их возникновения на белорусских землях, эволюцию развития в привязке к эпохам отдельных архитектурных стилей и проследить их стилевые особенности
  • изучить действия, предпринимаемые государством по сохранению дворцово-усадебных комплексов
  • проанализировать использование дворцово-усадебных ансамблей в экскурсиях на сегодняшний день
  • в практической части работы описать наиболее интересные с туристической точки зрения дворцово-усадебные ансамбли Гомельской области

В процессе изучения теоретических аспектов выбранной темы были использованы следующие книги: Н.В Савина “Экскурсоведение”, Емельянов Б.В. “Экскурсоведение”, Г.П. Долженко “Экскурсионное дело”, Н.А. Гецевич “Основы экскурсоведения”, в которых подробно рассматривалось сущность понятия “экскурсия”, а также особенности историко-архитектурных экскурсий.

Также были использованы книги по архитектуре Беларуси таких широко известных в данной области авторов, как А. Т. Федорука, В.А. Чантурии, Ю.А. Якимовича, А.Н. Кулагина. Также были использованы интернет-источники, посвященные теме архитектуры Беларуси и, в частности,  старинным усадьбам Гомельской области.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как аналитический метод, измерение и описание, метод обобщения, метод сравнительного анализа, метод обследования.

В данной курсовой работе рассматриваются усадьбы, объединенные одним экскурсионным маршрутом, не существовавшим ранее. Поэтому можно сказать, что экскурсия, разработанная при написании данной курсовой работы, обладает новизной и перспективностью использования усадебных ансамблей, привлекательных своей историей, архитектурой и легендарными владельцами.

 

 

 

 

 

1. Дворцово-усадебные ансамбли в историко-архитектурных экскурсиях

 

    1. Историко-архитектурные экскурсии: содержание, особенности подготовки и проведения

В процессе становления и развития экскурсионной деятельности в понятие экскурсии вкладывалось различное содержание. Современное понятие «экскурсия» (от лат. «excursio» - поездка ) означает индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными либо познавательными целями.

Современный этап развития экскурсионной деятельности позволяет определить экскурсию как целенаправленный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных объектах – зрительном ряде экскурсии в естественных условиях, - проходящий под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода, гида) и подчиненный раскрытию четко определенной темы [1, c. 17-18].

Экскурсии принято подвергать определенной классификации.

Классификация экскурсий – это распределение поездок  по однородным группам в соответствии с присущими им признаками. В процессе развития экскурсионного дела изменение содержания работы находило отражение и в классификации экскурсий.

В настоящее время в работе экскурсионных учреждений может использоваться классификация по:

  • составу участников
  • содержанию
  • тематике
  • месту проведения
  • форме проведения
  • способу передвижения
  • цикличности проведения [2, c.13-14].

Остановимся более подробно на тематических экскурсиях, так как именно они являются центральной частью данной работы.  В этой категории мы уделим особое внимание таким видам экскурсий как исторические и архитектурно-градостроительные.

Из тематических экскурсий исторические представляют  наиболее многочисленную группу. В тексте и методической разработке экскурсий на исторические темы должна быть отражена историческая эпоха путем краткой характеристики исторических событий и явлений в их причинно-следственной связи.

По содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические.

Объектами исторических экскурсий могут быть  памятники, памятные места и сооружения, связанные с историческими событиями в жизни народов,  деятельностью исторических личностей,  экспозиции исторических и краеведческих музеев.

Вся экскурсия на историческую тему должна строиться на точном документальном материале, что обеспечивает научность и достоверность рассказа экскурсовода. Кроме того, важны последовательность и систематичность в подаче материала. Этого можно добиться строго придерживаясь хронологического принципа построения экскурсии. Иногда объекты расположены так, что приходится нарушать хронологическую последовательность их показа, поэтому изложение содержания экскурсии должно логически последовательным.

Зачастую объекты исторических экскурсий имеют архитектурное или искусствоведческое значение, т. е. являются многоплановыми. В таких случаях экскурсоводу помимо исторического анализа приходится делать и архитектурный анализ объектов. Он должен хорошо разбираться в исторически сложившихся архитектурных стилях и уметь показать детали и особенности сооружения.

Основным методическим приемом проведения исторических экскурсий является прием реконструкции или воссоздания, событий посредством рассказа. Если на месте знаменательных исторических событий не сохранились памятники, а само место занято современной застройкой и отсутствует иллюстративный материал, то экскурсоводу приходится воссоздавать историческую обстановку и ход событий только при помощи рассказа. В рассказе для более  точного представления о характеризуемой эпохе рекомендуется приводить цитаты из летописей, исторических документов либо из художественной литературы.

Лучшему раскрытию темы способствует использование наглядных пособий. В исторических экскурсиях они обязательны. В портфель экскурсовода могут входить фотографии,  фотокопии исторических памятников до их реставрации, портреты известных исторических деятелей, репродукции картин, повествующих о важнейших событиях исторического прошлого и другие наглядные пособия.

В каждой исторической экскурсии обязательно должен присутствовать материал о современности. Экскурсовод обязан освещать исторические факты и события с позиций новейших достижений науки, делая этим экскурсию актуальной и современной [3 c. 82-85].

Архитектурно-градостроительные  экскурсии развивают художественный вкус, обогащают духовный мир, воспитывают уважение к труду и чувство гордости за народных умельцев, создавших архитектурные памятники прошлого. Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и являются достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, исторических, литературных и других экскурсий, поэтому экскурсоводу необходимо владеть методикой их показа.

Информация о работе Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий