Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработать экскурсионный маршрут историко-архитектурной тематики.
Методы исследования: аналитический метод, измерение и описание, метод обобщения, метод сравнительного анализа, метод обследования.

Содержание

Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий
Историко-архитектурные экскурсии: содержание, особенности подготовки и проведения
Дворцы и усадьбы как экскурсионные объекты
Анализ наличия дворцово-усадебных комплексов и их использование в историко-архитектурных экскурсиях
Экскурсионный потенциал дворцово-усадебных комплексов Гомельской области
Анализ предложений туристических предприятий
Разработка историко-архитектурной экскурсии в рамках Гомельской области
Контрольный текст экскурсии на тему «Архитектурное наследие Гомельщины»
Введение
3.1 Усадьба генерал-лейтенанта Гатовского
3.2 Гомельский Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей
3.3 Усадьба Халецких
Заключение…………………………………………………..
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных экскурсионных маршрутах.docx

— 1.15 Мб (Скачать файл)

По содержанию архитектурно-градостроительные экскурсии классифицируются на экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представление о творчестве выдающихся архитекторов; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам, цель которых – показать современную архитектуру и ход строительства зданий и целых районов.

На экскурсиях осматриваются произведения архитектуры (памятники) и градостроительные объекты. В показ включаются также памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба.  К градостроительным объектам относятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь.

При подготовке экскурсий сначала определяются объекты, к которым затем подбираются вспомогательные источники: литературные, изобразительные, вещественные.

К литературным источникам относятся произведения, краеведческая литература, учебные пособия по истории архитектуры, специальная литература(монографии, сборники, альбомы), периодические издания, архивные документы.

Изобразительные источники – это планы, чертежи, эскизы проектов; литографии, фотографии и рисунки произведений архитектуры; изображения зданий в старинной живописи, помогающие реконструировать объект; портреты авторов проектов и строителей.

К вещественным источникам относятся макеты зданий и сооружений, находящиеся в музеях и реставрационных мастерских, образцы строительных материалов, инструменты и механизмы, при помощи которых возводились здания.

При подготовке экскурсий ( составление библиографии, выбор экскурсионных объектов, разработка маршрута, написание текста и методической разработки) на архитектурно-градостроительные темы необходима постоянная помощь специалистов. Особенно важны и полезны для экскурсовода занятия, проводимые специалистами непосредственно на натуре, у объектов. Архитектор поможет экскурсоводам выявить отличительные особенности произведений архитектуры, их назначение, конструкцию, идею, художественный образ, объемно-пространственную композицию, проанализировать приемы, применяемые архитекторами, отметит особенности показа, экскурсионного анализа объекта, а также поможет выбрать наиболее выгодные точки осмотра.

Методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий имеет свою специфику: про осмотре памятника архитектуры особое значение приобретает выбор месторасположения группы возле объекты. При неправильно выбранном расстоянии, с которого осматривается здание, могут искажаться его реальные пропорции, так как от угла зрения зависит восприятие архитектурного сооружения как замкнутого или открытого. Показ объекта начинается с приема предварительного осмотра. Он служит для того, чтобы дать экскурсантам возможность самостоятельно оценить произведение архитектуры, всмотреться в него.

От непосредственно эмоционального восприятия памятника следует перейти к его анализу. Произведения архитектуры необходимо показывать как исторический памятник, т. е. применять исторический анализ для характеристики той эпохи, в которую был воздвигнут памятник. Однако  первостепенное значение имеет все же искусствоведческий анализ, который раскрывает градостроительное значение памятника, особенности его архитектурного стиля, связи внешних архитектурных форм с интерьером, роль декора и строительного материала, профессиональное мастерство зодчего и строителя. При показе произведения архитектуры внимание экскурсантов обращается на единство и взаимосвязь трех качеств этих памятников: функционального (театр, храм, дворец, университет, жилой дом), конструктивного (инженерное решение, особенности использования строительного материала, новаторские приемы и т. д.) и эстетического. Кроме того экскурсоводу необходимо уметь показать связь архитектурного памятника (ансамбля) с ландшафтом. Как правило, возвышенное место, природное окружение, существовавшая застройка выбирались так, чтобы усилить впечатление от нового сооружения и подчеркнуть его достоинства.

Процесс восприятия произведений архитектуры складывается из различных ощущений – двигательных, звуковых, слуховых и даже обонятельных (особый запах стройматериалов) и осязательных (прикосновение к стене). Однако, в основе восприятия лежат зрительные ощущения. Возможности увидеть объект, воспринять сочетание красок, линий, пространственную организацию способствует движение. Наиболее точный и многоплановый образ произведения архитектуры формируется у экскурсантов именно в процессе движения. Методический прием движения применяется при осмотре всех основных объектов архитектурно-градостроительных экскурсий. С дальней точки осмотра воспринимается лишь силуэт здания. По мере приближения к нему отчетливее становится пластика сооружения, а когда экскурсанты подходят к памятнику вплотную, остро воспринимаются архитектурные детали, декор здания. Обход здания, подъем на башню, позволяют правильнее представить размер, форму, высоту, оценить  композицию в целом.

Полученные благодаря передвижению вокруг и внутри памятника зрительные впечатления способствуют формированию в представлении экскурсантов единого художественного образа архитектурного сооружения.

Одним из важнейших методических приемов проведения архитектурно-градостроительных экскурсий является прием реконструкции. Данный прием употребляется, если необходимо восстановить произведение архитектуры в первоначальном виде, устранить позднейшие искажения памятника, показать памятник таким, каким он будет выглядеть после реставрации. Лишь немногие памятники архитектуры дошли до наших дней в первозданном виде.

При проведении архитектурно-градостроительных экскурсий экскурсоводам приходится показывать произведения почти всех архитектурных стилей – древнерусского, романского, готического, эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизма, эклектизма, модерна, конструктивизма. Поэтому он должен знать закономерности смены и особенности архитектурных стилей, обусловленные конкретными историческими условиями и определенными периодами в развитии общества.

Среди памятников архитектуры различных стилей много зданий культурного назначения: соборов, церквей, монастырей, мечетей и т. д. Многие из них являются бесценными произведениями отечественного зодчества, включаются в маршруты тематических и обзорных экскурсий и вызывают повышенный интерес среди широких слоев населения [3, с. 96-100].

Таким образом, проведение такого рода экскурсий на исторические и архитектурные темы требует от экскурсовода основательной подготовки. Ему необходимо иметь специальные знания в области архитектуры, владеть искусством архитектурного анализа, иметь хорошую искусствоведческую и историческую подготовку и высокий уровень общей культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

        

1.2     Дворцы и усадьбы как экскурсионные объекты

В культурно-историческом наследии Беларуси особое место занимают старинные усадьбы — сложные комплексы соподчиненных архитектурных и природных элементов. Они включают жилые, служебные, хозяйственные и промышленные сооружения, сады и парки, водные системы, а также малые архитектурные формы, каплицы, объединенные логикой планировочного построения и созданные в соответствии со стилевыми требованиями определенной эпохи. Усадьбы формировались в русле развития общеевропейской культуры с учетом исторических, экономических и природных условий, местных традиций. Немалое значение имели также образ жизни, эстетические вкусы их владельцев. 

История возникновения усадеб уходит в глубокую старину. По данным археологических раскопок, они как частновладельческие замки известны на территории Беларуси с XI– XIIвв [4, с. 7].

Следует отметить, что ни одна из европейских стилевых волн не обошла нашей восприимчивой культурной почвы. Усадьбы эволюционировали от древних укрепленных дворов до добротно отстроенных ренессансных дворов и далее к художественным ансамблям времени барокко, классицизма и романтизма. Большим разнообразием выделяется эпоха эклектики, ставшая последней в развитии усадебного зодчества [5, с. 7].

Усадьбы наиболее богатых имений этого периода представляли собой величественные ансамбли, пользующиеся европейской известностью (Несвиж, Альба, Слоним, Ружаны, Бочейково), в которых архитектура, живопись, скульптура и садовое искусство отличались особым великолепием.

Необычайно представительной была эпоха классицизма и особенно романтизма, расцвет которой приходится в Беларуси на первую половину XIXв. Развитию романтизма благоприятствовала спокойная красота белоруской природы, а уважение к природе было главной чертой стиля.

Разнообразием архитектурных форм, размерами, подчеркнутой утилитарностью отличаются усадьбы, построенные в формах эклектики, а затем модерна (примерно с середины XIXв.).

Усадьбы были мощными хозяйственными системами и в то же время исключительным культурно-историческим явлением края. Родовые гнезда создавались рядом поколений. Историческая цепь предков обязывала беречь родовое наследие. Богатые люди — владельцы этих усадеб — были прекрасно образованы, они занимались наукой, искусством, это были очень авторитетные люди, которые очень много сделали для Беларуси. В традиции рода, преемственности поколений складывался шляхетский материальный и духовный усадебный мир [4,с. 7].

В прошлом усадьбы были выразительными культурными и экономическими центрами на Беларуси. Принадлежали они в основном шляхте. Формирование и жизнь исторических усадеб, их ценность обусловлены особенностями этого привилегированного сословия.

Шляхетством наделялись за особые заслуги, а также при достижении определенной должности (гражданской или воинской). Шляхтичи заносились в родоводные книги. Права и привилегии были утверждены Статутами Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского 1529, 1566 и 1588 годов.

Слово «шляхта» — немецкого происхождения и означает «род, порода». Из Германии оно перешло в Польшу, а затем, на рубеже XIII и XIV вв., вошло в употребление на Беларуси. Основной обязанностью шляхтичей была защита Родины. Основой политической и экономической мощи шляхты являлась земельная собственность. За хорошую службу земли дарили великие князья и короли: Витовт, Казимир, Александр, Жигимонт Старый, Жигимонт Август.

Шляхта в Беларуси, как и в целом в Великом княжестве Литовском, по сравнению с другими странами Европы была многочисленной. Преобладающая часть шляхты принадлежала к так называемой застенковой, или шарочковой, шляхте, которая имела фамильный герб, коня и право носить саблю, но не имела крепостных. К концу XIX в. Численность такой шляхты значительно увеличилась в результате бесконечных разделов земли между наследниками [4, с. 13].

Шляхта оказывала значительное влияние на развитие белорусской культуры, на социально-экономическую жизнь страны, содействуя переходу на рыночно-капиталистический путь развития. В 1860-е годы, например, большинство мануфактур и фабрик Беларуси, преимущественно сахарных, мукомольно-крупяных, винно-водочных, принадлежало шляхте. Мельницы, сыроварни, винокуренные заводы имелись почти в каждом имении. Во многих имениях имелись кирпичные заводы, сукновальни [4, с. 17].

При некоторых имениях имелись заводы по выплавке чугуна из местных железных руд. Беларусь также славилась стекольным производством [3, с. 18].

С усадьбами связано еще одно примечательное явление в Беларуси – коллекционирование, положившее начало музейному делу.

Архивы, собрания художественные, нумизматические, этнографические наряду с различными другими ценностями материальной и духовной культуры стали обязательной принадлежностью многочисленных усадеб. Для их сохранения строились специальные  «скарбцы» , «скарбницы» (сокровишницы) [4, с. 19].

Принадлежностью каждой усадьбы был плодовый сад или парк, обычно окружавшие усадебный дом или примыкавшие к нему. Сад со всем разнообразием растений и животных мыслился как подобие Вселенной, как особый микромир, рай [4, с. 20].

Возникновение первых декоративных садов в Беларуси проходило под влиянием итальянского ренессанса, поэтому неслучайно они именовались итальянскими. Постепенно сад становился неотъемлемым элементом каждой помещичьей усадьбы [6, с. 15].

Предназначение усадеб было различным. В одних случаях они являлись местом проживания владельца и его семьи и представляли собой тип усадьбы-хутора, имевшей различные функции, в других – это была загородная резиденция, предназначенная для охоты и увеселений, в третьих – административный центр сельской округи, в четвертых – производственный комплекс типа фольварка, который обслуживал замок либо главный  двор староства или волости. В зависимости от своего предназначения они отличались размерами, функциональной организацией и составом построек [7, с. 14].

Заканчивая обзор дворцово-усадебного  строительства, следует остановиться на одном любопытном историческом документе – архитектоническом трактате 1659 г. Он представлял собой краткое учение о строительстве замков, дворцов, усадеб согласно местным традициям и климатическим условиям. Проектирование в трактате мыслилось как процесс последовательного «складывания» отдельных элементов здания. Практические и теоретические указания трактата в большинстве случаев заимствованы из трудов классиков эпохи Возрождения  по возможности с сохранением местных традиций.

Информация о работе Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий