Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработать экскурсионный маршрут историко-архитектурной тематики.
Методы исследования: аналитический метод, измерение и описание, метод обобщения, метод сравнительного анализа, метод обследования.

Содержание

Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий
Историко-архитектурные экскурсии: содержание, особенности подготовки и проведения
Дворцы и усадьбы как экскурсионные объекты
Анализ наличия дворцово-усадебных комплексов и их использование в историко-архитектурных экскурсиях
Экскурсионный потенциал дворцово-усадебных комплексов Гомельской области
Анализ предложений туристических предприятий
Разработка историко-архитектурной экскурсии в рамках Гомельской области
Контрольный текст экскурсии на тему «Архитектурное наследие Гомельщины»
Введение
3.1 Усадьба генерал-лейтенанта Гатовского
3.2 Гомельский Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей
3.3 Усадьба Халецких
Заключение…………………………………………………..
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных экскурсионных маршрутах.docx

— 1.15 Мб (Скачать файл)

В регионе проводится работа в области маркетинга туристических услуг. Ежегодно издается рекламная продукция о туристическом потенциале области (на русском, английском, немецком и польском языках), которая распространяется в туристско-информационном центре «Гомель», на предприятиях туристической индустрии.

Создается цикл видеофильмов под рубрикой «Великий тур по Гомельскому краю», выпущенные фильмы (12 фильмов) транслируются телерадиокомпанией «Гомель», размещены в сети интернет и используются туристическими предприятиями области при облуживании туристов [14].

Таким образом, можно смело утверждать, что Гомельская область имеет достаточный потенциал для развития туризма и со стороны туристических организаций предпринимается максимум усилий для развития туризма региона и создания условия для продвижения нашей страны на туристическом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Контрольный текст экскурсии на тему «Архитектурное наследие Гомельщины»

Введение

Гомель –  один из древнейших городов Беларуси, возникший в конце 1-го тысячелетия н.э. Первое летописное упоминание о Гомеле относится к 1142 году. Сам город и его область интересны и знамениты своей богатой культурой и роскошными архитектурными достопримечательностями.

Архитектура города представляет собой летопись народа в дереве и камне и является отраслью материальной культуры и художественного творчества. Она во многом предрешает судьбу города.

С приходом романтизма начинается новая фаза в градостроительстве, когда в структуру города проникают элементы и приемы устройства пейзажных парков. И в начале этого процесса стоит новый Гомель, созданный талантом его создателя –государственного канцлера графа Николая Петровича Румянцева –человека выдающегося, образованнейшего, во многом определившим судьбы народов своего времени, знакомый с последними достижениями европейского градостроительства.

Н.П. Румянцев создал новый город Гомель, который, как известно, был задуман как идеальный город эпохи Просвещения. Это явление было особенным и уникальным. Создание такого города было уникальным и для европейской градостроительной практики. Создание нового Гомеля относится к 1796-1825 годам. Н.П. Румянцев после смерти в 1796 г. его отца - великого полководца генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского, стал владельцем Гомеля, а весной 1801 г. была начата разбивка улиц нового города.

Центром Гомеля являлся не дворец или же собор, как это было в Европе в эпоху средневековья. Центром Гомеля была Соборная площадь очень больших размеров. Она была в состоянии вместить все население города. Здесь были построены такие здания, как: церковь и костел, торговые ряды, ратуша и доходное училище. Пространство площади было полуоткрыто к природному окружению и связано с другими основными зданиями –домом владельца и синагогой.

Очарованный красотами гомельской природы он совместно с английским архитектором Джоном Кларком и создал удивительное и неповторимое планировочное устройство Гомеля. По своим размерам гомельская площадь полностью повторяла центральную площадь Парижа - площадь Людовика XIV (площадь Согласия). Это было не случайно, и здесь проявилась не только любовь Н.П.Румянцева в столице Франции, ее архитектуре, но и другое особое качество. Н.П.Румянцев, как истинный просветитель пожелал уподобить основные постройки Гомеля выдающимся памятникам мирового зодчества. Петропавловский собор напоминал церковь св. Женевьевы в Париже, костел - Пантеон в Риме, торговые ряды были устроены по примеру петербургских, экономический дом являлся копией дома в графстве Бедфордшир (Англия).

Качественно изменился Гомель и в паскевичский период. В это время в Гомеле на средства князей Паскевичей были построены различные учебные заведения, школы, больницы, мужская и женская гимназии, детские приюты, богадельни (приюты для стариков), госпитали и лазареты, чайные, музыкальные салоны и многое друое.

 Устройство застройки  вдоль береговой линии в основном  сохранилось и сейчас можно  видеть практически все то, что  было заложено в устройство  города известными людьми Российской  империи Румянцевыми и Паскевичами  с конца XVIII до середины XIX вв.

Сегодня Гомель – это своеобразный город-памятник этим выдающимся личностям – просветителям и меценатам, государственным,  военным и общественным деятелям  России.

Таким образом, Гомель стал наилучшим образцом и примером нового подхода в европейском градостроительстве. Здесь создана гармония для жизни человека государственного, и человека частного, гармония регулярного и живописного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Усадьба генерал-лейтенанта Гатовского

Красный Берег был известен ещё с 16 столетия, но лишь в 19 веке деревня обзавелась своей главной достопримечательностью – поместьем рода Гатовских. На берегах реки Добосны в живописном и уютном месте и в наши дни можно найти это старинное поместье – единственный памятник дворцово-парковой архитектуры на Жлобинщине. Колоссальная постройка поражает не только размерами, но и вниманием к архитектурному декору. Когда-то в богатых залах усадьбы хранилась уникальная коллекция живописи 19 столетия [16].

Роскошная усадьба конца XIX века в путеводителях именуется как усадьба генерал-лейтенанта Гатовского. Однако не с этим именем связан весь нынешний облик этого места (рисунок 1).

Помещичье имение здесь существовало с начала XIX века. Его владельцами были разные люди, в том числе участники восстания декабристов 1825 и восстания 1863 года. В 80-х годах его приобрёл генерал-лейтенант Гатовский. Вскоре он дарит имение своей дочери Марии в качестве приданого к свадьбе. Её муж Викентий Альфонсович Козелл-Поклевский и стал человеком, определившим судьбу усадьбы. Для возведения дворца был приглашён известный европейский архитектор Е. Шретер. Разбивкой парка занялся главный садовод Варшавы Франтишек Шаниор. Благодаря их стараниям имение кардинально преобразилось.

Время пощадило его. В годы Второй Мировой войны здесь располагался сначала немецкий, а затем красноармейский госпиталь. Во многом благодаря  этому комплекс не был разрушен. В последующие десятилетия сюда не дотянулись руки тех, кто хотел всё отнять, поделить и растащить по кирпичам на свинарники. Благодаря такому везению дворцово-парковый ансамбль и сегодня остаётся одним из красивейших мест Беларуси.

Архитектура дворца сочетает в себе черты неоготики и неоренессанса, некоторые специалисты выделяют даже арабские мотивы. Мансардные крыши, остроугольные щипцы и слуховые окна, эркеры и шатры башен придают ему особую силуэтную выразительность. Также особый вид зданию придает необычное сочетание оштукатуренных побеленных и краснокирпичных стен, серебристых чешуйчатых шатров и декоративных элементов из камня-песчаника. Внешне он отдалённо напоминает  некоторые замки и дворцы Баварии.

Бальный зал полностью соответствует эпохе Людовика XVI. Такого эффекта помогли достичь камины, необычный орнамент на стенах, богатая лепнина, стилизованная резьбой, специально подобранная мебель, светильники, веницианский хрусталь, французский фарфор и английский фаянс.

С северной стороны к дворцу примыкает небольшой парк, памятник садово-паркового искусства XIX века [17].

В планировке парка в значительной степени реализован принцип ассиметрии. Въездная аллея идет перпендикулярно композиционной оси. Въезд в усадьбу фиксирован оригинальной аркой с гранеными башенками и железными воротами, построенное в духе неоготики (рис арки). Парк отличается компактностью, четкостью прогулочных маршрутов кольцевого типа, объединяющих элементы планировки в единый ансамбль и позволяющих рассмотреть все композиционные особенности. В основу построения парковых пейзажей положен принцип светового контраста. На отдельных участках маршрута свет практически не попадал под сомкнувшийся полог крон. Деревья вдоль берега Добосны образовывали своеобразный зеленый коридор с видами на водное зеркало. Видовой площадкой на реке служила небольшая каменная веранда. В наиболее уединенной западной части парка под пологом деревьев, в месте пересечения защитных аллей находилась беседка. Также там расположена кленовая аллея. Она ограничивает парк от сада и хозяйственных построек. Из сада через парк к реке проходит небольшой канал с тремя мостиками в месте пересечения дорожек [18].

Не менее красив небольшой флигель, находящийся в нескольких метрах от дворца. Он выполнен схоже с ним, гармонично вписываясь в архитектурный ансамбль.

Кроме этого на территории можно увидеть некоторые хозяйственные постройки, в частности бровар.

Сейчас усадьба располагается на территории аграрного колледжа. Но усадьба им не задействуется (если не считать администрации, расположенной во флигеле). Также во дворце планируется открыть музей усадебного искусства Беларуси [19].

По мнению автора, данная усадьба перегружена современными постройками. Но, не смотря на это, она является одним из лучших ансамблей, выражающих характерные  черты эклектики и свидетельствующих о богатом историческом прошлом этого района. Также стоит отметить тот факт, что усадьба объявлена памятником истории и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Гомельский Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей

Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых- Паскевичей является главной достопримечательностью г. Гомеля (рисунок 2). История его создания насчитывает более двухсот лет и тесным образом связана с деятельностью Петра Александровича и Николая Петровича Румянцевых, Ивана Фёдоровича, Федора Ивановича и Ирины Ивановны Паскевич.

В архитектурном отношении это уникальное сооружение. Гомельский дворец – первый на территории Беларуси памятник архитектуры классицизма, один из лучших примеров дворцовой палладианской постройки с компактным планом и купольным завершением [20].

Государственное историко-культурное учреждение "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" – одно из старейших музейных учреждений в Республике Беларусь.

С момента создания его история неразрывно связана с развитием города Гомеля и архитектурно-паркового комплекса.

Гомель - один из древнейших городов и второй по величине и экономическому потенциалу в Беларуси. На его улицах прошлое тесно соседствует с настоящим.

Пограничное расположение гомельских земель, выгодное местонахождение города на ответвлении знаменитого водного пути " из варяг в греки " обусловили борьбу за Гомель различных государств на протяжении всей истории его существования. В разные исторические периоды Гомель входил в состав Древнерусского государства, Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского, Речи Посполитой.

По условиям первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. территория Гомеля вошла в состав Российской империи.

С этого момента берёт своё начало история создания дворца - главной достопримечательности Гомеля.

Строительство его было начато в 1777 г. по указанию генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева (1725-1796), которому "деревенька Гомий" была подарена Екатериной II за выдающиеся победы в войне с Турцией. Вся дальнейшая история Гомеля подтвердила, что это событие сыграло существенную роль в формировании облика и архитектуры города, его экономическом и культурном развитии.

На бывшей территории древнерадимичского детинца, на месте старого замка магнатов Чарторыйских был заложен новый дворец. К его созданию привлекались видные архитекторы своего времени: Я.Н. Алексеев, К.И. Бланк, Ю.М. Фельтен, М.К. Мосцепанов. Удачно было выбрано место для строительства - крутой берег р. Сож, открывавший прекрасные виды на заречные дали.

До настоящего времени не удалось с точностью установить имя зодчего, создавшего проект здания. Современный белорусский исследователь архитектуры В.Ф. Морозов, считает, что им мог быть талантливый зодчий, автор проектов многих зданий в Санкт-Петербурге, в том числе и знаменитого Таврического дворца, И.Е. Старов.

Дворец в Гомеле явился одним из ранних образцов архитектуры русского классицизма, зарождавшегося с воцарением Екатерины II. Великолепен центральный зал дворца, обрамлённый колоннами, с нишами и антресолями, бельведером и купольным завершением.

После смерти П.А. Румянцева гомельский дворец унаследовал его сын Николай Петрович Румянцев (1754-1826гг.), видный государственный деятель, канцлер Российского государства, первый председатель Государственного Совета, меценат, покровитель науки и искусств. Его вклад в формирование Гомеля как европейского города в начале XIX века трудно переоценить.

При Н.П. Румянцеве, с 1800 по 1805 год, по проекту известного архитектора Дж. Кларка к центральной части дворца были пристроены два двухэтажных флигеля. Уже тогда дворец начинал приобретать черты, присущие музею. Во дворце, восхищавшем современников своей красотой и изысканностью, формировались различные коллекции, собирателем которых являлся сам канцлер.

В 1834 году владельцем Гомельского имения стал крупный российский военачальник, участник Отечественной войны 1812 года, прославившийся во время русско-турецкой и русско-персидских войн, генерал-фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич (1782-1856), граф Эриванский, светлейший князь Варшавский.

При новом владельце продолжилось формирование дворцово-паркового ансамбля. В 1837-1851гг. была осуществлена масштабная реконструкция дворца. Работы проводились по проекту и под руководством видного архитектора своего времени Адама Идзковского. Левый флигель дворца был видоизменен: убраны портики ионического ордера, надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка. На месте правого флигеля была возведена башня, к которой пристроили веранду с балконом. В башне были устроены апартаменты князя, размещены различные коллекции, военные трофеи, библиотека. Флигель и башня соединялись с центральной частью галереями, к фасаду со стороны реки был пристроен грот с верандой.

Информация о работе Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий