Жизненный цикл туристского продукта. Туристская среда. Основные понятия о рисках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:56, контрольная работа

Краткое описание

Безопасность в туризме можно определить как приемлемый риск воздействия на организм человека случайных, потенциальных (скрытых), постоянных (непрерывных) и всеобщих или всеобъемлющих опасностей.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» безопасность в туризме определяет так: личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.

Содержание

Введение…………………………………................………...………….…….......3
Жизненный цикл туристского продукта
Планирование жизненного цикла турпродукта………….…………..4
Планирование процесса формирования турпродукта……………….9
Проектирование тура………………………………………………….10
Отношения с поставщиками компонентов обслуживания…………11
Обслуживание туристов в туре……………………..………………11
Проверки качества и безопасности турпродукта и вывод его на туристский рынок……………………………………………………..12
Туристская среда. Основные понятия о риска……………………………………..13
Направления анализа рисков в турах………………………………..17
Классификация профессиональных рисков…………………………20
Опасности в туризме: основные понятия……………………………21
Опасные и вредные факторы…………………………………...…….24
Заключение……………………………………..……………….………………..27
Список источников………………………………………..……………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

ктр.docx

— 61.09 Кб (Скачать файл)

Данный подход к определению  риска позволяет характеризовать  риски не только качественно, но и  количественно, то есть представлять величинами, имеющими количественное измерение.

Частота (вероятность) нанесения ущерба туристу или окружающей среде в течение жизненного цикла турпродуктаразделена на следующие категории:

- частая —  возникает  в туре часто;

- вероятная — возникает  в туре несколько раз;

- редкая — не менее  одного раза в течение тура;

- маловероятная — в туре может возникнуть;

- невероятная — вероятность  слишком мала, и можно считать,  что в туре не возникнет;

- невозможная — не  может возникнуть, за исключением  случаев преднамеренных действий  с чьей-либо стороны.

Тогда на основе этой классификации  вероятности (частоты) нанесения ущерба туристам можно выполнить экспертную оценку лицами, имеющими достаточные  знания и практический опыт в области  формирования турпродуктов и реализации туров.

 

2.1. Направления анализа рисков в турах

Анализ риска, в том  числе и в туризме, выполняют  с целью решения следующих  задач:

- разработка требований  к условиям безопасности, положений  стандартов и других норм безопасности;

- проверка и оценка  обеспечения условий безопасности  при выполнении требований безопасности, норм и стандартов безопасности;

- обеспечение безопасных  условий в тех случаях, когда  отсутствуют или не могут быть применены требования безопасности, изложенные в действующих стандартах;

- оценка приемлемого риска,  связанного с потреблением тех  или иных компонентов обеспечения  и обслуживания.

В туризме методы анализа  риска применяются в отношении  следующих объектов:

- составляющие турпродуктов  и нормы — анализ рисков  выполняют на основе положений стандартов и правил формирования турпродукта;

- стадии жизненного цикла  турпродукта — формирование, использование по назначению, модернизация, обучение обслуживающего и сопровождающего тур персонала. Качественное (или абсолютное) выражение риска в туре представляет собой более или менее полное описание источников опасных факторов: происхождение, признаки проявления, условия негативного воздействия и его возможные последствия.

В относительном выражении риска величина возможных или происшедших потерь была отнесена к некоторой базовой величине — к общему числу туристов, побывавших в определенной стране (районе, регионе).

Приемлемый (допустимый) риск в туре (в особенности по программам самодеятельного туризма)— это минимальная величина риска, которая достижима при использовании туристами технических и иных средств и их технологических возможностей.  

Уровень приемлемого риска  может быть определен на основе учета  всех обстоятельств, обусловленных  социальными, техническими и технологическими возможностями тура: величина этого  риска минимальна тогда, когда количество опасных факторов меньшеи уровень вредных факторов низкий.

Количественные критерии оценки приемлемого риска:

- уровень риска более 10-4 случаев в год — зона недопустимого риска;

- уровень риска менее 10-5 случаев в год — зона приемлемого риска.

Выделяют также мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риски.

К числу мотивированных рисков в туре, превышающих приемлемыеуровни,  могут быть отнесены действия по спасению людей и материальных ценностей  при авариях и пожарах, камнепадах и на воде и в других сходных  ситуациях.

Немотивированным риском считается такой, который превышает приемлемый уровень из-за несоблюдения в туре правил поведения или нежелания соблюдать требования безопасности, использовать средства защиты и т. д.

Это позволяет сформулировать важное положение о поведении  специалиста, разрабатывающего программу  и маршрут тура, в виде мнемонического правила:не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно низкого уровня.

Снижение (уменьшение) риска  определяют термином хедж {англ. hedge— живая изгородь), а под операцией хеджирования понимают задействование таких инструментов, которые либо компенсируют негативные воздействия на туристов, либо исключают их действие.

Безопасность в туре достигается  тем, что за счет различных мероприятий  снижают риск до допустимого уровня, то есть добиваются определенного баланса  между безопасностью и теми требованиями, которым должны удовлетворять продукция, работы и услуги туроператора.

Предусмотрена классификация  оценки рисков по четырем уровням:

- требуется корректирующее  действие для устранения выявленного риска;

- необходимо корректирующее  действие для уменьшения риска;

- нужен дополнительный  анализ для определения необходимости

каких-либо действий;

- выявленный в результате  анализа риск приемлем, и никакиекорректирующие  действия не требуются.

Выше рассмотрены оперативно проявляющиеся риски, связанные с различными нарушениями непосредственно в турах.

Однаков практической работе турфирмы следует учитывать, по крайней мере, следующие виды рисков:

- коммерческие риски — связаны с реализацией не в полном объеме туристского продукта на рынке;

- финансовые риски —  вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т. п.;

- риски, связанные с  форс-мажорными обстоятельствами; это  — непредвиденные обстоятельства: от смены политического курса до стихийных бедствий.

Мерами по снижению коммерческих рисков являются:

- систематическое изучение  конъюнктуры рынка туристских  услуг;

- создание дееспособной  и разветвленной агентской сети;

- соблюдение рациональной  ценовой политики;

- рекламные кампании, обеспечивающие  добросовестную рекламу и др.

Финансовые риски могут  быть снижены путем создания системы финансового менеджмента, работы с поставщиками услуг на условиях предоплаты и т. д.

Мерой по снижению рисков, связанных  с форс-мажорными обстоятельствами, может стать работа туристской организации  с достаточным запасом финансовой прочности.

И хотя методы снижения влияния  рисков в практической деятельности турфирмы — управление рисками — различны, однако наиболее действенными являются коммерческое страхование, создание резервного фонда предприятия и его функционирование с большим запасом прочности.

 

2.2. Классификация профессиональных рисков

До недавнего времени  наиболее подробную информацию об ущербе, получаемом участниками туров, имели  страховые компании, ведущие страхование в сфере туризма. Подобных страховых компаний много, регулярных публикаций о страховых событиях недостаточно и нет единой методики сбора статистической информации.

Любопытна статистика страховых  возмещений туристам в 1998 — 2000 гг., составленная страховой компанией «Росстрах» по данным выездных туров:

- простудные заболевания, — 38%, из них почти половина приходились на июль-август месяцы;

- травмы различной степени  тяжести — 18%;

- желудочно-кишечные заболевания  — 12%.

Наибольшее число страховых  случаев в выездных турах —  58% — приходится на июль-август, а сумма страховых выплат превышает 70% общегодовой выплаты.

У страховщиков спокойными месяцами считаются зимние (4% общей суммы выплат) и весенние (7%)».

Наиболее полно исследовать  проблемы безопасности социокультурных  систем невозможно без достоверной  статистической информации об условиях тура, заболеваемости, о травматизме  и аварийности на различных этапах туров.

Детальный анализ рисков в  трудовой деятельности можно провести по статистическим данным, для сбора  которых Министерством здравоохранения  и социального развития России разработана  и введена в действие приказом № 8 от 10.01.2006 «Классификация видов экономической  деятельности по классам профессионального риска».

В основе анализа и оценки фактического профессионального риска  должны лежать методы статистики, основывающейся на массовом наблюдении случаев утраты здоровья туристами из-за несчастных случаев и заболеваний. Показатели, характеризующие риск профессиональной деятельности, — количество страховых  случаев на тысячу отдыхающих в той  или иной дестинации, а такжеколичество  дней неучастия в мероприятиях по программе тура на один страховой  случай.

 

2.3. Опасности в туризме: основные понятия

Опасности в турах по своей природе случайны, и для их описания используются закономерности теории вероятности, которые могут характеризовать, например, вспышки опасных инфекционных заболеваний, возникновение ураганов, кражи имущества и т.д.

Опасности потенциальны — носят скрытый характер, неопределенны во времени и в пространстве (извержение вулканов; наводнения, землетрясения и т.д.) иперманентны, то есть существуют постоянно, действуют непрерывно (высокая влажность, загазованность атмосферы города и т.д.);тотальны, то естьони всеобщи, от них не скрыться, они проявляются везде и всегда.Каждому туристу (в самодеятельной или организованной группе внутри или за пределами страны) угрожает опасность.

В узком смысле опасность можно определить как способность различных процедур, процессов, объектов или свойств отдельных предметов и явлений причинить ущерб здоровью туриста при возникновении определенных условий.

При идентификации в социотехнических системах выделяют такие опасности:

- присутствуют в системе (сопутствуют процессу); характеризуются кинематическими, механическими или электрическими параметрами, воспламеняемостью, токсичностью температурой;

- возникают при воздействиинареципиента внешних факторов:температура (климатические факторы внешней среды и др.), вода (наводнение), землетрясение (сейсмические воздействия), электромагнитная совместимость (электромагнитная эмиссия, помехоустойчивость оборудования);

- связаны с особенностями правильного или неправильного использования оборудования: взаимодействие человека и машины; более конкретно — взаимодействие пользователей, обслуживающего и инспектирующего персонала, людей, находящихся в непосредственной близости от используемого оборудования;

- обусловлены факторами  старения и износа машин и другого оборудования.

Исходя из понятия «туристская  среда», при описании источников опасности  в социокультурной системе должны рассматриваться:

-объекты живой и неживой  природы (оборудование, здания, сооружения, технологии и т. п.), являющиеся  источникамииреципиентами опасности и риска;

- явления и процессы (в  том числе природные, техногенные,  социальные), которые обусловливают возникновение и формирование негативных факторов;

- социально-экономические,  управленческие, мониторинговыеиконтрольные структуры и системы;

- взаимосвязи и отношения  между названными объектамииструктурами.

Наиболее важный реципиент  риска — человек. В связи с  этим в процедурах оценки риска должны приниматься во внимание все поддающиеся  количественному определению основные виды ущерба, наносимого человеку.

Потенциальная опасность  — это возможное воздействие, имеющее скрытый (неявный) характер проявления, неблагоприятно действующее  на организм туриста или несовместимое  с его жизнью. Например, в месте  размещения туриста в автомобильном  транспорте возможно воздействие углекислого  газа (выхлопных газов), превышающее предельно допустимую концентрацию (ПДК) и др.

Условия, при которых реализуются  потенциальные опасности, называют причинами. Так, неблагоприятные эргономические характеристики используемого туристского снаряжения и инвентаря приводят к травмам: например, неудобная обувь и, как следствие, — потертости кожных покровов у туристов и т. д.  

Идентификация опасных факторов тура необходима для оценки рисков, и она может быть проведена  на основе сертификации мест по условиям пребывания или травмоопасности.Однако полностью идентифицировать ту или иную опасность — найти ее причины — весьма затруднительно и это не всегда обеспечивает эффективную профилактику несчастных случаев: нежелательноесобытие может оказаться многопричинным.

При определении причин, например, поражения человека электрическим током их число не велико и определяется следующим мнемоническим правилом:три прикосновения — одно приближение — один шаг, то есть, причиной поражения электрическим током может быть:

а) прикосновение к токоведущим частям, находящимся под напряжением;

б) прикосновение к нетоковедущим частям, случайно оказавшимся под напряжением;

в) прикосновение к частям, запасающим электрическую энергию (конденсаторы, электромуфты и др.);

Информация о работе Жизненный цикл туристского продукта. Туристская среда. Основные понятия о рисках