Защита прав потребителей по реализации туристского продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование правовой природы договора о реализации туристского продукта, а так же содержание самого договора.
Задачи данной работы: 1. Раскрыть понятия сторон договора. 2.Изучить источники правового регулирования 3. Проанализировать права и обязанности сторон.4.Рассмотреть виды ответственности за нарушение сторон.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Общее понятие договора о реализации туристского продукта ……...5
Глава 2. Понятие и стороны договора о реализации туристского продукта ...13
2.1 Определение понятия и составляющие туристского продукта.............13
2.2 Стороны в договоре реализации туристского продукта, их права и обязанности……………………………………..……………………….…….….….16
Глава 3. Ответственность сторон за нарушение договора…………………..21
Заключение.............................................................................................................28
Библиографический список.................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 102.54 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный  технический университет им. И.И. Ползунова»

 

 

Факультет «Социально-культурный сервис и туризм»

Кафедра «Сервис и туризм»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Опыт деятельности тур фирм»

на тему: «Защита прав потребителей по реализации туристского продукта»

 

 

 

Научный руководитель:

 к.э.н., доцент  кафедры «СиТ»

                          О.А. Гооге

 

 

Выполнила:

ст.  VI курса гр. 9СКС-81

вечерне-заочного отделения                                         

                   С.С. Петахина

 

 

 

 

 

Барнаул – 2014

Содержание

Стр.

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Общее понятие договора о реализации туристского продукта ……...5

Глава 2. Понятие и стороны договора о реализации туристского продукта ...13

    1. Определение понятия и составляющие туристского продукта.............13
    2. Стороны в договоре реализации туристского продукта, их права и обязанности……………………………………..……………………….…….….….16

Глава 3. Ответственность сторон за нарушение договора…………………..21

Заключение.............................................................................................................28

Библиографический список.................................................................................31

Приложение А…………………………………….………………….....……….33

Приложение Б…………………………………….……………………...……….45

Приложение В…………………………………….………………….......……….46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Туризм является неотъемлемой частью жизни людей на нашей планете. Этот сложный, высокодоходный межотраслевой  комплекс представляет собой один из основных секторов мировой экономики, способствует обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей, а также  развитию, экономическому единству и  культурному разнообразию государств и регионов мира.

Многочисленные туристические  агентства круглый год пестрят  различными заманчивыми предложениями, воспользовавшись которыми можно оказаться  в любом уголке мира. Казалось бы, единственная сложность - определиться с выбором желаемого маршрута. Но как показывает практика, к сожалению, не все так просто и безоблачно на пути человека, который решил  воспользоваться туристскими услугами.

По поводу интересных и  достойных мест для отдыха вопросов, как правило, не возникает. В данном случае это может быть и совет  друзей, и доверие к менеджеру  фирмы, который так увлекательно рассказывает о неизвестном для  вас месте. Сложность состоит  в другом - как не остаться обманутым, реализовать в полной мере все права и в случае необходимости доказать свою правоту в суде, если фирма не выполнит взятых на себя обязательств или выполнит их ненадлежащим образом.

Прежде чем обращаться за услугами в понравившуюся вам  туристическую компанию, было бы неплохо  иметь представление о требованиях  законодательства, которые установлены  в сфере туризма, для того чтобы  еще перед покупкой тура определиться, насколько законопослушной является та или иная туристическая фирма.

Ежегодно сотни российских граждан, недовольных сервисом во время  путешествия, подают в суд на турфирмы, требуя справедливости и компенсации  как материального, так и морального вреда.

Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей - одна из важнейших задач государства. Туризм играет большую роль в решении  социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного  населения и повышение благосостояния нации.

 В начале 2007 года в Федеральный закон «Об основах туристкой деятельностью в Российской Федерации» были внесены существенные изменения. Подписанный 5 февраля 2007 года президентом России В.В. Путиным нормативный акт, по мнению его авторов, должен избавить российских граждан от проблем при покупки туристкой путевки. На этом преобразовании отношений в сфере туризма не остановилось. С целью более подробного регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а так же защиты прав потребителей туристского продукта Правительство РФ издало 18 июля 2007 года. Постановление №452 им утверждены правила оказания услуг по реализации туристского продукта [13 - № 2].

 В этой сфере были  исследованы и затронуты очень мало аспектов, поэтому данная тема вызвала еще больший интерес.

Предметом исследования является понятия туристский продукт и его реализация.

Объектом исследования является защита прав потребителей и реализация туристского продукта.

 Целью данной работы  является исследование правовой  природы договора о реализации  туристского продукта, а так же содержание самого договора.

 Задачи данной работы: 1. Раскрыть понятия сторон договора. 2.Изучить источники правового регулирования 3. Проанализировать права и обязанности сторон.4.Рассмотреть виды ответственности за нарушение сторон.

 Основу данной работы  положили: Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон «Об основах  туристской деятельности»; Закон  «О защите прав потребителей».

Работа состоит из следующих  частей: введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения.

Глава 1. Общее понятие договора о реализации туристского продукта

 

Договор оказания туристских услуг занимает одно из центральных  мест в туризме, в том числе  международном. В отличие от неорганизованной туристской поездки, регламентируемой множеством разнообразных гражданско-правовых договоров, заключаемых туристом с  исполнителями отдельных услуг, для осуществления организованной туристской поездки достаточно заключения одного договора по туристскому обслуживанию с лицом, которое принимает на себя обязательство по предоставлению туристского обслуживания.

 Договор по оказанию  туристских услуг стал активно  исследоваться лишь в последнее время [1 - № 7].

 Указанный договор  не имеет общепринятого наименования  в международной практике и  торговле. Единственным международным  правовым актом, содержащим унифицированные  нормы, посвященные рассматриваемому  договору, является Международная  конвенция по контракту на  путешествие, принятая в 1970 году, но не вступившая в силу. В  Конвенции используется понятие «организованный контракт на путешествие», которое означает любой контракт, в соответствии с которым одно лицо, выступающее от своего имени, обязуется предоставить другому лицу комплекс услуг за общую цену. Аналогичное определение рассматриваемого договора содержит § 651 Германского гражданского уложения. В некоторых законодательных актах договор между туристом и организатором путешествия не имеет определенного названия. Например, в Директиве Евросоюза о комплексных турах от 13.06.1990 N 90/314 EEC лишь указывается на контракт, связывающий потребителя с организатором путешествия и (или) продавцом. Непоименованный договор используется также в Законе о продавцах путешествий штата Флориды (США) и других штатов [2- № 1].

 В отечественном законодательстве  встречается две модели договора, связанных с обслуживанием туристов. Так, в п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса  РФ содержится упоминание договора  по туристическому обслуживанию; в п. 3 ст. 1212 ГК РФ речь также  идет о договоре в сфере  туристического обслуживания. В  Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ  «Об основах туристской деятельности» (в ред. от 22.08.2004) используется конструкция договора розничной купли-продажи туристского продукта. Различия между этими нормами ГК РФ и Закона о турдеятельности долгое время служили основанием для дискуссии в отечественной юридической науке о приоритете между указанными актами и, как следствие, о правовой природе рассматриваемого договора. Определенную ясность внес Верховный Суд РФ, который, рассматривая в порядке надзора конкретное дело, указал, что отношения между покупателем и туристской фирмой регулируются не по правилам купли-продажи, а по правилам договора возмездного оказания услуг. В связи с этим, в юридической литературе встречается мнение, что Закон о турдеятельности в части, регламентирующей договорные отношения по туристскому обслуживанию, не соответствует ГК РФ, а потому его положения, противоречащие последнему, не подлежат применению23. Несмотря на то, что указанное мнение поддерживает подавляющее большинство российских правоведов, единообразного понятия и определения договора по туристскому обслуживанию как разновидности договора возмездного оказания услуг отечественной доктриной не выработано. Очевидно, это вызвано отсутствием надлежащего закрепления понятия данного договора, а также определения терминов «туристское обслуживание», «туристские услуги» в отечественном законодательстве. Так, в п. 2 ст. 779 ГК РФ говорится только, что к отношениям по туристскому обслуживанию применяются правила, предусмотренные главой 39 ГК РФ.

 С учетом изложенного, а также положений главы 39 ГК РФ, Д.П.Стригунова предлагает следующее определение – договор оказания туристских услуг представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (исполнитель-туроператор) в целях осуществления туристской поездки туриста обязуется предоставить другой стороне (заказчику, которым может являться не только турист, но и лицо, приобретающее услуги не для себя) комплекс услуг (как минимум две), одной из которых является перевозка или размещение, а также иные услуги, а заказчик обязуется их оплатить [3 – с. 768-769].

 Рассматриваемый договор  является консенсуальным, двусторонне-обязывающим,  возмездным. Как правило, договор  оказания туристских услуг - публичный.  Кроме того, в ст. 10 Закона о  турдеятельности предусматривается письменная форма данного договора. В силу положений главы 39 ГК РФ сторонами рассматриваемого договора являются исполнитель и заказчик.

 Исполнителем в рассматриваемом  договоре признается лицо, способное  предоставить туристское обслуживание. В п. 5 ст. 1 Конвенции таким лицом  называется организатор путешествия,  который в рамках своей обычной  деятельности заключает договоры  с туристами, вне зависимости  от того, является ли такая  деятельность основной и ведется  ли она на профессиональной основе.

 Директива не содержит  прямого ответа на вопрос о  том, кто является исполнителем  в рассматриваемом договоре. Согласно  положениям Директивы в качестве  исполнителя может выступать  организатор и (или) продавец. При этом под организатором  понимается лицо, которое регулярно  организует «услуги, включающие  все» и продает их или предлагает  для продажи самостоятельно или через продавца.

 Представляет интерес  Типовой контракт, подлежащий в  соответствии с Директивой подписанию  клиентом и турагентством. В нем содержатся положения, согласно которым турагентство (продавец), у которого приобретается (бронируется) турпакет, ни в коей мере не несет ответственности по обязательствам, связанным с организацией путешествия, а отвечает лишь по тем, которые вытекают из его посреднических функций, и в любом случае в рамках, предусмотренных правовыми актами, в соответствии с которыми составлен турпакет [4- с. 393]. Однако, учитывая то, что Директива не содержит каких-либо положений о лице, от имени и за счет которого надлежит действовать турагенту, можно предположить различные варианты, в том числе и такой, когда турагент заключает сделки по туристскому обслуживанию от своего имени и под свою ответственность. Таким образом, в зависимости от законодательства конкретной страны Евросоюза и условий заключаемого договора, контрагентом потребителя могут выступать организатор (туроператор), продавец (турагент) либо оба указанных лица (ст. 5 Директивы). А поскольку Директива содержит лишь общие для стран Евросоюза положения, внутреннее законодательство по туристскому обслуживанию этих стран может существенным образом различаться.

 В Законе о турдеятельности называются два вида субъектов, осуществляющих туристскую деятельность: туроператор и турагент, понятия которых не раскрываются. Различие между ними можно установить на основании определений туроператорской и турагентской деятельности. В соответствии со ст. 1 Закона о турдеятельности к туроператорской относится деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, а к турагентской - деятельность по его продвижению и реализации.

 При этом формирование  туристского продукта - деятельность  туроператора по заключению и  исполнению договоров с третьими  лицами, оказывающими отдельные  услуги, входящие в туристский  продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).

Информация о работе Защита прав потребителей по реализации туристского продукта