Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 05:15, курсовая работа
Конный туризм – это путешествия на лошадях верхом или в экипаже. Конный туризм (особенно, поездки верхом) оказывает оздоравливающее воздействие на человеческий организм, так как обеспечивает активную нагрузку на все мускулы скелета (при езде шагом мышцы всадника работают так же, как у пешехода при ходьбе со скоростью 4,5 км/ч). Во время конных путешествий наездник может двигаться пешком, что позволяет дозировать нагрузки на организм в достаточно широких пределах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОННОГО ТУРИЗМА
1.1. История появления конного туризма……………………………….5
1.2. Техника безопасности в конном туризме. …………………………11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОННОГО ТУРИЗМА
2.1. Особенности организации конного туризма в России………........19
2.2. Особенности организации конного туризма в Байкальском регионе……………………………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….45
На маршрутах, где используются повозки или сани, число лошадей для туристов устанавливается в зависимости от вместимости, типа повозок и сложности маршрута. Как правило, на двух человек выделяется одна лошадь. Для группы в 20 туристов предусматривается одна резервная лошадь.
На маршруте в местах постоянных остановок на ночлег оборудованы простейшие коновязи, куда лошадей ставят для чистки и оседлывания. Размещение лошадей на ночлег во дворах, пригонах и конюшнях местного населения может проводиться только в исключительных случаях, причем туристские лошади должны быть изолированы от животных местного населения.
Рацион кормления для каждой в отдельности лошади устанавливается в зависимости от ее веса и вида выполняемых работ, возможности доставки на маршрут концентрированных кормов, но не менее чем 2 кг зерна и 8-10 кг сена (или 40-50 кг зеленой травы) в день.
Если зернофураж на маршрут доставлен быть не может, то лошадям необходимо предоставить возможность пастись полные сутки через каждые три дня похода.
Работа инструктора на маршруте. Во время туристского похода инструктор группы, кроме выполнения функций проводника, является наставником туристов во всем, что касается путешествия. Он несет юридическую ответственность за безопасность туристов, за сохранность конского поголовья, группового инвентаря, соблюдение правил охраны природы и т. д. Инструктор организует физкультурные и культурно - массовые мероприятия, проводит путевую информацию о достопримечательностях на маршруте.
Инструктор руководит всеми работами по уходу за лошадьми на маршруте, проводит их ежедневный осмотр, осуществляет расчистку копыт и поправляет ковку.
Для этого он имеет следующий инвентарь: инструмент для расчистки копыт и подковывания, запасные подковы и ковочные гвозди; ведра водопойные; путы, арканы; набор для ремонта сбруи и соответствующий инструмент; емкости для перевозки зернофуража и группового снаряжения; мерку для отмеривания корма; торбы для скармливания зерна; запасной войлочный потник.
В необходимых случаях инструктор оказывает на маршруте и неотложную ветеринарную помощь. Для этого он должен иметь ветеринарную аптечку, определенный набор медикаментов.
Обязанности туристов в походе. Большая часть конных туристских походов рассчитана на полное самообслуживание туристов в походе и на проживание их в полевых условиях. Это значит, что туристы на маршруте сами разбивают лагерь, устанавливают палатки, готовят на костре пищу, убирают место привала и ночлега, готовят дрова для костра, получают и сдают на склад инвентарь и снаряжение, организуют дежурство по кухне, ухаживают за лошадьми и конским снаряжением и т. п.
Конечно, все эти работы организует и контролирует инструктор группы. Однако ему необходима активная, сознательная помощь туристов. Только личное участие каждого туриста во всех мероприятиях поможет создать порядок и здоровый микроклимат в группе.
В помощь инструктору туристы избирают актив, распределяют обязанности и утверждают график дежурств по кухне и дежурств по уходу за лошадьми. При распределении обязанностей в группе желательно учитывать опыт туристов, их профессиональные навыки, авторитет и склонности к выполнению тех или иных работ.
Дежурные по уходу за лошадьми
обеспечивают наблюдение за ними на выпасе.
Во время пастьбы на неогороженных
пастбищах возможности
От четкой работы дежурных во многом зависит выполнение графиков свертывания лагеря, движения по марш руту и разбивка нового лагеря на ночлег. Правильная организация работы по свертыванию лагеря во многом определяет успешный дневной переход и в целом весь поход. Потеря времени на сборы приводит к сокращению времени движения по маршруту, движение приходится совершать в спешном порядке, либо возникает необходимость разбивать лагерь в темноте. Контрольное время свертывания лагеря - 2 часа от подъема до выхода в поход, включая завтрак. Это выполнимо при четкой организации работ и взаимопомощи.
В период подготовки к конному походу и в процессе его туристы проходят обучение по общетуристской подготовке. Среди прикладных навыков, которые туристы должны освоить за время путешествия, обязательными являются: правильная укладка и переноска рюкзака, постановка палатки, разведение костра, приготовление пищи в полевых условиях, пользование компасом и туристской схемой. Кроме того, туристы должны знать правила обеспечения безопасности в туристских походах и правила охраны окружающей природы.
Подготовка лошади и снаряжения. Перед выходом на маршрут лошади должны быть подкованы на новые подковы, а если в этом нет необходимости, то прежние подковы должны быть подтянуты и обязательно ввинчены новые шипы. Снаряжение, которым вы пользовались во время полевой езды, должно быть тщательно осмотрено и проверено.
С особой тщательностью нужно проверить исправность удил, поводьев, подпруг и приструг, путлищ и стремян. На ремнях снаряжения не должно быть узлов, не предусмотренных конструкцией, и подпоротых строчных швов. Узлы - свидетельство неотремонтированных обрывов, а начавший рваться шов подведет вас на маршруте. Такое снаряжение нужно сдать в ремонт. Внимательно осмотрите потник и, если нужно, заблаговременно вымойте и хорошо просушите его.
Научитесь правильно крепить переметные сумы и вьюки на седло еще накануне. Проверьте, комплектны ли вьючные ремни. Заранее уложите в переметные сумы все то, что не нужно вам на ночь. Утро дня выхода на маршрут самое напряженное за весь период похода, и нужно постараться заблаговременно сделать все, что возможно.
В день выезда прежде всего окончательно заполните переметные сумы;
- вычистите лошадь;
- оседлайте ее, слегка подтянув подпруги;
- наложите на седло и закрепите переметные сумы;
- приторочьте задний и передний вьюки;
- поверх переднего вьюка наложите плащ - палатку и приторочьте серединным ремнем; серединным ремнем передней луки приторочьте поверх плащ - палатки верхнюю одежду (штормовку, свитер), которая может потребоваться на переходе;
- ожидайте команду на посадку;
- подтяните подпруги, отвяжите лошадь и подвяжите чумбур;
- садитесь на лошадь и выезжайте на построение.
Езда на маршруте. Верховая езда в полевых условиях, как вы видели из предыдущего, значительно отличается от езды в манеже. Еще более отличается езда на маршрутах от езды как в поле, так и в манеже. Основное принципиальное различие - езда в манеже и поле преследовала учебные цели, это была работа. Езда на маршруте - это отдых, удовольствие. Забегая вперед, скажем, что с технической стороны езда на маршруте много проще и легче езды во время обучения.
Основной аллюр движения на маршруте - шаг. Этот аллюр определен грузом, перевозимым на верховых и вьючных лошадях. По конной тропе лошади идут друг за другом цепочкой. Управление движением сводится к минимуму. Практически вмешиваться в движение лошади приходится только на отдельных отрезках трассы. Главная задача туриста на маршруте - как можно меньше мешать лошади двигаться по знакомой ей тропе. Удовольствие от езды рысью и галопом удается получить только при радиальных поездках с биваков на дневках, когда весь груз оставлен на попечение дежурного.
Особенностью езды на маршруте является то, что т туристу нужно ориентироваться на новые, увеличенные габариты, определяемые необходимостью оберегать переметные сумы. Кроме того, продолжительное движение шагом скоро начинает утомлять. Турист начинает ерзать в седле, перемещая тяжесть тела вперед и назад, вправо и влево. Принцип равномерности распределения нагрузки на спину лошади нарушается, а так как смещение корпуса обычно более часто в одну сторону, это может повести к повреждению (наминке) спины лошади. Из такого положения есть три выхода:
- изменить аллюр,
проехать некоторое время
- спешиться и пройти пешком в поводу с лошадью;
- сделать малый привал.
По понятным причинам могут быть реализованы только две последние возможности. И спешивание и привалы обычно предусмотрены инструктором в плане движения.
Плановые остановки в пути делают в интересных с точки зрения туризма местах, но не реже чем через 1-3 часа движения. На плановой остановке туристы спешиваются, отвязывают чумбур, отпускают подпруги и позволяют лошади щипать траву. Разрешается одному туристу держать в поводу двух лошадей. Если имеется возможность, лошадей привязывают. Перед началом дальнейшего движения поправляют седловку. Расседлывать лошадей следует только на больших привалах, продолжительностью более часа.
Все советы, рекомендации и предостережения по технике езды, изложенные выше, естественно, распространяются и на езду по маршруту. Дополним их специфическими для новых условий.
Колонна туристов на конной тропе маршрута должна соблюдать единый ритм движения. При этом нужно ориентироваться на возможности средней лошади. Если ориентироваться на возможности лошадей, быстро пере двигающихся на шагу, то медленно двигающиеся лошади на определенных участках трассы должны будут трусить рысцой, получится так называемая "гармошка". Представьте себе, что вторая лошадь пошла рысью, что же остается делать третьей, четвертой и всем остальным ? "Гармошка" утомительна для туристов и очень вредна лошадям, ведет к побитостям спины и холки. Избегают "гармошки" расположением лошадей в колонне по их скоростным возможностям на шагу, когда самые сильные лошади ставятся в конец колонны, а ведущие колонну задают оптимальный ритм движения. От вас требуется соблюдать этот ритм, не позволяя вашей лошади пере ходить на рысь, даже на несколько темпов движения.
На переходе с преодолением горного перевала перед подъемом обязательна кратковременная остановка, во время которой спешиваются, проверяют пригонку подперсья, седловку и поправляют ее в случае необходимости. Если при подъеме на перевал требуется остановка, дающая возможность передохнуть лошадям, то, останавливаясь, туристы должны выбирать для каждой лошади более или менее ровную площадку. Можно поворачивать лошадей поперек тропы, поскольку тропы на перевалах пролегают, как правило, серпантином.
При подъеме на значительный (2-3 тыс. м над уровнем моря) перевал лошади иногда останавливаются сами. Их не следует побуждать к дальнейшему движению тотчас, а дать отдышаться около минуты, после чего продолжать движение. Если этого не сделать, лошадь может упасть или лечь на перевале вследствие острой кислородной недостаточности.
Цепочка туристов на перевале растягивается на значительное расстояние. Если она при этом хорошо просматривается, то не следует сокращать дистанцию между туристами. Сокращение дистанции нужно сделать не за счет увеличения темпа движения замыкающих лошадей, а за счет сокращения темпа движения передних (они должны подождать остальных).
Перед спуском с перевала спешиваются, оправляют седловку, проверяют пригонку подхвостья и спускаются, как правило, в пешем порядке, ведя лошадей в поводу.
В случае если при движении по маршруту необходима немедленная остановка, любой из туристов подает команду "Стой!". Эта команда передается другими туристами по цепочке в обе стороны. Одновременно с передачей команды каждый турист останавливается на месте, где его застала команда. Разрешается повернуть лошадь так, чтобы нагрузка ее массы приходилась равномерно на все конечности. После устранения причины задержки все туристы продолжают движение только после разрешающей команды руководителя похода - "Вперед - марш!". Ситуации, когда подается команда "Стой!", разъясняет руководитель перед походом.
Если лошадь вышла из подчинения всаднику, нужно стараться любой ценой удержаться в седле и остановить ее. Руководитель похода (инструктор) обязан немедленно оказать необходимую помощь туристу, перехватить его лошадь. Не следует всем туристам оказывать помощь, создавая панику, надо спокойно оставаться на своих местах.
При потере одним из участников похода какой - либо вещи, колонна туристов должна продолжать движение по маршруту. Останавливается и спешивается только виновный турист, либо он ожидает, пока ему окажет помощь замыкающий, как правило, хорошо подготовленный и опытный турист, который и подымет потерянную вещь. До ближайшей остановки или привала отставшему не следует занимать свое место в колонне.
Первый заметивший не отчетливо видимые помехи, которые могут травмировать всадника или лошадь, по дает команду "Голову!" либо "Справа (слева) - под ноги!" (сокращение от "Береги голову" и "Смотри под ноги"). Следующий турист дублирует команду, только поравнявшись с этим местом, предупреждая последующего и обозначая опасное место. Не следует тотчас передавать услышанную команду, так как без обозначения места помехи она не только теряет смысл, но и ослабляет внимание всадников. Не нужно подавать эти команды в условиях отчетливо видной и незначительной помехи. Это снижает реакцию на команду, предупреждающую о серьезной угрозе движению.
Во время дневного перехода не следует сворачивать с конной тропы без разрешения руководителя похода и если в этом нет острой необходимости по сложившейся ситуации, особенно при движении по лесистой местности и болотистому топкому грунту.