Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 05:15, курсовая работа
Конный туризм – это путешествия на лошадях верхом или в экипаже. Конный туризм (особенно, поездки верхом) оказывает оздоравливающее воздействие на человеческий организм, так как обеспечивает активную нагрузку на все мускулы скелета (при езде шагом мышцы всадника работают так же, как у пешехода при ходьбе со скоростью 4,5 км/ч). Во время конных путешествий наездник может двигаться пешком, что позволяет дозировать нагрузки на организм в достаточно широких пределах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОННОГО ТУРИЗМА
1.1. История появления конного туризма……………………………….5
1.2. Техника безопасности в конном туризме. …………………………11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОННОГО ТУРИЗМА
2.1. Особенности организации конного туризма в России………........19
2.2. Особенности организации конного туризма в Байкальском регионе……………………………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….45
При прохождении опасных участков маршрута от туриста требуется предельная внимательность и собранность, руководитель похода должен информировать группу о приближении к опасному участку.
Особенности походов в зимних условиях. Самое существенное отличие путешествий на лошадях зимой заключается в организации ночлегов. Если летом для туриста "всюду дом родной", то зимой он привязан к ночлегам в теплом помещении, на приютах. Поэтому трассы зимних маршрутов прокладывают от приюта к приюту. Это, с одной стороны, несколько ограничивает возможности выбора маршрутов, а с другой - позволяет значительно разнообразить путешествие включением в него лыжных прогулок и верховой езды во время дневок на приютах.
Существенная особенность путешествия зимой - малая продолжительность светлого времени суток. Дневные переходы возможны только с 10 до 16 часов. В 16 часов нужно быть на следующем приюте. Это значит, что на подготовительные и заключительные работы по дневному переходу выделяется ограниченное время, их нужно выполнять быстро и организованно, не более чем за час - с 9 до 10 и с 16 до 17.
Трассы зимних маршрутов прокладывают по проселочным дорогам. Санные дороги маршрута могут быть не всегда накатаны, часто они засыпаны или переметены снегом, поэтому проходимость лошадей может быть ниже, чем летом.
Для накатывания дороги колонна строится с таким расчетом, чтобы в первой ее половине шли самые сильные лошади, более слабые - в конце. Это выравнивает условия езды для всех туристов. Управление лошадью на санной дороге самое малое, часто нет нужды вмешиваться в ее действия.
При прокладывании трасс зимних маршрутов стараются избегать автодорог. Тем не менее отдельные такие участки приходится преодолевать. На них нужно быть особенно внимательными, помня, что у автотранспорта зимой больший тормозной путь. Через гребень снега на обочинах автодорог переезжать не следует, так как можно сломать оглобли.
Порядок прохождения подъемов и спусков обычный, такой же как и летом. Отметим одну характерную особенность. На подъемах туристы часто выходят из саней, что само по себе совершенно нормально. Приятно пройтись пешком, размять ноги. Однако последствия могут быть малоприятные, если злоупотреблять прогулкой. Туристы иногда забывают, что они одеты для езды, а не для пешего похода. Поэтому пройти пешком можно ровно столько, чтобы ни в коем случае не вспотеть. Если вы сядете в сани разгоряченные ходьбой, то обречете себя на простудные заболевания. Покидать сани на подъемах не обязательно. Нагрузка для лошади, запряженной в кошевку с двумя седоками, вполне посильна.
На отдельных участках зимней трассы не избежать движения по скользкой поверхности (льду, наледям). Перед таким участком следует остановиться, осмотреть копыта лошади, и если это необходимо, то очистить от налипшего снега пространство между подковой и подошвой копыта специальным молотком. Двигаться по скользкой поверхности нужно только шагом и предоставить лошади свободу, контролируя только направление движения.
Если все - таки лошадь поскользнулась и упала, то турист, сидящий слева, должен быстро перейти к голове лошади и прижать ее, не давая лошади возможности подниматься: самой ей подняться трудно, делая попытки подняться, она скорее в сего поломает оглобли. Лежащую лошадь нужно быстро выпрячь, развязав чересседельник с подбрюшником, супонь, повод и вынув дугу, помочь ей подняться и снова запрячь.
В движении зимой лошади иногда перебрасывают заднюю ногу за оглоблю. Если лошадь переступила зад ней ногой через оглоблю, нужно ее тотчас остановить. Один из туристов должен быстро подойти к голове лошади, взять обеими руками за вожжи у колец удил и повернуть ее голову в сторону переступившей ноги. Второй турист должен прийти на эту же сторону, упереться одной рукой в маклок лошади, а второй скользящим движением по ноге к путовому суставу поднять ногу лошади и переместить за оглоблю, после чего нужно сразу продолжить движение.
Не следует выпрягать лошадь. К подобному облегчению работы она очень быстро привыкает и станет злоупотреблять этим, вынуждая к остановкам "по требованию".
Верховая езда в походах. Ездить верхом на лошадях можно и в путешествиях на лошадях в упряжи, как летом, так и зимой. Маршруты рассчитаны таким образом, что дневные переходы для лошадей вполне посильны, не изнурительны, и на них можно обучаться верховой езде непосредственно в походах. Летом для этого есть время ранним утром и вечером, зимой - свободное время на дневках на приютах. Ездить можно как на оседланных лошадях, взяв в поход седла, так и без седел. Путешествия на лошадях в экипажах значительно обогащаются занятиями верховой ездой, что делает их особенно привлекательными.
В настоящее время еще не привились комбинированные конные походы, когда часть туристов едет в экипажах, а часть - верхом, они только зарождаются. Будущее, по - видимому, за этой формой путешествий на лошадях. Такая форма имеет ряд неоспоримых преимуществ. Турист - всадник едет без груза, налегке, не только шагом, но и рысью, он более свободен, чем на чисто верховом маршруте. Туристы, не умеющие ездить верхом, начинали бы путешествие в экипаже (санях), а возвращались бы из похода уже верхом, всадниками, овладевшими основами верховой езды. Сократился бы напряженный подготовительный период, групповое обучение верховой езде сменилось бы более эффективным - индивидуальным.
Основы езды верхом.
В конном туризме различают несколько видов езды на лошадях верхом:
- езда в открытом
манеже - специально подготовленной,
огороженной площадке прямоугол
- езда на плацу - не огороженной площадке - служит для выработки навыков управления лошадью и укрепляет посадку;
- езда в полевых условиях - служит средством подготовки к многодневным путешествиям;
- езда на маршруте - многодневное путешествие верхом на лошади.
Туристские базы, имеющие конные маршруты, выполняют две задачи: подготавливают туристов к путешествиям верхом, обучают верховой езде и осуществляют эти путешествия.
В программах турбаз предусматривается несколько дней для начального, предпоходного обучения туристов. За это время они знакомятся с конским снаряжением и правилами его использования, осваивают приемы обращения с лошадьми и ухода за ними, обучаются верховой езде, изучают правила техники безопасности при обращении с лошадью и при езде верхом. О знании этих правил туристы расписываются в специальном журнале.
Обучение проводится инструктором - методистом по туризму, группой численностью не более 10 человек. Инструктор проводит практические занятия в открытом или закрытом манеже, на плацу и в полевых условиях, а также беседы в соответственно оборудованном туристском кабинете.
На маршрутах, рассчитанных на подготовленных туристов, в первый день предпоходной подготовки инструктор группы совместно со старшим инструктором турбазы проверяет практические навыки туристов в верховой езде. В случае выявления неподготовленности сообщает об этом директору турбазы для принятия решения о переводе в группу для начинающих. Туристы, имеющие необходимую подготовку, под руководством инструктора совершенствуют навыки верховой езды.
В период начального обучения каждый турист должен участвовать непосредственно в верховой езде не менее 4 часов в день. Последний день предпоходного обучения занимает верховая прогулка продолжительностью не менее 4 часов и зачет по верховой езде, который принимает инструктор группы при участии старшего инструктора турбазы.
Туристы допускаются на основную часть маршрута только после успешной сдачи зачета. В противном случае они продолжают обучение на турбазе (если для этого есть возможность).
В программу подготовки обязательно входит тренировочный поход, во время которого продолжается обучение туристов под руководством инструктора.
По окончании обучения турист должен уметь быстро вычистить и правильно оседлать лошадь, управлять лошадью на шагу, рыси и галопе, выполнять остановки на этих аллюрах, преодолевать спуски, подъемы, мелкие реки вброд и другие несложные естественные препятствия.
По окончании маршрута в удостоверении делается запись о прохождении туристом начального обучения по верховой езде.
На маршрутах, предусматривающих передвижение в экипажах (санях), время предпоходного обучения сокращается. Туристов обучают приемам запряжки и управления лошадью, организуют не менее двух тренировочных выездов в окрестностях базы. Время управления лошадью каждым туристом должно быть не менее 6 часов.
Снаряжение туриста конника:
В экипировку туриста - конника входит личное и групповое снаряжение.
Личное снаряжение - это носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности и другие предметы индивидуального пользования. Приведем список личного снаряжения:
рюкзак*;
спальный мешок**;
вкладыш к спальному мешку**;
надувной матрац* (предпочтительнее поролоновые коврики);
кроссовки (с запасными шнурками);
сапоги для верховой езды*;
стельки войлочные - 2 пары;
носки шерстяные - 2 пары;
носки хлопчатобумажные - 2 пары (для несложных походов, предусматривающих 2-3 ночевки в полевых условиях, стельки и носки можно взять по одной паре);
брюки спортивные или спортивный костюм (шерстяной или из синтетической ткани);
спортивный хлопчатобумажный костюм;
штормовая куртка* (или любая другая легкая куртка);
накидка от дождя (полиэтиленовая пленка);
легкий свитер;
рубашка-ковбойка с длинными рукавами;
футболка;
шорты;
головной убор (спортивная хлопчатобумажная шапочка с твердым козырьком, в осенний период - шерстяная лыжная шапочка);
кружка, ложка, миска, нож**;
фляга (может быть и полиэтиленовая, но не термос);
полотенце, предметы личной гигиены (мыло, зубная щетка, паста, мочалка и т. п.);
темные очки;
фонарик;
одежда и обувь для участия в экскурсиях и пребывания в городах.
Одной звездочкой отмечены предметы, которые имеются в пунктах проката туристских учреждений и выдаются за дополнительную плату.
** Двумя звездочками отмечены предметы, прокат которых входит в стоимость путевки.
Несколько советов относительно личного снаряжения туриста - конника.
Большинство конных
походов предусматривают
Что касается спального мешка и вкладыша к нему, то рекомендуем опять-таки обратить внимание на текст путевки. Если программа обслуживания не предусматривает передвижение по маршруту (так называемый радиальный маршрут), то значит, туристское учреждение обеспечит вас обычной кроватью с постельным бельем.
Сапоги для
верховой езды лучше взять с собой,
так как для похода важно, чтобы
они точно соответствовали
Однако штормовка не спасет от дождя, особенно когда сидишь в седле, - вода с нее стекает на седло и на вьюки. Поэтому необходимо взять с собой полиэтиленовую пленку размером 1,5 х 2 м, которой можно накрыться с головой и ногами. Если же к этой пленке приклеить завязки, склеить ее сверху в виде капюшона, то получится прекрасная накидка от дождя, легкая и непромокаемая. Клюются такие пленки с помощью не очень горячего утюга.
Спортивные брюки должны быть легкими, свободными и не стеснять движений. Поэтому распространенные сейчас модные узкие джинсы мало годятся для конных походов. Во - первых, у них очень жесткий материал, во - вторых, в таких брюках трудно сесть в седло (не закинешь ногу), они натирают при длительной езде внутреннюю сторону бедер. Такие брюки можно взять для экскурсий и пеших прогулок. Но для походов необходимы брюки из хлопчатобумажной ткани, спортивный шерстяной костюм или костюм из синтетической ткани. Такой костюм нужен и для того, чтобы переодеться после похода в дождливую погоду.