Контрольная экскурсионная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:58, контрольная работа

Краткое описание

Несомненно роль экскурсий в жизни современного человека велика.Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином "учеба и самообразование". Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний,

Вложенные файлы: 1 файл

конторльная экскурсии.docx

— 122.09 Кб (Скачать файл)

1. Значение и роль экскурсий  в жизни человека

Несомненно роль экскурсий в жизни современного человека велика.Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином "учеба и самообразование". Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента "путешественности", возможность выбора в соответствии со своими интересами — все это делает экскурсию популярным занятием для людей.  
 
Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

 

2. Сущность экскурсий.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это  слово проникло в XIX в. и первоначально  означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных  и противоречивых форм его бытия. При рассмотрении понятия «сущность  экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия  представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными  закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д. ), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода». В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны т. к. каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Экскурсия – целенаправленный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных объектах, проходящий под руководством экскурсовода в соответствии с темой в естественно воссозданных условиях. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста —экскурсовода. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом, подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия. Любая экскурсия построена на следующих принципах: Научность (информация о явлениях и событиях дается с позиций объективной оценки и научного стиля изложения материала), идейность, правдивость, связь теории с практикой, доходчивость, убедительность. С учетом идейно-политической направленности функциями экскурсий являются: информационная, воспитательная, обеспечивающая содержательность отдыха, общеобразовательная, расширяющая культурный и специальный (технический) кругозор, формирующая интересы человека, экономическая, специализированная (подготовка и переподготовка кадров).

 

 

3.Функция (как понятие) в переводе  с латинского означает исполнение,  осуществление, выполнение, круг  деятельности, назначение, обязанность,  роль. Функция — это внешнее  проявление какого-либо объекта,  форма работы учреждения, предприятия. 

Функционировать — это означает действовать, работать. Функции экскурсии 

рассматриваются как ее главные  свойства.

 

 

 

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению

политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию  пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти  принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии — способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.

 

 

 

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать

сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для  проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами  из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о  сообщениях чрезвычайной важности.

Функция организации культурного  досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственныйтруд,требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу.

Системность знаний, сообщаемых в  экскурсии, ее привлекательность в  связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами — все это  делает экскурсию популярным занятием для людей.

Экскурсия занимает важное место в  ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии  в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических  мероприятий к мероприятиям по циклам.

Экскурсионный цикл ставит задачей  дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных  на его территории). В крупных  культурных центрах эта задача может  быть сужена. Здесь цикл из 5—6 экскурсий  посвящается показу, например, исторических памятников.

Экскурсия в функции  расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия — это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически  встроенных и методически оправданных  частей могут быть включены: а) фрагменты  из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм  целиком; б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов  войны (1941—1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы; в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в  экскурсиях на производственные темы; г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов; д) прослушивание выступлений государственных  и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные  темы.

 

Функция формирования интересов  человека. Задача экскурсии — сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию. Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия — это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, — функция формирования интересов; для иностранных туристов — функция информации и т. д.

 

ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ

 

Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной  работы не могут существовать. «Существенные  признаки пред-

мета — это группа признаков  предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных»

Экскурсия, как и другие формы  культурно-просветительной работы (лекция,

тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и  методике проведения. Ее признаки говорят  о сходстве с другими формами  или же подчеркивают ее коренное отличие  от них.

Общими признаками для всех экскурсий  являются:

1. Протяженность по времени проведения  от одного академического часа (45 мин) до одних суток. 

2. Наличие экскурсантов (группы  или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего  экскурсию. 

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов  на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии  по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование  объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных  выше семи признаков лишает права 

называть проводимое мероприятие  экскурсией.

Помимо этих общих признаков  у каждого вида экскурсий есть свои специфические 

признаки:

— у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

— у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;

— у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии  состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков  те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином — «гидизм» — бессистемный осмотр достопримечательных  мест, памятников истории и культуры.

 

Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат

несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия  и беглый осмотр объектов с помощью  гида — это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов  еще на заре развития экскурсионного дела.

Образ гида нашел отражение в  литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит  ученый экскурсионист М. П. Анциферов: «Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и  глубокомысленные вздохи, и скакание с одного предмета на другой без  всякой связи. Так было в старину, так останется и теперь, где  нет правильно поставленных экскурсий». Ученый приходит к выводу, что 

гидизм — злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных  работников и ученых не только в 20-е  годы. О его важности немало говорили и писали в наше время. Приведем одно из свидетельств: «Только раскрытие  темы на зрительных объектах можно  считать экскурсией, в отличие  от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого «гидизма». Гид  лишь «комментирует» объекты экскурсии.

 

Основной признак экскурсии — высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

 

 

 

 

4. Можно выделить три основных принципа, отличающих экскурсионный процесс как процесс познания окружающего мира именно экскурсионным методом.

Принцип локализации  объектов. Этот принцип означает изучение реального, подлинного объекта по месту его естественного нахождения. Из подлинности объекта вытекает возможность максимальной наглядности при рассмотрении его различных свойств и сторон. Познание объекта в этом случае возможно не только зрительно, но и с помощью других органов чувств - осязания, обоняния, слуха. Приобщение к подлиннику, своего рода таинство причастия, вызывает эмоциональный подъём у экскурсантов, они начинают ощущать себя участниками ритуального действия. Такой подъём душевных сил резко обостряет впечатлительность, способствует усилению восприятия информации. Восприятие информации в этот момент может происходить не только на образном или на логическом уровне, а комплексно, одновременно по различным каналам восприятия – сенсорном (ощущения), эмоциональном (чувства), интеллектуальном (логика), интуитивном (предвидение или проникновение в прошлое). 

Специально подобранные  объекты, в зависимости от избранной  темы экскурсии, могут восприниматься и как «зрительное поле», то есть возможность видеть всё окружающее пространство, и как линейно вытянутый  зрительный ряд, протяжённый вдоль  маршрута экскурсии.

Информация о работе Контрольная экскурсионная деятельность