Контрольная экскурсионная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:58, контрольная работа

Краткое описание

Несомненно роль экскурсий в жизни современного человека велика.Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином "учеба и самообразование". Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний,

Вложенные файлы: 1 файл

конторльная экскурсии.docx

— 122.09 Кб (Скачать файл)

Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии  или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой  выбирается руководитель творческой группы.

Подготовка новой экскурсии  проходит три основных ступени:

           Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их

изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение  цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

           Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя:

составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных  методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

           Заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте.

Утверждение новой экскурсии руководителем  экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий  независимо от темы, вида и формы 

проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

 

Вступление, как правило, состоит  из двух частей: 

           организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж

экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

           информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и

продолжительности маршрута, времени  отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания  экскурсии). 

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании  показа и рассказа. Ее содержание состоит  из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии  обычно от 5 до 12. При этом важным для  создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке  по времени и в зависимости  от значимости той или 

иной подтемы в данной экскурсии.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут  и состоять из двух частей. Первая –  итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая – информация о  других экскурсиях, которые могут  расширить и углубить данную тему.

Заключение так же важно, как  и вступление, и основная часть.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена  потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал  бы наилучшему восприятию ее той или  иной категорией экскурсантов. В связи  с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или  детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий,

иностранцев и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к 

экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и  цели потребителей. Если экскурсия  предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в  рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности  региона. Если же экскурсия входит в  программу делового тура, то следует  уделять внимание показу различных  деловых и общественных центров  и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов,

памятников, объектов.

В процессе подготовки новой экскурсии  можно выделить ряд основных этапов,

которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той 

последовательности, которая сложилась  в практике работы экскурсионного учреждения. 

Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:

1. Определение цели и задач  экскурсии. 

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы и составление  библиографии.

4. Определение источников экскурсионного  материала. Знакомство с экспозициями  и 

фондами музеев по теме.

5. Отбор и изучение экскурсионных  объектов.

6. Составление маршрута экскурсии. 

7. Объезд или обход маршрута.

8. Подготовка контрольного текста  экскурсии. 

9. Комплектование «портфеля экскурсовода». 

10. Определение методических приемов  проведения экскурсии. 

11. Определение техники ведения  экскурсии. 

12. Составление методической разработки.

13. Составление индивидуальных  текстов. 

14. Прием (сдача) экскурсии. 

15. Утверждение экскурсии.

 

 

9. Культурной считают речь, которая  характеризуется богатством словаря,  широким использованием грамматических  конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью, целесообразностью  жестов и мимики. Культура устной  речи рассматривается как сочетание  трех составных частей: языковой культуры речи, психологической культуры речи, коммуникативной культуры речи. Языковая культура речи объединяет понятия – культура словаря, культура грамматических форм и синтаксиса речи, культура произношения (звуков, слов, интонаций), стилистическая культура речи, культура жестов и мимики. Психологическая культура речи включает понятия: содержательность, понятность, грамматическая и стилистическая выразительность, воздействие речи (требование, рекомендация, задание, совет, просьба, запрещение, упрек, предупреждение). На психологической культуре речи основано действие методических приемов ведения экскурсии. К недостаткам речи относят чрезмерное употребление специальных терминов, иностранных слов, словесных штампов, канцелярских оборотов, длинных фраз, так как это вызывает раздражение слушателей, рассеивает их внимание. Тон рассказа может быт радостным, грустным, торжественным в зависимости от того, о чем экскурсовод повествует и как он к этому относится. Экскурсовод должен владеть всеми видами ударений – словесными, фразовыми, логическими. Само по себе ударение это выделение слова или группы слов силой голоса или повышением тона. лаконичность, точность, логичность, образность, выразительность, эмоциональность, чистота, богатство языка.

Индивидуальный стиль языка  экскурсовода характеризует уровень  его профессионального мастерства, речевую культуру. В речи экскурсовода недопустимо употребление стандартных  фраз и слов, смысл которых уже  давно стерся: «так сказать», «значит», «короче говоря». Важны и оттенки  речи. Ее тон, например, должен быть несколько  приподнятым на протяжении всей экскурсии Темп и ритм речи экскурсовода диктуются содержанием рассказа. Они меняются на протяжении экскурсии – ускоряются или замедляются. Различают темп речи быстрый, средний, медленный, плавный и прерывистый. Темп речи должен быть спокойный, размеренный, таким, чтобы содержание речи эффектно воспринималось. В речи экскурсовода основные положения излагаются медленнее, чем остальной материал. Материал, который развивает основные положения, излагается в быстром темпе. Для экскурсовода важно иметь хорошую дикцию – четкое, ясное произношение слогов, слов и целых фраз. Недостатками речи является шепелявость, гнусавость, вялость произношения, недоговаривание окончаний фраз и слов.

 

 

10.

Эффективность любой экскурсии  во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой  и техникой ведения. К технике  ведения экскурсии предъявляется  ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у  объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование  экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию  в целом и раскрытие отдельных  подтем, ответы на

вопросы экскурсантов и т. д.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с 

группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое  представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением.

Важно, чтобы с самого начала экскурсовод  подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает  пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты  постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что  способен экскурсовод, что интересного  им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

При правильной организации экскурсионной  работы подготовка к ней должна

происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты. 

Сюжет экскурсии должен быть заранее  известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно  важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки  были отделены от экскурсии одним-двумя  днями. Это существенно в том  отношении, что за этот промежуток времени  произойдет известная психологическая  установка экскурсанта. Он успеет вдуматься  и вжиться в сюжет экскурсии. 

У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное  население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку  экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). К выходу экскурсантов

нужно заранее готовить. В тех  случаях, когда это не делается, значительная часть группы остается сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Тем самым  экскурсанты теряют возможность  личного знакомства с объектом.

Количество остановок с выходом  группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересовать экзотичностью, необычностью объекта.

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод  выходит первым, показывая пример группе и определяя направление  ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время 

стоянки в загородной экскурсии  по каким-то причинам сокращается или  увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

Расстановка группы у объекта. При  разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов  размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой  или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект.

Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности  для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается  вариант размещения экскурсантов под  крышей, под кроной деревьев.

В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта  было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с  окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные  детали здания, сооружения, местности, объекта природы. Эти особенности  отражаются в графе «Организованные  указания методической разработки». Каждый экскурсовод внимательно изучает  эти 

указания и до выхода  с группой  на маршрут уточняет вопросы, связанные  с расстановкой группы для наблюдения объектов. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре  объектов и при переходе через  автомагистрали.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между  ними должно быть сохранено такое  расстояние, чтоб один экскурсовод  своим рассказом не мешал другому, чтоб одна группа не заслоняла другой объект наблюдения. Известные трудности  при соблюдении этого условия  вызывает размещение групп для показа музейной экспозиции.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между 

объектами осуществляется группой. Место  экскурсовода – в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные –  позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7 метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат  рассказ экскурсовода, его пояснения  и логические переходы, которые излагаются в пути. Опытные экскурсоводы умело  руководят передвижением на маршруте.

Информация о работе Контрольная экскурсионная деятельность