Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:58, контрольная работа
Несомненно роль экскурсий в жизни современного человека велика.Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином "учеба и самообразование". Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний,
Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав опасных зон в работающих цехах и т. д.
В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.
Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной
экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели. Подойдя к объекту, он начинает свой рассказ не сразу, а после того, как соберется вся группа.
Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь его, увидеть своеобразные черты архитектуры. Они взбираются на холм, чтобы определить его высоту, поднимаются на колокольню, минарет, чтобы убедиться в необычном «шаге» ступеней крутой лестницы, спуститься в
крепостной ров для определения его глубины и т. д. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить
неповторимые черты объектов, особенности событий, которым посвящена экскурсия.
Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения. Необходимо избегать пересчитывания экскурсантов, уже занявших места в автобусе.
Это вносит ненужную нервозность, порой вызывает комические ситуации, нарушая тем самым ход экскурсии.
Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем (кресло за водителем предназначено для другого водителя). Стоять экскурсоводу при движении автобуса (так же как и экскурсантам) не разрешается в целях безопасности.
На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений. Это особенно важно в загородных экскурсиях, когда экскурсовод во время движения автобуса, сидя на своем месте спиной к экскурсантам, смотрит в переднее стекло автобуса и рассказывает о том, что уже видят или вот-вот увидят экскурсанты.
Соблюдение времени в
показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. Умение уложиться в отведенное время к
экскурсоводу приходит не сразу. Для
этого требуется большая
причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса и др. В результате экскурсия начинается с опозданием. У экскурсовода остается один выход – сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.
Техника проведения рассказа при движении
автобуса. Рассказ во время движения
в автобусе должен вестись экскурсоводом
через микрофон. Если оборудование
плохо функционирует или
движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.
Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась
определенная классификация
Содержание их различно – иногда они связаны с объектами, иногда – с жизнью известных деятелей, а нередко – с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. Главное правило работы с такими вопросами – не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании.
Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер, т. е. вызывать у экскурсантов желание поспорить, продолжить тему, затронутую в вопросе. Делая вступление к теме, экскурсовод сообщает своим слушателям о таком порядке ответов на вопросы.
Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.
Паузы преследуют следующие задачи:
– первая – смысловая, когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке;
– вторая – дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо
смысловой нагрузки. Это особенно
важно для тех, кто еще не привык
к такой активной форме культурно-
Паузы в загородных экскурсиях совмещаются с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 мин. по истечении каждого часа работы (для экскурсовода час ведения экскурсии равен 45 минутам). Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях могут быть также паузы – свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.
Техника использования «портфеля экскурсовода». Содержание «портфеля
экскурсовода», его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа – имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.
Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.
Иногда в соответствии с методической
разработкой экскурсовод
проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.
Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала,
выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.
Условное название комплекта наглядных пособий − портфель экскурсовода. Портфель экскурсовода −комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии, назначение которых − максимально дополнить или восстановить недостающие звенья зрительного ряда. В портфель экскурсовода включаются фотографии людей, имеющих отношение к данному объекту или событиям, с ним связанным; копии подлинных документов, рукописей, репродукции картин; образцы продукции промышленных предприятий, гербарии, коллекции, а также магнитофонные записи, диапозитивы, диафильмы и др.
При отборе дополнительного наглядного материала необходимо соблюдать нижеприведенные условия.
Иллюстративный материал:
·не должен быть многочисленным;
·должен соответствовать экскурсионным объектам;
·должен помогать раскрытию темы экскурсии.
В 3-4-часовой экскурсии количество наглядных пособий не должно превышать 15 единиц.
Требования к внешнему виду наглядных пособий:
·размеры: 18х24 см или 24х30 см;
·ясность и четкость изображения:
·цветовое решение;
·выразительность;
·практичность и простота оформления.
К каждому наглядному пособию, включенному в портфель экскурсовода, прикладывается листок, который носит название "Пояснение к экспонату №__". Номер справки (пояснение) совпадает с номером экспоната (наглядного пособия). Пояснение в виде отдельной справки дается экскурсоводом при показе наглядного пособия экскурсантам.
При внешнем оформлении наглядных пособий не следует забывать, что определяющим является их содержание.
Критериями отбора наглядных пособий являются:
·необходимость, целесообразность;
·познавательная ценность (насколько оно может обогатить экскурсию, сделать материал более понятным, доступным);
·необычность (особенность, неповторимость);
·выразительность (подразумевается связь данного пособия с излагаемым материалом);
·сохранность (внешний вид).
Подобранные наглядные пособия по теме не остаются неизменными. В процессе работы они дополняются и совершенствуются.
Экскурсионное описание Башни Сююмбике.
Мы начинаем нашу экскурсию у одной из самых знаменитых башен, национальной святыни города Казани, башни Сююимбике. Чем же она так удивительна и легендарна? Давайте окунемся в прошлое в эту прекрасную легенду, во времена когда Казань не выдержала натиск войск Ивана Грозного и пала...Когда Иван Грозный захватил Казань и увидел прекрасную ханшу Сююмбике, он был так поражен ее красотой, что предложил ей стать его женой. Сююмбике понимала: если она откажет грозному царю, он перебьет весь ее народ. И она согласилась. Но при одном непременном условии: построить за семь дней семиярусную башню высотой до самого неба. Иван Грозный принял это условие. Собрал со всей земли русской самых прославленных мастеров, и работа закипела. В первый день построили первый ярус, во второй - второй и так далее. Через неделю башня была готова - стройная, семиярусная, высотой до самого неба.
Сююмбике не оставалось ничего другого, кроме как выполнить свое обещание. Она попросила у царя разрешение перед отъездом из Казани подняться на башню и проститься с городом. Царь разрешил. Сююмбике поднялась на башню, попрощалась со всеми казанцами, бросилась вниз...но не разбилась, а превратилась в прекрасного белого лебедя и улетела!