Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является взаимоотношение России и Китая в сфере туризма. Объектом исследования в данной работе является взаимоотношения России и Китая в сфере туризма. Предметом курсовой работы выступают культурно-исторические предпосылки взаимоотношения России и Китая в сфере туризма.
Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач: - определить, как и когда начали складываться отношения России и Китая; - выявить, как складываются культурные отношения между Россией и Китаем;
- проанализировать позиции России и Китая в развитии международного туризма; - рассмотреть современные взаимоотношения России и Китая в сфере туризма.
Введение
На нашей Земле существует более двухсот государств. В каждом их этих государств формируется своеобразная культура, быт, менталитет, складывается определенный «узор» исторических, экономических, политических связей с другими государствами. Ни одно из них не стоит на месте, спады в развитии сменяются подъемами и наоборот. Один исторический фон сменяется другим, меняя приоритеты и направления во взаимодействии между соседними странами, между мировыми центрами силы. Иногда такое многообразие культур и цивилизаций становится основой для их взаимообогащения, а иногда и основой конфликтов, порождая «столкновение цивилизаций».
Вся совокупность самобытной истории, культур, традиций и современных реалий влияет на то, как один народ воспринимает другой, влияет на форму отношений между отдельными странами, в результате которых за одними закрепляется статус надежных союзников, верных друзей, а другие относятся к категории потенциальных врагов. В каждом государстве рождается неповторимый образ той или иной страны, нации, народности.
Россия не только входит в самый быстро развивающийся в туристическом отношении Азиатско-Тихоокеанский регион, но и имеет непосредственную границу с одним из лидеров мирового современного туристического рынка - Китайской Народной Республикой. Китай, обладая огромными рекреационными ресурсами: уникальной природой и богатствами культурно-исторического наследия, является привлекательным направлением для туристов всего мира. В то же время численность населения Китая в сочетании с ростом доходов населения вызывает к нему интерес с точки зрения выездного туризма, как к одной из крупнейших стран-доноров. Учитывая эти факты, а так же то, что ВТО строит самые благоприятные прогнозы для КНР на ближайшее будущее, стоит более тщательно подходить к анализу достижений китайской туристической отрасли и уделять больше внимания вопросу о взаимовыгодном сотрудничестве в туризме между Россией и КНР.
Хорошие отношения с Китаем жизненно важны для России. И мы, и китайцы, хотим построить экономически сильные, процветающие государства. Для этого нам необходимы благоприятные внешние условия. Нас роднит и близость морально-этических ценностей - долг, честь, искренность, способность самопожертвованию, социальная справедливость, вера в дружбу. Сейчас мы за многообразие моделей развития, потому что сами уважаем выбор других, мы одинаково не любим, когда нам что-то пытаются навязать против нашей воли. Все это наложило свой отпечаток на образ Китая в России. На образ Китая также повлияла внешняя политика России, где возрастает значение Азии.
Цель данной курсовой работы является взаимоотношение России и Китая в сфере туризма. Объектом исследования в данной работе является взаимоотношения России и Китая в сфере туризма. Предметом курсовой работы выступают культурно-исторические предпосылки взаимоотношения России и Китая в сфере туризма.
Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- определить, как и когда начали складываться отношения России и Китая;
- выявить, как складываются культурные отношения между Россией и Китаем;
- проанализировать позиции России и Китая в развитии международного туризма;
- рассмотреть современные взаимоотношения России и Китая в сфере туризма.
1 Культурно - исторические предпосылки взаимоотношений
России и Китая
1.1 Исторические
предпосылки взаимоотношений
Учитывая, что, по сути, до XVIII
века нет достоверных свидетельств
событий российской истории и факты
бесчисленного её переписывания, то нижеизложенное
следует воспринимать лишь как одну из
гипотез.
В ХП-ХШ в. древние славяне были не очень
развитым этносом, как в отношении культуры,
так и еще более в отношении ареала. Славянский
дух также, скорее всего, находился в упадке
- даже «Слово о Полку Игореве», достаточно
позднее произведение о событиях на Руси
в 1185 г., не показывает экспансионистского
духа, а указывает на раздробленность
и попытки отдельных князей самостоятельно
действовать. Кроме того и частые поражения
русских дружин в схватках с половцами
- все это указатель на слабый уровень
пассионарности этноса, находящегося
в упадке. Еще один явный показатель упадка
- смена религии в конце X века. Славяне
приняли христианство вместо своей религии.
В римской империи христианство также
распространилось лишь во время упадка
этноса.
В XIII веке нашествие татаро-монгол окончательно
обрывает самостоятельное развитие славянского
этноса, но не генетической линии жителей
от Волги до Днепра, ибо носителей поголовно
не истребляют, хотя и рубят наиболее активных
представителей старого этноса. И хотя
те татаро-монголы не были похожи на принятый
ныне за образчик монголоидной расы граждан
МНР и более походили внешностью на европеоидную
расу, существующий в русской истории
стереотип закрепился рисунками, непонятного
происхождения, книг про соловья разбойника,
армады темнокожих конников с кривыми
саблями, рубящих белых красавиц и поверженных
дружинников в кольчугах. Показательны
например скульптуры с посмертных масок
правителей из династии джурдженей Цзинь,
правивших в ХII-ХIII вв., с чертами ныне принятого
европеоида, да и европейские болгары
- потомки татаро-монгол.
Эти же монголы захватывали и территорию
нынешнего Китая.
Одной из особенностей
захвативших власть монголов было то,
что они оставляли существующие общественные
институты (например, брали дань, оставляя
властвовать славянских князей), а также
активно набирали местную молодёжь в свое
войско и ей в последующем предоставлялись
возможности достигать существенных должностей
в Золотой Орде, в соответствии со своими
способностями. Кроме того, монгольские
чиновники могли оседать по месту службы
и по видимому обзаводиться имуществом
и семьей. Таким образом, за 300 лет так называемого
«ига» происходила культурная и, в некоторой
степени, генетическая ассимиляция двух
этносов, ибо демографические процессы
показывают, что ни одно совместное жительство
двух народов на длительном промежутке
времени не оставляет «чистокровных»
наций. И уже новообразованный русский
этнос освободился от ненужных оков одного
из ослабевших предков при Куликовской
битве, а до этого поглотил другого, объединив
раздробленные княжества под никому дотоле
неизвестным Московским правлением - инициатором
нового этноса.
Быстро консолидировавшись
на стадии подъема, русский этнос стал
расширяться, захватывая новые территории
и поглощая ранее грозных врагов. При Иване
IV, распространив власть до Урала, русские
пошли дальше - начали осваивать территории
Золотой Орды, в том числе на праве наследников.
Сибирь была освоена быстро, в значительной
степени потому, что правление самой Золотой
Орды здесь пришло к упадку, а «наследники»
превосходили духом остатки местных племен
бывшей великой империи. Также быстро
был освоен и Дальний Восток, причем в
освоении активно использовались методы
Золотой Орды, совсем не свойственной
славянам - местное население облагалось
данью, объясачивалось. Основной действующей
силой приобретения новых территорий
был субэтнос казачества, они и вошли в
контакт с маньчжурами.
Интересно, что казаки Урала
это и сейчас преимущественно татары по
национальности и именно они оказались
первопроходцами, освоившими Сибирь и
вышедшими к Амуру на Дальнем Востоке.
Если копнуть глубже, то среди уральцев
можно найти половцев и монголов - несколько
растворившихся в расовом смешении нового
этноса.
Весь процесс освоения огромных
пространств Сибири и Дальнего Востока
произошел очень быстро - за 150 лет (1480г.
- освобождение от золотой орды и 1630г. -
контакты с маньчжурами), на стадии подъема
этноса. Но и в центральной части России
происходили бурные изменения, обусловленные
тем, что вплотную столкнувшись при развитии
с европейским суперэтносом, русские стали
воспринимать и адаптировать его превосходящую
культуру, более подходящую для экспансионистского
духа, чем наследуемая ими славянская.
Наибольшее завершающее развитие этот
процесс получил при Петре Великом.
Таким образом,
на момент начала интенсивного взаимодействия
с новым Китаем, к тому времени захваченного
немногочисленными маньчжурами, русский
этнос уже сложился и возможно начал переходить
в своем развитии на стадию стабилизации,
причем по размаху внутренних процессов
получал все большие черты суперэтноса.
Этот русский этнос вкратце можно охарактеризовать
следующим тезисом — этнос имеет тело
и упрямый характер славян, широкую, степную
душу и завоевательный дух монголов и
культуру, разум европейцев.
Такая смесь позволила
выживать в труднейших природных условиях,
захватить и удерживать обширнейшие территории,
создать памятники культуры мирового
уровня, «даже» в европейском восприятии
этого смысла и влияния.
В начале XX
века, когда уже перешедший в стадию упадка
русский суперэтнос создал и все свои
ключевые культурные памятники, начали
давать знать о себе последние присоединенные
народы, особенно запада (европейские)
и юга (мусульманские) страны. Кроме того
начали активно развиваться образовавшиеся
субэтносы дальневосточников и сибиряков,
что являлось стимулом к перестройке этнических
отношений и обновлению этноса и культуры.
Пассионарный
толчок 1917 года прервал тенденцию распада
(хотя при этом привел к потере части культуры
и территорий) и усилил этнообразуюшие
тенденции. А продолжившаяся ассимиляция
на базе русской культуры настолько наполнила
энергией новообразовавшийся советский
суперэтнос, что его пассионарности хватило,
чтобы вынести внутренние разборки элит
(20-е и 30-е года XX века) и победить в самой
кровавой войне человеческой истории.
К сожалению, война серьёзно подорвала
человеческий потенциал советского суперэтноса
и в конце 80-х, в том числе с внешней помощью,
он развалился на субэтносы, бывшие до
объединения самостоятельными этносами
в состоянии упадка.
Так как объективные условия развития мировых этнографических, экономических и политических процессов не благоприятны для народов бывшего СССР, а именно возрождение европейского суперэтноса после прививки эмигрантами и ассимиляции народов, процесс начавшегося объединения исламских стран, стадия перехода к стабильности китайского суперэтноса после стадии развития. То можно констатировать быстрый упадок культур постСССР и захват ареалов этих этносов более активными и сильными соседями.
Интересно, что взрыв пассионарности 1917 года был обусловлен целым рядом причин, часть из которых повторилась в 1980-е г., но не была использована из-за отсутствия достаточного количества пассионариев. Официальная советская точка зрения была не грешила против действительности, заявляя, что сложившиеся к 1900г. производственные отношения и угнетение рабочего класса вызвали справедливый протест, который направили на революционную борьбу коммунисты и обусловили последующие не менее революционные изменения в обществе.
Если же уточнить эту достаточно абстрактную формулировку до происходивших массовых и индивидуальных психологических процессов, то это выглядело следующим образом.
Сформировавшиеся общественные институты, вкупе с набором традиций, стереотипов, религиозных норм, начального образования, обеспечили высокое закрепощение населения. Продолжительный рабочий день, низкий уровень жизни вызывали повсеместную фрустрацию и неудовлетворенность жизнью, так ярко описанную в произведениях писателей конца XIX - начала XX веков. В то же время крестьянский подход, т.е. по сути феодальное закрепощение, вынуждавшее рабочих держаться за место из-за угрозы голодной смерти, для компактно проживающих с одинаковыми проблемами и потребностями пролетариев, являлось очевидным анахронизмом. Ибо это позволяло любой искусной в массовой психологии руке направлять фрустрированную энергию больших масс людей на любые цели. Чем с успехом и пользовались все расцветшие на этом партии, местные вожаки и просто бандиты при организации различных забастовок, протестов, шествий и восстаний. Кроме этого эта же энергия использовалась государством в многочисленных войнах того времени. Последнее создает иллюзию экспансии этноса в то время, но по сути это являлось признаком переходной стадии, а еще точнее точкой бифуркации двух направлений - ломки существующих традиций либо их консервирование, соответственно, создание нового этноса, либо вымирание существующего.
Анализируя действия большевиков, можно констатировать умелую адаптацию понимания социальных и исторических процессов того времени, восприятие и перенаправление в нужном русле энергии масс, выявление наиболее активной и готовой к действию прослойки общества, формирование идеологии, направленной на снятие психологических запретов (в том числе разрешение насилия), увеличивающей раскрепощение бессознательных желаний и реализацию властных потребностей - к большей индивидуальной свободе. Таким образом, после слома традиций, стереотипов и общественных институтов была высвобождена колоссальная психическая энергия, которую удалось направить на явные, конкретные и очевидные цели и тем самым, удержав массы под контролем, использовать эту возможность для созидательных целей.
По окончании процесса предварительного формирования нового этноса, появления общественных институтов индивидуального контроля, появилась необходимость фиксации достигнутого, уменьшения затрат на контролирующие органы и снижения взаимного истребления пассионариев. В силу чего начали вводиться новые стереотипы поведения сначала в позитивной форме (Стаханов), а после и ограничительного характера (контра, шпион). Параллельно шло активное возрождение культуры, то что было отметено на начальном этапе революции как мещанство и буржуйские замашки, в последующем начали достаточно активно стали насаждать массам.[1]
Возвращаясь к Китаю, следует отметить то, что влияние монголов на различные этносы, расположенные на территории современной КНР, продолжалось достаточно долго, и все правители захваченных территорий старались от него избавиться. Например, лишь в 1599 году маньчжурский император Тай-цзу для того, чтобы окончательно закрепить победу (ассимиляцию) над монголами (а ранее от них освободились южные китайцы) ввел адаптированную монгольскую письменность для маньчжурского языка, в целях окончательного вытеснения монгольского языка, повсеместно применявшегося в Маньчжурии для переписки.
Этот же маньчжурский император
захватил Китай, обеспечив ассимиляцию
элит Китая с маньчжурами. А последующая
подпитка севера Китая южными и приморскими
национальностями, талласократическими
по духу, обладающими большей
Рассматривая современные геополитические тенденции, следует отметить, что с точки зрения климатических условий Приамурье не является удобной землей для значительной части китайцев, проживающих в субтропиках. Но актуальность этого была верна в ХIХ-ХХ веках. Современный дефицит территорий и успехи китайских агрономов, успешно выращивающих под Хабаровском урожаи значительно превосходящие результаты труда российских крестьян - подтверждение изменения значимости этих районов. Перспективы глобального потепления предвещают этим территориям значительные выгоды, как впрочем, и всей территории до Урала (со стороны Дальнего Востока), а не урон от него, как остальным мировым территориям.
Упадок пассионарности в России подстегивает претензии на территории и со стороны других государств под различными псевдоисторическими обоснованиями, например, настойчивость Японии в получении оспариваемых ею островов. Так сказать «предложение» рождает спрос. Переходя к истории взаимоотношений России и Китая, следует отметить следующий факт. Н.Г. Спафарий, официальный посол России, и его свита, отправленные в 1675 году в Китай, выполнили ритуал «коу-тоу», означавший, что по китайским традициям Россия официально стала зависимым от империи Цин государством, и что теперь к России мог применяться термин «фань» (варвар) . Существует и другая версия, по которой Спафарий отказался кланяться и слушать грамоты на коленях, в силу чего был выпровожен из Китая. Как бы то ни было после Кяхтинского договора переписка России с Китаем стала вестись не между царем и богдыханом, а между Сенатом и Ли-фань-юань - палатой сношений с варварами (правила переписки изменены в 1858 году с Тяньцзинским договором).
Таким образом, с точки зрения китайской мифологии, Россия может выглядеть культурной автономией «китайского» этноса, привитого монголами (которых в КНР усиленно считают своими, китайскими), управляемая немцами. Историческая память (вернее мифы) очень крепка, ведь и Россия до сих пор считает себя культурно-психологической наследницей Римской империи («Москва - третий Рим») всего лишь на льстивой речи никому неизвестного монаха. Китай же всегда считал себя центром мира, а современная РФ, образовавшаяся после распада СССР, утратила имевшееся у неё собственное обозначение себя китайским иероглифом (страны Э - страны неожиданностей, кстати, на китайском, всего несколько стран в мире обозначаются иероглифом) и в настоящее время не удостаивается такой чести и пишется фонетикой.
Подтверждением этого
является и то, что по китайскому
историческому мнению китайская
цивилизация распространялась до озера
Байкал. Такое мнение встречалось
и у некоторых русских
Как бы то ни было, китайцы точно также ассимилировались с монголо-татарами, но если их было гораздо больше и представители Золотой орды просто растворились среди них, то ассимиляция со славянами привела некоторых из татар в элиту нового русского этноса, например граф Юсупов. В таком случае, в этой битве «за наследство», победили русские потому, что были более сильны и впитали в себя больше татарских элит.
Как уже было упомянуто, во второй половине XVII века, между Россией и Китаем были установлены официальные отношения, по которым Российская империя признавалась подчиненной (варварской) по отношению к Поднебесной. Но не все так просто. Если рассматривать контакты того времени, места заселенные русскими, а также контролируемые территории династией Цин, то бросаются в глаза несколько обстоятельств. Во первых, между государствами существовали «незанятые белые пятна» (по версии как русских, так и китайских историков). Которые потом и были ими «мирно» присоединены.
Во-вторых, ивовый палисад - метровый вал с трехметровым рвом, на котором были установлены ивовые колья, в последующем пустившие корни и превратившиеся в сплошную стену длиной 1300км - строительство, которого маньчжурами было окончено в 1682г. По официально признанной версии: построен для защиты территории Маньчжурии от русских.
Информация о работе Культурно - исторические предпосылки взаимоотношений России и Китая