Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является взаимоотношение России и Китая в сфере туризма. Объектом исследования в данной работе является взаимоотношения России и Китая в сфере туризма. Предметом курсовой работы выступают культурно-исторические предпосылки взаимоотношения России и Китая в сфере туризма.
Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач: - определить, как и когда начали складываться отношения России и Китая; - выявить, как складываются культурные отношения между Россией и Китаем;
- проанализировать позиции России и Китая в развитии международного туризма; - рассмотреть современные взаимоотношения России и Китая в сфере туризма.
На этом фоне доля России во въездном потоке туристов (ночующих посетителей) в Китай составила в 2008 г. 5,9% , а в 2009 г. сократилась до 3,4%, в выездном потоке китайцев за рубеж позиции России еще меньше: 1,5 % в 2009г. против 1,8% в 2008 г. [10]. Это явно недостаточно для двух крупных стран, имеющих не только одну из самых длинных сухопутных границ в мире, но и давние культурно-исторические и экономические связи. В этой связи поддержка развития туризма на государственном уровне будет способствовать сотрудничеству между странами в этой сфере.
Одной из проблем взаимоотношений в сфере туризма является наличие русскоговорящих гидов со знанием китайского языка. В РФ нет единых квалификационных стандартов для гидов, говорящих на иностранных языках, именно это и является причиной хаотичного управления этим рынком. Некоторым иностранным туристическим группам приходится брать своих гидов, чтобы ехать в Россию, это в свою очередь не позволяет иностранцам в полной мере познакомиться со страной.
Факторами, ограничивающими развитие российского туризма, являются старые гостиницы с высокими ценами, отсталый дорогой транспорт, не самый лучший уровень обслуживания, сложности в получении визы и оформлении документов после прибытия в страну.
Согласно приведенным данным, в 2011 году китайские туристы совершили в Россию 800 тысяч поездок. По данным Ростуризма, число российских туристов в КНР выросло в 2011 году на 7% и превысило 2,5 миллиона. Но, тем не менее, эти две цифры выглядят уже скромновато, особенно на фоне развивающихся отношений дружбы и сотрудничества и уровня всеобъемлющего стратегического взаимодействия. [11]
3 Российско-китайский туризм: состояние и
перспективы развития
Туризм начал оказывать существенное влияние на китайскую экономику после 1978 года с введением правительством страны политики «открытых дверей», когда были сняты ограничения на внешнюю торговлю, стали активно поощряться привлечение иностранного капитала и рост технико-экономического сотрудничества с другими странами. Для развития туризма большое значение имела активизация внешнеполитической деятельности Китая, участие Пекина в различных международных организациях и конференциях, расширение культурных связей, научного и студенческого обмена и многое другое. Огромное внимание уделялось расширению рекреационных ресурсов страны - были приняты законы о лесе и об охране памятников культуры. В 1985 г. Китай присоединился к «Конвенции об охране наследия мировой культуры и природы».
В течение 20 с лишним лет проведения политики реформ и открытости быстро повышался уровень строительства инфраструктурных объектов в сфере туризма, и шло освоение туристических ресурсов Китая. К концу 2001 г. основные фонды отрасли туризма КНР оценивались в 780 млрд. юаней. В настоящее время в отрасли действуют 288 тыс. предприятий, в том числе более 10 тыс. различных туристических агентств.
Рассматривая позиции стран в мировом туристском обмене, следует отметить, что Китай в последние годы уверенно наращивал свои позиции. Если в 1978 г. по количеству въехавших и переночевавших туристов Китай занимал 41 место, то в2010 г. он переместился на 3 позицию в мире (55,7 млн. чел.) после Франции и США [11]. По оценкам экспертов ЮНВТО в 2015 г. Китай станет туристским направлением «номер один» по числу принятых туристов и крупнейшим в мире рынком отечественного туризма. В отличие от Китая Россия занимает более скромные позиции в международном туристском обмене, замыкая тридцатку стран по количеству прибытий. В целом международные туристские прибытия в Россию по данным ЮНВТО в течение последних 5 лет колебались в пределах 20 млн. чел [12].
Рисунок 1 - Международные туристские прибытия в Китае и России
Анализ поступлений от международного туризма в странах показал рост валютных доходов Китая на протяжении всего периода за исключением 2009 г., когда был отмечен пик экономического кризиса (доходы сократились до 39,7 млрд. долл.) [11]. Россия значительно уступает Китаю по доходам от туризма (рис. 1). Однако как и в Китае, валютные поступления в Россию отреагировали на кризис их сокращением до 9,3 млрд. долл.[11].
Рисунок 2 - Доходы от международного туризма России и Китая
Предварительные результаты 2010 г. свидетельствуют о восстановлении в Китае показателей доходов, в то же время они отстают от динамики прибытий. В России же процессы восстановления показателей прибытий и доходов идут гораздо медленнее.
Интересной для анализа развития международного туризма в обеих странах является статистика туристских расходов. Так сохраняющаяся на протяжении последних лет динамика экономического роста Китая, повышение доходов граждан этой страны привели к изменению потребительской модели (начался переход от накопления к потреблению). Только за период с 1990 по 2004 гг. туристские расходы страны выросли в 46 раз. По этому показателю Китай в 2010 г. вышел на 3 место в мире, даже кризис не оказал влияние на динамику расходов, прирост которых в 2009 г. составил 21% по сравнению с 2008 г. Важно отметить, что АТР показал самый маленький период спада туризма – 12 месяцев (с августа 2008 г. по июль 2009 г. с максимальной точкой падения в феврале 2009 г.) [12].
Что касается России, то она имеет более скромные позиции по общему объему туристских расходов. Однако на душу населения этот показатель в 4,5 раза выше, чем в Китае, что свидетельствует о преобладании у россиян модели ориентированной на потребление, нежели на накопление. В то же время темпы роста туристских расходов на душу населения в Китае опережают их рост в России. Туристские расходы на душу населения за период с 2003 по 2010 гг. выросли в Китае в 2,8 раза, а в России в 1,6 раза. При этом в 2009 г. было отмечено сокращение расходов россиян по сравнению с 2008 г. на 12,7%. Однако в 2011 г. обе растущие экономики продемонстрировали более высокие показатели восстановления туристских расходов, нежели другие страны (предварительные результаты: Китай – + 17%, Россия – +26%) [11].
Важно отметить возросшую покупательскую способность китайских туристов (а не граждан вообще), выезжающих за рубеж. В настоящее время средние расходы одного китайского туриста составляют около 700 долл. [13]. Более высокие расходы китайских туристов за рубежом можно объяснить следующими причинами: увеличением выезда тех, кто выезжал в первый раз; преобладанием поездок в страны Юго-Восточной Азии, где используется китайская валюта; преобладанием в потребительской модели интереса к известным маркам и специфическим товарам в посещаемых странах; желанием приобретать подарки друзьям и родственникам.
Все эти особенности потребления определяют структуру расходов китайских туристов. В этой связи, они только 30-50% тратят на оплату туристского пакета, а остальную часть расходуют на покупки. В расходах на покупки лидируют расходы на одежду (30%), ювелирные изделия, часы, сувениры, кожаные изделия, а также парфюмерию и косметику. Для сравнения западные путешественники предпочитают расходы на размещение и услуги.
В последние
годы стали активно развиваться
различные экскурсионные и
В результате
всех этих усилий туризм в Китае
получил стремительное
Относительно вклада России в данный процесс, в 1992 году наша страна занимала в Китае первое место среди стран – поставщиков туристов (без учета Гонконга), но в дальнейшем ее обогнала Япония, затем другие страны. Характерной чертой того периода являлось то, что основной поток туристов в Китай формировался за счет шоп-туров, цели которых имели отдаленное отношение к туризму. Среди потока наиболее многочисленной группой россиян долгое время оставались лишь коммерсанты, привлеченные низкими ценами на китайские товары широкого потребления и устойчивым спросом на отечественное сырье. В течение десяти лет после «открытия» Китая именно их впечатления во многом сформировали мнение об этой стране среди потенциальных потребителей туристических услуг. Со временем доля российских туристов сократилась, а туристический поток из России в Китай стал приобретать цивилизованную форму.
В настоящее время наиболее популярными направлениями для отечественных туристов являются три: северная часть Лессового плато в среднем течении реки Хуанхэ - колыбель китайской цивилизации, Юг Китая, к которому частично можно отнести Восточное побережье, и Северо - Восток Китая. Относительной освоенности данных направлений на российском рынке способствуют регулярные рейсы «Аэрофлота» и местных авиакомпаний, - в Пекин, Шанхай и Гонконг из Москвы, в Чаньчунь, Харбин и Шэньян из Владивостока, Хабаровска и Иркутска соответственно. К этим рейсам привязаны наиболее популярные групповые маршруты. Самыми посещаемыми российскими туристами объектами познавательного туризма являются Запретный город, Великая Китайская стена, могилы императоров династии Мин, парки летних дворцов императоров династии Цин, Ихэюань и Юаньминюань. В 2001 г. Китай посетили 1,1 млн. российских граждан, а в 2011 количество постивших Китай составило 2,4 млн. человек. По количеству посетивших Китай туристов Россия занимает сегодня третье место.
КНР так же представляет огромный интерес для России с точки зрения въездного туризма. Благодаря быстрому развитию экономики и росту доходов населения в Китае появились объективные условия для возникновения рынка туристов выезжающих за границу. В настоящее время китайский туристический рынок – самый динамичный в мире. В 1993 г. из страны выехало 3,74 млн. туристов, в 2001 г. – 12,133 млн. человек,. Расходы китайских туристов за рубежом растут еще быстрее. Так, в 1990 г. они оставили 470 тыс. долл., а в 2000 г. – 13,1 млрд. долл. Следует отметить, что основную часть туристического потока из Китая составляют лица с высокими доходами – средний расход одного китайского туриста на 2000 г. составлял 1251 долл. [9]
История мирового туризма показывает, что в начальный период развития въездного туризма основной туристический поток направляется в близлежащие страны. Для Китая Россия является главным туристическим направлением (не считая Гонконга и Макао, которые в статистике учитываются отдельно). Китайцев Россия привлекает в первую очередь как ближайшая страна с западной европейской культурой и элементами ее свободы.
В России
отсутствует достоверная
Однако наша страна во многом еще не готова принять массовый поток туристов из Китая. Этому препятствует ряд проблем, главными из которых являются отсутствие рекламы (в продвижении на Китайском рынке Россия занимает пассивно-выжидательную позицию), отсутствие развитой инфраструктуры, которая в приграничных областях уже сейчас не удовлетворяет всех требований туристического потока, и крайне низкий уровень сервиса.
Тем не менее, существуют и
положительные сдвиги в расширении
туристических связей между двумя
странами. Так в январе 2002 г. правительство
КНР официально уже внесло Россию
в перечень стран, рекомендуемых
для посещения китайскими туристами.
Особый интерес представляет возможность
реализации проекта по созданию самой
протяженной туристической зоны в Северо-Восточной
Азии вдоль пограничной реки Хэйлунцзян
(Амур). Планируется, что туристическая
зона охватит пограничный участок и бассейн
нижнего течения и ее протяженность составит
около 4 тыс.км. Правительство провинции
Хэйлунцзян уже включило освоение туристических
ресурсов на реке Амур 10-й пятилетний план.
Определенные перспективы для туризма
открывает и проект создания «треугольника»
– китайско-российско-монгольской экономической
зоны, активно продвигаемый администрацией
аймака Хулунбуир (автономный район Внутренняя
Монголия), который располагается на китайско-монгольско-
Глава китайского правительства отметил, что туризм – «самый прямой и самый эффективный путь наращивания взаимосвязей и дружбы между народами двух стран». «Китай и Россия со своими огромными туристическими ресурсами по праву считаются великими туристическими державами», - уверен премьер Вэнь Цзябао. Он выразил надежду, что успешное проведение Года российского туризма в Китае окажет эффективное содействие двустороннему сотрудничеству в сфере туризма.[16]
Владимир Путин в поздравительном письме подчеркнул, что проведение Года российского туризма в Китае отражает динамику развития российско-китайского сотрудничества в политике, экономике и гуманитарной сфере, свидетельствует о постоянном укреплении двустороннего взаимодействия в международных делах. «Китайские друзья будут иметь возможность познакомиться с современной жизнью и богатейшим культурным наследием России, ее уникальной природой, архитектурными и историческими памятниками, многообразием обычаев проживающих в нашей стране народов», - уверен глава российского правительства.
В рамках
Года будет проведено 225 мероприятий.
Это презентации туристических
возможностей регионов РФ и зимней
Олимпиады в Сочи, автопробег Пекин
- Москва и пресс-тур представителей
100 ведущих СМИ Китая по России,
седьмые российско-китайские
Информация о работе Культурно - исторические предпосылки взаимоотношений России и Китая