Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 13:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть торгово-развлекательные центры как одно из направлений индустрии развлечений
Задачи:
1) раскрыть понятие и сущность индустрии развлечений;
2) изучить этапы развития мировой индустрии развлечений;
3) определить инфраструктуру индустрии развлечений;
4) исследовать тенденции развития торгово-развлекательных центров за рубежом и в России;
Объект исследования - индустрия развлечения.
Введение …………………………………………………………………………………………………………….3-4
1.Теоретические аспекты индустрии развлечений …………………………………………5-40
1.1.Индустрия развлечений: понятие, сущность……………………………………………….5-7
1.2.Этапы развития мировой индустрии развлечений…………………………………..8-34
1.3.Инфраструктура индустрии развлечений ………………………………………………..35-40
2.Развитие торгово-развлекательных центров……………………………………….…….41-56
2.1.Основные тенденции развития за рубежом……………………………………………41-48
2.2.Основные тенденции развития в России………………………………………………….49-54
Заключение…………………………………………………………………………………………..…………55-56
Список литературы……………………………………………
Однако варварские народы, заполнявшие территорию Западной Европы на протяжении I тысячелетия н.э., не сразу освоили достижения античной культуры. Поначалу научно-философское наследие Древнего мира было востребовано в арабо-мусульманских странах Ближнего Востока, которые в 1Х-Х1 вв. переживали расцвет. Сохраняя многие устои народных и языческих традиций, арабо-мусульманское общество одновременно проявляло способность к динамичному развитию. Роль ислама в регулировании общественной и личной жизнедеятельности оставалась ведущей. Пятиразовая молитва, строгие предписания и запреты на многие виды занятий в свободное время, необходимость знать наизусть суры Корана — все это и поныне характерно для любого мусульманина. В мусульманском мире ограничивалась общественная активность женщин, жизнь которых должна была проходить в семейно-домашних рамках. Мусульманский мир того времени соблюдал запрет на винопитие, однако пристрастие к вину встречалось даже у представителей высших религиозных кругов. 15
В досуговых занятиях представителей мусульманского мира Ближнего Востока смешивались обычаи разных народов и религиозных традиций. Так, в Египте трижды отмечались новогодние празднику: весной — персидский, в августе — коптский, а начало мусульманского года было скользящим и переносилось каждый год. В мусульманском обществе христианские праздники признавались и частично отмечались. В то же время большой христианский праздник жителей Египта мог превратиться в мусульманский.
Ближневосточная традиция требовала наличия в городах общественных бань, что было продолжением обычаев греко-римского мира. Мужчины увлекались охотой, бегами (существовали ипподромы), состязаниями в стрельбе из лука. Иногда богатые люди держали домашние зверинцы, приглашая гостей, например, на бой слона со львом.
В крупных городах арабо-мусульманского мира мужские компании могли собираться дома или в харчевнях, куда приглашались нередко гетеры (т.е. женщины, ведущие свободный образ жизни, способные поддержать беседу на художественные темы и продемонстрировать собственные творческие способности). При этом гости кушали, беседовали, курили кальян, слушали игру на лютне. Поэты читали только что сочиненные стихи, о которых ценители могли высказывать свое мнение. Вообще в арабском и иранском обществе высоко ценились поэзия и рукописная книга. Арабские сказки, являясь продуктом народного творчества горожан средневекового периода, до сих пор пользуются заслуженной славой во всем мире.
Если жилище рядового мусульманина приобретало более чем скромные формы (в нем, например, было мало мебели, посуды), то роскошь домов арабской, иранской знати и богачей поражала современников. Европейские путешественники затруднялись передать ее словами. В Египте также зародилась мода на обилие в доме цветов и экзотических растений. Вокруг дворцов разбивали «египетские сады», которые в Средние века функционально представляли собой то же, что и «английские парки».
Живописи, театра в мусульманском обществе не существовало в силу религиозных запретов. Вместе с тем во многих городах развивалась книжная миниатюра, а в некоторых регионах разыгрывали спектакли театра теней. Наряду с этим в любом обществе Ближнего Востока и Северной Африки любили слушать рассказчиков, актеров-подражателей. Допускалось исполнительское искусство комических актеров, которые выступали перед аудиторией поодиночке и в маске».16
Таким образом, арабо-мусульманский мир того периода в целом демонстрировал расширение определенных форм досуговой деятельности, обогащение их содержания. Одновременно религиозные запреты вели к исчезновению других видов общественного досуга, которые существовали в античные времена.
В средневековый период в Западной Европе важнейшие стороны общественной и личной жизни, как и в арабо-мусульманском мире, приобретали духовное наполнение, строго регламентировались религией и контролировались церковью. Так, в христианском мире жестко предписывались дни труда, и дни, свободные от работы (воскресенье и христианские праздники). На фоне предписаний христианской морали особенно строгому осуждению подвергался ленивый человек, который на работе делает все кое-как, а в свободное время ничем не занят.
Досуг следовало проводить осмысленно. В свободное время верующий, если он был грамотным, стремился читать канонические тексты, размышлять над жизненно важными проблемами христианской догматики. Существовало немало любителей, осваивавших в свободное время основы христианского мелоса: играли на инструментах, пели. Христианство заложило традицию паломнических путешествий (например, в Иерусалим), которые чаще всего совершали представители церковного мира, состоятельные люди, особо набожные верующие.
Позитивное значение религии в средневековом западном обществе состояло в том, что она помогала каждому, даже бедному или неграмотному, человеку возвыситься над повседневными заботами, глубже понять общественную жизнь и свой внутренний мир, осмыслить критерии добра и зла. Не без влияния религии в средневековом обществе Запада вырабатывались принципы морали — любовь к ближнему, чувство долга, честность.
Однако жизнь западного общества не ограничивалась религией, церковными рамками. Во-первых, в городах и деревнях существовала на-родно-повседневная — хозяйственная, общественная, бытовая — практика, которая также порождала многообразные досуговые занятия. Так, в Средние века мощное развитие получают фольклорные формы (мифы, легенды, сказки, народный юмор) и народное искусство в целом. И горожане, и жители деревень, и обитатели захолустий отмечали календарно-трудовые праздники, собирались по поводу семейных событий.
Во-вторых, в западном обществе того периода заметно выделялся досуг представителей феодально-рыцарской среды и богатых горожан.
В замках знати шла своя жизнь, слабо связанная с повседневными заботами крестьян и основной части горожан. В то время когда хозяева замков и их вассалы не были на военных действиях, они располагали немалым объемом времени на развлечения. Досуг сводился в основном к охоте, пирам, военным тренировкам и турнирам.17
На турниры допускались лишь представители знатных родов, сами обладающие рыцарским званием. О турнирах объявлялось заранее, с тем, чтобы организаторы и каждый участник могли подготовиться. Бой устраивался на огороженном поле, с одной стороны которого возводили трибуны для судей и зрителей. Среди последних было немало знатных дам. Определенный период в турнирах использовались доспехи, ничем не отличавшиеся от боевых; позже стали применять специально изготовленные доспехи. Поединки были групповыми и одиночными. Проведение боя было оговорено множеством условий, а действия участников жестко нормировались. Однако в жизни поединок нередко перерастал в кровавую битву, где победа одной стороны достигалась тем, что противников попросту убивали.
Турнирным призом чаще всего были драгоценности, ловчая птица, а иногда просто поцелуй знатной дамы. На турнире, который устраивал знатный вельможа, был обычай преподносить подарки всем рыцарям, принявшим в нем участие. Подарками, как правило, становились меха, породистые жеребцы, роскошная и дорогая одежда, а также деньги. В целом участие в турнирах для всех было связано с немалыми затратами.18
Жители средневековых городов — как зажиточные, так и бедные — развлекались гораздо проще, нежели хозяева рыцарских замков и крупных поместий. Среди горожан были распространены домашние праздники с разнообразными играми (в разных слоях знати шахматы были одной из наиболее распространенных игр), музицированием. Горожане победнее предпочитали более простые занятия: рукодельничали, играли в триктрак (разновидность настольной игры в кости), танцевали.
Впрочем, в свободное время танцевать любили представители всех слоев (за исключением клириков). Западное общество, по-видимому, лидировало в этом развлечении. Танцевали повсюду: в рыцарских замках, на городских и деревенских улицах, в частных городских домах и харчевнях.
Для досуга рядового человека того времени были характерны тяга к зрелищам, любопытство к неизвестному, попытка заглянуть за те пределы, которые ограничивали повседневное существование. Азартные игры осуждались церковью, но активный человек в дни отдыха находил возможность проявить свой темперамент и азарт, тем более что данная потребность порождала ответное стремление ее удовлетворить и извлечь из этого выгоду со стороны мастеров своего дела.
В Средние века на массовых праздниках были и другие развлечения, которые объединяли целые сословия, широкие слой жителей Западной Европы: подвижные игры (хождение на ходулях, катание на ка-челях и др.), состязания (борьба, перетягивание каната, метание камней и др.). Популярны были петушиные бои. Зимой жители северных регионах Европы катались по льду на коньках. Среди множества военных игр были даже пародии горожан на рыцарские турниры.
Средневековое общество, разделенное на сословия, слабо связанные между собой в повседневном существовании, сплачивалось в период массового праздника. В его культурно-духовном пространстве встречалось мировоззрение низов и ценности высших слоев, языческие корни и теологическая ортодоксия. Общие праздники, особенно Масленица, карнавальное шествие, приобретали общекультурное значение.
«В позднесредневековом обществе сформировался масленичный фестиваль с карнавальной процессией (карнавал). Карнавальное шествие тяготело к стилизованной и пышной театрализации праздничных сторон жизни. По ходу шествий исполняли фарсы, показывали живые картины; шутливые пантомимы сочетались с разговорными сатирическими пьесками. В толпе масок появлялись аллегорические фигуры: дама на единороге (олицетворяла Целомудрие), Рейнеке лис, фольклорный персонаж, с уткой в зубах (означал алчность и коварство). В заключение шествия брали штурмом и сжигали модель ада в виде корабля или повозки, набитыми демонами и шутами. Затем сжигали чучело Зимы».19
На праздничных улицах и площадях всегда было множество мастеров, которых можно считать предшественниками современных артистов театра и цирка: жонглеров, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников, кукольников, ряженых, шутов. Именно такие праздники создавали атмосферу народно-демократического равенства, веселья, где происходил некий синтез разных полюсов средневекового сознания высокого и низкого, телесного и спиритуального, смехового и серьезно начал. Бок о бок существовало жизнеутверждение и страх перед неизвестным, боязнь и насмешка над смертью. Это позволяло всем участникам ощутить единство общества, нерасчлененность и взаимозависимость жизненных событий разного масштаба и характера.
Радикальные перемены в основных сферах жизнедеятельности людей Нового времени. На исходе Средних веков в городах Западной Европы Средиземноморья стали стремительно развиваться система торговли и денежное обращение, что свидетельствовало о переходе хозяйственной практики к капиталистическим отношениям. В этот рубежный период в духовном пространстве Запада начинает утрачиваться лидерская роль христианской религии.
Ренессансное мировоззрение, не отказываясь поначалу от христианских взглядов на мир, постепенно акцентирует внимание на активности человека, на его возможности познавать и переделывать окружающий мир. На этом фоне религиозно догматический подход к человеку выглядит как тормоз для человеческой активности и индивидуального развития. Важнейшими идеями Реформации стали представления о необходимости личной ответственности человека перед Богом, о важности трудовой активности как проявления любви к Богу. Многостороннее воздействие Реформации на общественную жизнь способствовало формированию в Западной Европе общества нетрадиционного типа, важную роль в котором выполняет не религия, а производство и техника,
наука и познание.
Изобретение печатного станка (середина XV в.) положило начало эпохе масштабного распространения книжных текстов, зарождению коммуникационной системы современного типа с сетью средств массовой информации (СМИ). На смену доминированию народной культуры с ее эмоционально-чувственным отображением окружающей действительности, мифами, коллективным художественным творчеством и активным исполнительством идет авторское искусство с его индивидуализмом, рациональностью, вниманием к внутреннему миру человека.
С наступлением периода Просвещения роль религии еще более снижается и окончательно утверждается общественная вера в силу научных знаний, в необходимость развития каждого человека по пути профессионализма, образования, внутреннего совершенствования. Идеи Просвещения способствовали тому, что в западных странах более динамично начинает повышаться уровень грамотности населения, появляются эффективные способы тиражирования многих видов и жанров искусства через печатную продукцию — репродукции картин, газеты, журналы, книги. 20
В этот период в странах Запада стремительно растет удельный вес городского населения, рождаются новые профессии, связанные с трансформацией социальной структуры и расслоением общества. По мере развития техники связи (XIX и XX вв.) появляется множество новых способов распространения информации: радио, кино, телевидение, компьютер.21
Средства массовой коммуникации (СМИ, масс-медиа) стимулируют в обществе процесс постоянного разрыва с традицией и религией. Не только горожане, но и жители села в наше время окружены техногенной средой, которая не позволяет людям остаться в области древних мифов, романтических устремлений, требует от них прагматичного взгляда на мир. Содержание труда работника также во многом становится иным, нежели в прошлые эпохи. Человек трудится, не столько опираясь на опыт предков и традиционные нормы, сколько в соответствии с профессиональной подготовкой, уровнем квалификации, ростом общей культуры.