Менеджмент в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть торгово-развлекательные центры как одно из направлений индустрии развлечений
Задачи:
1) раскрыть понятие и сущность индустрии развлечений;
2) изучить этапы развития мировой индустрии развлечений;
3) определить инфраструктуру индустрии развлечений;
4) исследовать тенденции развития торгово-развлекательных центров за рубежом и в России;
Объект исследования - индустрия развлечения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………….3-4

1.Теоретические аспекты индустрии развлечений …………………………………………5-40

1.1.Индустрия развлечений: понятие, сущность……………………………………………….5-7

1.2.Этапы развития мировой индустрии развлечений…………………………………..8-34

1.3.Инфраструктура индустрии развлечений ………………………………………………..35-40

2.Развитие торгово-развлекательных центров……………………………………….…….41-56

2.1.Основные тенденции развития за рубежом……………………………………………41-48

2.2.Основные тенденции развития в России………………………………………………….49-54

Заключение…………………………………………………………………………………………..…………55-56

Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая !!!.docx

— 120.45 Кб (Скачать файл)

Отсюда стремительное развитие в странах Западной Европы системы общего и профессионального образования. Отныне труд человека на индустриальном производстве нормируется; рабочее и свободное время в течение дня, недели, месяца, года становится фиксированным. С одной стороны, такой порядок жизни позволяет сосредоточиться на производственных обязанностях, повышает производительность труда человека, дисциплинирует. С другой стороны, интенсивный жизненный ритм способствует накоплению у работника усталости, появлению у него стрессов и психологических отклонений.

Изменяется весь уклад жизни: повседневное существование человека отныне подчинено целям рыночного производства, экономической целесообразности, умению обращаться с техникой, готовностью успевать и делать множество дел. В таком динамическом и насыщенном жизненном ритме быту и отдыху отводится немалая роль. Человек стремится сделать свое физическое и социальное воспроизводство беспроблемным, требующим минимальных усилий и времени на организацию. 22

Сделать это помогают бытовые приборы и механизмы, облегчающие ведение домашнего хозяйства, а также сфера общественного сервиса. В этой ситуации досуг и отдых приобретают для человека огромное значение, в течение которого он должен компенсировать все те издержки интенсивного труда, которые вызывают у него растущее напряжение. Появление у работников фиксированного свободного времени не только в конце дня, недели, но и отпуска позволяет эффективно его использовать на восстановление сил, общение с близкими людьми, развлечения. Все это создает предпосылки для роста в экономике масштабного сегмента сервиса — сферы рекреации и досуга, игровой деятельности и развлечений.

Итак, в Новое время получают развитие общественные формы досуга, которые зарождались еще в древности. В процессе перехода от народных форм досуга к массово-зрелищным все участники постепенно подразделялись на зрителей, слушателей (аудиторию) и на исполнителей, которые со временем становились профессиональными артиста-ми, гимнастами, борцами и др. Проведение досуга в таких формах уже не могло опираться только на традиции и привычки — понадобились особая организация всех участников зрелищных мероприятий, специальные помещения и законодательные установления на этот счет.

По мере развития новых форм досуга, которые становились более разнообразными, богатыми по содержанию, ориентированными на утонченный вкус и мнение знатоков, менялось все общество и сам человек. Досуг все в большей степени становился самостоятельной сферой бытия человека, превращаясь в светское занятие.

Таким образом, в индустриальном обществе индустрия развлечений получает интенсивное развитие, вырабатывая внутри себя новые направления, виды и формы организации, связанные с реалиями современной жизни. Досуг все больше утрачивает связь с народными традициями, древними обрядами, домашними формами. Он все в большей мере протекает в общественных формах, в виде массовых мероприятий. Даже индивидуально-домашние занятия заметно связываются с товарами развлекательного назначения (книгой, журналом) и техникой для отдыха (велосипедом, автомашиной, компьютером).

По мере распространения информации СМИ в индустриально развитых странах Запада народное искусство, религиозное творчество, оригинальные формы осмысления людьми действительности мельчают, истощаются, некоторые из них умирают. Но человек получает возможность самостоятельно использовать свободное время на собственное развитие и внутренние запросы.

В тех формах развлечения, которые связаны с использованием художественных форм (зрелищные мероприятия, чтение художественной литературы, кино, театр и др.), небывалое распространение получают виды и жанры так называемого массового искусства. Массовое искусство, в отличие от народного, создается не разными поколениями народа, а конкретными авторами, профессиональными коллективами и предназначено для широких масс людей. Вместе с массовым искусством приходит коммерциализация творчества и всей художественной практики. 23

В XX в. на основе массового искусства и благодаря техническим возможностям зарождается индустрия развлечений: аудио- и видеопродукция, эстрадные представления (шоу), развлекательные и тематические парки, а также кино- и телевизионные программы многообразных видов и жанров. Все это дополняется игорным, ресторанным, художественным и модельным бизнесом. Свою нишу в индустрии развлечений занимает наиболее сложное по структуре и продолжительное досуговое занятие — туристическое путешествие.

В этот период время досуга, проводимое в домашней обстановке, уменьшается, а доля досуговых занятий в общественных формах увеличивается. Вместе с тем и домашний отдых, и внедомашний досуг связаны с личными финансовыми расходами, в значительной степени реализуясь на рыночной основе. В экономике увеличивается сегмент сервисной практики, который связан с организацией каждодневного досуга огромных групп людей. Речь идет об удовлетворении потребностей кино- и театральной аудитории, любителей музеев, игровой деятельности и т.п.

Рекреационные потребности людей во многом переструктурируются: освобождаясь от непреложных домашних занятий, люди обнаружили возможность восстановления своей работоспособности за счет умножения коллективных и массовых форм досуга. Во второй половине XX в. создается система досуговых производств, которую называют «индустрия досуга». Признаки индустрии досуга состоят в том, что эта система заимствует от промышленного производства способы организации труда, технику, методы управления, оптимизируя многие аспекты обслуживания отдыхающих. С ее помощью в мире осуществляется отдых миллионов и миллионов людей. 24

Но индивидуальные досуговые запросы и потребности в камерных, спокойных и уединенных видах отдыха не исчезли, хотя приобрели новое наполнение. Более того, организаторы досуга вынуждены считаться с тем, что на основе единой, массовидной, технологической базе им приходится учитывать разнообразные нюансы и конкретные индивидуальные пожелания в проведении того или иного вида досуговой деятельности. Поэтому формы организации, а также содержание досуга приобретают сложный характер. С одной стороны, они во многом направлены на внутреннее развитие человека, расширение его кругозора. С другой — досуговые потребности унифицируются, что требует их постоянного обновления, они в значительной мере подвержены моде, ими становится легко манипулировать.

В 1950-1960-е годы развитые страны Запада достигают уровня, который публицисты и исследователи определяют как «общество изобилия» или «потребительское общество». У граждан такого общества возникала уверенность, что материальные блага, продукты потребления и услуги могут в нем производиться почти в неограниченных количествах.

Среди широких слоев работающего населения все более утверждалось мнение о досуге как жизненной цели. У многих людей даже стремление к материальным благам отступало на второй план перед жаждой развлечений.

Индустрия развлечений в постиндустриальном обществе25 на рубеже 1960-1970-х годов в развитых странах стали проявляться признаки нового — постиндустриального — общества. Его динамика определялась уже не индустриально-массовым производством, а наукоемкими, информационно-компьютерными технологиями, возросшей ролью услуг в социальном и культурно-досуговом сегментах сервиса. Подобные процессы обозначаются в науке как информационная революция.

Информационная революция связана с появлением в жизни людей автоматизированных систем связи, компьютерной техники и технологий. Значение информации в жизни общества и индивида резко возрастает, что ведет к признанию «информационной среды обитания», «электронно-цифрового общества». В этой ситуации знания и информация становятся важными ресурсами, усиливая процесс информатизации. Информатизация начинает интегрировать социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы общественного развития. Тем самым создаются перспективы формирования новых культурных и социально-гуманитарных потребностей информационного характера. Отныне все, что связано с появлением и распространением новой информации, образует в экономике и жизни граждан развитых стран масштабный сегмент сервисно-информационного производства и потребления, который стремительно расширяет свои объемы и в обществе завтрашнего дня будет значительно превышать производство товаров.

Доминирующее значение в процессах такого рода будет занимать производство знаний, образов, духовных ценностей, информации в целом.

Еще один фактор, характеризующий постиндустриальное, или информационное, общество, связан с увеличением глобальных связей разного рода и направленности. В этих процессах особую значимость приобретают информационно-культурные связи и отношения, а также массовая культура и СМИ. 26

Указанные трансформации в производстве и коммуникациях накладывают особый отпечаток на проведение свободного времени, на отдых

населения развитых и развивающихся стран. В мире формируется глобальная инфраструктура индустрии досуга и культурно-досуговой деятельности с ее отличительными параметрами. Прежде всего, речь идет о развитии глобальных сетей связи (теле-, радио- и телевизионных коммуникаций, компьютерной связи и др.), которые получают возможность транслировать культурную продукцию в разные регионы мира, доносят ее до многомиллиардной аудитории разных стран. Важно также выделить повсеместное распространение радиомузыки и в целом продуктов музыкальной индустрии. Радиоаудитория ныне считается самой масштабной по охвату числа потребителей, а ее продукты — наиболее приспособленными к глобальным условиям общественной жизни. По этому же пути глобализации идут киноиндустрия, телевизионное вещание и производство телепродукции, рекламы, компьютерных игр и т.п. Особое место в глобальных взаимодействиях последней трети XX в. начинают занимать компьютерные сети, позволяющие осуществлять коммуникацию миллионам людей в режиме реального времени. Наконец, важным параметром глобальной инфраструктуры досуга выступает индустрия туризма. Указанные сервисные продукты и определяемые ими формы досуговых занятий, проникая на разные континенты, составляют ныне содержание немалой части свободного времени миллиардов людей, которые являются гражданами разных государств.

Постиндустриальное общество не только несет немало неожиданных перемен в структуре свободного времени, но и меняет соотношение между рабочим и свободным временем в сторону увеличения объема последнего. В основе этого явления лежит ряд причин. Во-первых, индустриальное и постиндустриальное общество постепенно отчуждают человека от труда. Это означает, что любой работник, где бы он ни трудился, осознает свою беспомощность перед лицом огромного социально-экономического механизма, где он не в состоянии что-либо изменить. Кроме того, он слишком устает на своем рабочем месте и не помышляет ни о каких изменениях. Все это ведет к тому, что среднестатистический работник трудится вполсилы, вожделенно мечтая об отдыхе в период отпуска и выходных.

Во-вторых, постиндустриальное развитие ведет к тому, что техника и технологии различного рода в производстве разных товаров и услуг позволяют обходиться все уменьшающимся числом работников. Американский экономист Дж. Рифкин, автор книги «Конец труда» утверждает, что с середины нынешнего столетия 5% мировой рабочей силы будет достаточно, чтобы обеспечить весь сектор производства и услуг.27

Исследователь, скорее всего, преуменьшает цифру. Но рост доли безработных среди занятого населения с нынешних 10-15% хотя бы до 50-60% (наиболее вероятные цифры, по мнению многих экспертов) приведет к негативным социальным и иным последствиям.

Представители власть предержащих и корпоративного бизнеса от-лично осознают возможность катастрофической социальной деструкции, которую способна породить в развитом обществе масштабная безработица. С целью ее недопущения в разных странах вводится неполный рабочий день или неполная рабочая неделя для значительной доли работников и одновременный отказ от занятости относительно меньшей части трудовой силы.

Неблагоприятные диспропорции между числом занятых и безработных, а также между временем, отводимым на труд и на отдых, дополняются неблагополучными психологическими тенденциями. Умножение стрессовых ситуаций в крупных городах мира влечет распространение психических эпидемий — у людей повышается раздражительность, агрессивность, бессонница, психозы. Поэтому неудивительно, что многие стремятся к развлечениям и праздности. Правда, эта тенденция неодинакова в разных странах. Особенно она характерна для стран Западной Европы и даже отчасти для Японии, чье население всегда отличалось высокой трудовой мотивацией и безропотно воспринимало возрастающие профессиональные нагрузки. Но эта тенденция слабо фиксируется в США; ее почти нет в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии. Однако ряд теоретиков все же ожидают усиление данной тенденции в будущем и говорят о наступлении цивилизации досуга. 28

Постиндустриальное общество, помимо диспропорций между производственным и досуговым временем, несет более серьезные издержки социально-культурного и духовного плана. Динамичное развитие техногенной цивилизации приводит к внутреннему кризису самого человека. Современный темп жизни, высокая насыщенность искусственной среды техникой, бездуховность создает неблагоприятные условия для жизненного пространства семьи, отдельного человека. Все большая часть людей не справляется с психологическими перегрузками, не может приспособиться к техногенной среде. Человек испытывает общую духовную дезориентацию; у него деформируется даже потребность в семье, детях.

Когда в обществе увеличивается число людей с нездоровой психикой и деформированным сознанием, параллельно растет и количество преступлений, душевных заболеваний, численность маргиналов, алкоголиков, наркоманов. Досуг в таких условиях может приобрести значение суррогатного отдыха, которое не оздоровляет, а еще более дегуманизирует внутренний мир человека. Если в традиционных культурах разных народов с устойчивыми нравственно-религиозными ориентира-ми существуют социальные механизмы, позволяющие человеку преодолевать временную душевную опустошенность, чувство утраты смысла жизни, то постиндустриальное общество слишком далеко продвинулось в духовной дезориентации и не в состоянии помочь конкретному чело-веку. 29

Подчеркнем, что подобные тенденции дегуманизации досуга несет с собой постиндустриальное развитие, которое особенно свойственно развитым странам Западной Европы, Северной Америки. Эти культурные тенденции начинают проникать и в некоторые развитые неевропейские страны, но там они во многом смягчаются местным образом жизни, локальными традициями.

Конечно, для многих людей, живущих в странах традиционного типа, современный образ жизни американцев или жителей Западной Европы остается предметом мечтаний, образцом для подражания. Некоторые государства, расположенные в основном на Ближнем Востоке и в Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань и др.), смогли успешно провести модернизацию экономики, сформировать современный уклад жизни населения, когда традиционные и современные нормы досуговой деятельности соприкасаются и интегрируются друг с другом. В таких странах развиваются современные формы досуга, широко используются природ-но-экологические ресурсы и местные традиции отдыха. Их национальный досуговый бизнес интегрируется в глобальную индустрию досуга и участвует в международном обмене услугами.

Однако во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки модернизация не удалась или проводилась крайне медленно, с немалыми издержками. В целом для граждан развивающихся стран характерен досуг традиционного типа с некоторыми новыми элементами досуга (прослушивание современной музыки, просмотр телепрограмм, кинофильмов и т.п.).

Информация о работе Менеджмент в России и за рубежом