Образовательные технологии в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью данной работы было выбрано рассмотрение образовательного туризма, как вида туризма. В связи с поставленной целью, были сформированы следующие задачи:

-описать историю и понятие образовательного туризма .
-изучить виды образовательного туризма .

Содержание

Введение .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.Образовательный туризм…………..………………………………………....5
1.1. Туризм как вид образования…….…. . . . . . . . .. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . …..5
1.2. Классификация образовательного туризма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….6
1.3. Мировые тенденции развития образовательного туризма . . . . . . . . . . . . . 7
2. Виды образовательного туризма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.1. Языково-обучающие туры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .11
2.2. Спортивно-обучающие туры . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.3. Профессиональное обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
3.
3.1
3.2 Проблемы и затраты……………………………………………………….20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Вложенные файлы: 1 файл

Титульник.docx

— 45.57 Кб (Скачать файл)

Средняя продолжительность  туров – 2-3 недели.

Языково-обучающие туры могут  быть индивидуальными и групповыми (чаще всего – это группы бизнес-языка, группы школьников).

Основные программы обучающих  туров – это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и  спортивные программы (в основном в  детско-юношеских турах).

Учебные программы – специальный  курс обучения языку  в аудиториях, лингафонных кабинетах.

Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для  начинающих, для совершенствующихся и т.д.

Все программы включают в  себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий  иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена  изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка  с программой 20-30 часов в неделю.

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

В зависимости от продолжительности  тура и места размещения туристов в программу могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т.д.). В основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом – эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

Групповые туры с размещением  в лагерях, кемпингах, колледжах  позволяют изучать язык среди  своих сверстников, не слишком отрываясь  от обычной среды. Здесь обучающие  программы сочетаются со спортивными  и досуговыми мероприятиями. Это  так называемые развлекательно-образовательные  туры, в которых обучению обычно отводится далеко не главная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются  со своими сверстниками разных национальностей  и общаются с ним на изучаемом  языке.

Распространенным предложением является организация языковых туров  для бизнесменов. Для взрослой клиентуры  основной причиной обучения является необходимость  владения одним или  несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в  подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или  с семьей. Любимыми турами данной категории  являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой  культурной программой.

Главная особенность подготовки языково-обучающего тура – исключительно  индивидуальный подход: школы и учебные  программы подбираются для каждого  человека с учетом его языкового  уровня, образования, возраста.

Организацией языково-обучающих  туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают  договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т.д.) на использование учебной  базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющим несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т.д.), а значит, и больший выбор для туристов.

Перед началом обслуживания необходимо подготовить методическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом  языке. Обычно этот набор входит в  стоимость тура.

Размещение туристов языково-обучающих  туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также  «проникновение в дух нации». Кроме  того, размещение в семьях чаще обходится  дешевле, чем в гостиницах. При  желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически  сводится на нет. Проживание в семье  удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное  эффективнее в -отношении совершенствования  языка, так как обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье.

К подбору семей, в которых  размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С  семьями туроператор заключает  специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную  комнату и завтрак (в некоторых  случаях и ужин). Проживание детей  в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и  имеют хорошую репутацию и  опыт  в приеме детей.

Рекомендуется размещать  обучающихся в семьях по двое, желательно из разных стран – для стимулирования языкового общения (для создания условий, вызывающих необходимость  общения на изучаемом языке).

Если студенты размещаются  в общежитиях (гостиницах), следует  проверить, если условия для занятий.

Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой  туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначается  его (по договоренности с принимающей  фирмой) направляющая сторона.

Группы по изучению языка  должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий  более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных  занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

2.2.Спортивно-обучающие туры

Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно  назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах  самое главное – обеспечение  возможности научиться выбранному виду спорта.

Обучающие программы –  это занятия выбранным видом  спорта по специальной обучающей  программе под руководством опытных  инструкторов.

Необходимо разработать  график спортивно-обучающих занятий. Как правило, это первая половина дня между завтраком и обедом. При разработке обучающей программы  обязательно обращается внимание на дозированность нагрузки. После обеда  – экскурсионно-познавательные мероприятия, свободное время.

Экскурсионно-познавательные программы - в основном общего характера.

Преимущественно в массиве  времени туристы отдают обучению и занятиям выбранным видом спорта.

На таких турах необходимо предоставлять туристам дополнительные услуги: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы –  словом, все, что интересует туристов на отдыхе.

С туристами должны постоянно  работать инструкторы по соответствующему виду спорта. Рекомендуется также  привлекать профессиональных спортсменов  и тренеров, услуги которых могут  быть платными.

В завершении тура между туристами  могут быть устроены мини-соревнования по изучаемому виду спорта.

Так же как и на спортивных турах, здесь необходимо обеспечить для туристов прокат и продажу  соответствующего спортивного инвентаря  и снаряжения.

Привлекательна для туристов возможность приобретения сопутствующих  товаров, одежды, очков (подводных, горнолыжных, солнцезащитных), специальной обуви  и т.д.

Размещение на спортивно-обучающих  турах производится в гостиничных  предприятиях, приспособленных для  занятий и обучения выбранному виду спорта. Гостиницы должны иметь специальные  спортивные залы и сооружения на прилегающей  территории, трассы.

При обучении теннису при  гостинице должны быть корты, прокат теннисного инвентаря и сопутствующих  товаров (костюмы, обувь и пр.).

Если, например, организуется прием туристов с обучением конному  спорту, то их размещают на специальной  турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги  и площадки.

Необходимо наличие медицинского пункта и возможности оказания срочной  медицинской помощи в экстренных случаях.

В целом требования к таким  гостиницам те же, что и к гостиницам на спортивных турах.

Кроме того, в настоящее  время формируются дополнительные рынки на обучающие туры, так называемое профессиональное обучение – обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву  – всему тому, на что есть спрос  по обучению во время путешествий. Это  можно назвать привычным словосочетанием – «повышение квалификации». Но только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Потенциал и барьеры развития  образовательного туризма

 

3.1 Потенциал развития                             . 
Большинство опрошенных россиян связывают образовательный туризм с поездками за рубеж для изучения языка, бизнеса и поступления в престижные учебные заведения, и считают, что он доступен только элите. Действительно, быстрее и эффективнее выучить язык, если отправиться в среду его носителей. И не просто прогуляться по зарубежью, а поучиться, сдать экзамены, пообщаться в дружеской атмосфере студенчества. Удовольствие – не из дешевых. 
Но образовательный туризм этим далеко не ограничивается. Люди ведь ездят на учебу с незапамятных времен. Средневековые ваганты и античные философы тоже практиковали в своем роде «образовательный туризм». Например, Пифагор и Платон отправились в Египет, как сказали бы сейчас, на «учебную стажировку». Молодежь всегда стремилась в интеллектуальные центры за образованием. Чаще в пределах своей страны, причем поездка на учебу из Усть-Камчатска в Москву не менее масштабна, чем из Москвы в Лондон. 
Базой для образовательного туризма могут стать учреждения, располагающие помещениями для учебы и проживания, а также преподавателями. Обычно это университетские кампусы. Большие возможности также имеют загородные лагеря. Учащиеся могут поехать туда на курсы, семинары, чтобы осваивать основы бизнеса, журналистики, кинопроизводства, умение вести дебаты, повышать спортивное мастерство. Развивающие занятия в лагере совмещаются с воспитанием и оздоровлением, что выгодно отличает их от многих школ. 
Сейчас в России работает множество профильных оздоровительно-образовательных лагерей. Там проводятся тематические мероприятия или целые смены, с погружением в какую-то область знаний или историческую эпоху. Организуются летние школы по точным наукам, истории, культурологии, экологии и другим направлениям. Их качество выше, если имеется утвержденная программа, организованы аттестация и получение диплома. 
Обычно лагеря активно работают в течение летних каникул. Зимой их инфраструктура простаивает, возможности не используются. Если же организовать там школьные уроки, лагеря становятся дополнительной образовательной базой, имеющей ряд преимуществ: погружение в среду, соблюдение режима, активное общение, оздоровительные мероприятия. Там, в частности, можно организовать интенсивное обучение одаренных детей, либо наоборот – работать с трудными детьми, осуществляя коррекцию, психотерапию. Использование постаивающих лагерей зимой – один из способов решить проблему работы с безнадзорными детьми. 
Учебу с оздоровлением и лечением обычно совмещают дети с ослабленным здоровьем – в санаториях, здравницах. Однако такая возможность не помешает и тем, кто формально считается здоровым. 
Кратковременное целевое образование на базе лагерей и университетских кампусов - очень полезная модель именно для России с ее огромными территориями и низкой плотностью населения. Представим, что дети из небольших поселений Сибири и Дальнего Востока могут время от времени выезжать в кампус, где углубленно заниматься каким-либо предметом, проходить тренинг интеллектуальных, творческих или физических способностей. Но без отрыва от семьи на много лет – как в интернате. Насколько это обогатило бы их образовательную среду! 
Еще одна возможность для лагерей – подготовка абитуриентов. Миллионы старшеклассников занимаются на курсах и с репетиторами, зубрят дома, испытывая перегрузки. Однако можно организовать интенсивную подготовку в лагере или пансионате, совместив ее с оздоровительными занятиями, психологическим и интеллектуальным тренингом. 
Такие инструменты образовательного туризма, как экскурсии, походы, туры используют и школы. Полезно, когда экскурсия становится не просто созерцанием галереи, а учебно-исследовательской работой, включающей теоретическую подготовку, сбор материала и аттестацию результата: тест, выступление, сочинение, фоторепортаж. 
Большим потенциалом обладают базы студенческой практики, где уже отработан весь процесс обучения - не надо «изобретать велосипед» чтобы вовлечь и школьников. 
Открытая политика учебных и научных заведений, наличие кампусов, индивидуальные планы учебы дают возможность молодежи выйти за пределы своей школы и поучиться в другом месте. Это повышает мобильность, расширяет круг знакомств, обогащает личность. 
Образовательный туризм – не только удел молодежи. За один XX век средняя продолжительность жизни шагнула от 40 до 80 лет. В обществе неуклонно увеличивается доля пожилых людей, и организация их досуга становится насущной проблемой. Количество тех, кто путешествует и учится на склоне лет, возрастает год от года. Возможно, недалек тот день, когда их станет больше, чем молодых.

 

3.2 Проблемы и затраты                              . 
Полноценному использованию образовательного туризма в России мешает немало проблем. Есть риск столкнуться с недобросовестностью, ненадежностью партнеров или транспорта, с отсутствием сервиса. 
Случается, сами участники поездки нарушают дисциплину, теряются, совершают оплошности, заболевают. В реальном путешествии, особенно если группа не приучена к порядку, действует непреложное правило: «семеро ждут одного». Кто-то отправился за забытой сумкой, на его поиски идут еще двое, за ними еще десяток, чтобы поторопить. Сумка давно найдена, теперь ищем «искателей»... Для поддержания дисциплины руководителю необходимо заранее поработать с группой, обсудить взаимные обязанности, маршрут и действия в опасных ситуациях. 
У наших детей откровенно слабое здоровье, как и способность адаптироваться, поэтому поездка часто оборачивается лазаретом, пригоршнями таблеток, унылым настроением, вялостью. Поэтому важен настрой, мобилизация перед поездкой. 
Еще одна проблема – незнание языка и местных особенностей, стеснение, напряженность, элементарная невоспитанность. Из-за них возникает коммуникативный барьер и своеобразный «культурный шок»: на новом месте затормаживается внимание, реакция, восприятие. Люди становятся нерешительны, рассеянны, плохо соображают. «Шок» тем сильнее, чем больше они нервничали и суетились перед поездкой. 
Поездку нередко омрачает стремление членов группы не подчиняться, игнорировать интересы группы – ради самоутверждения. Справиться с этим помогает совместное обсуждение и осознание опасностей: угроза криминала, терроризма, да и просто невеселая перспектива потеряться. 
Но самая серьезная проблема в российских группах – это одурманивание. Табак, алкоголь, наркотики – вот худшие, но почти неизбежные спутники. «Какое же путешествие без бутылки!» - это возведено едва ли не в ранг национальной традиции. На туристической базе или в местном магазине несовершеннолетним без препятствий продадут алкогольные напитки. В гостинице или на рынке вполне могут сбыть наркотики или галлюциногены. Вероятные результаты одурманивания – скандал, драка, пожар, срыв мероприятия, потеря денег, доброго имени, а то и свободы. Впрочем, находится и такое оправдание: «Зато повеселились, есть о чем рассказать…» 
Руководителю группы приходится серьезно работать над планом поездки, думать о любых мелочах. И, несмотря на это, быть готовым к тому, что все планы сорвутся! 
Существует и проблема денег. В России непросто найти клиентов для образовательного туризма. И дело не столько в «бедности» населения, сколько в том, что вкладывать личные средства в учебные поездки «не модно». Многие предпочитают потратиться на праздничное застолье или ненужный подарок, чем оплатить той же суммой образовательные курсы для ребенка (особенно если в школе он прослыл безнадежным «троечником»). 
 
Между тем, мало кто из учащихся в мире путешествует на деньги семьи. Часть средств им выделяют правительственные и благотворительные фонды, предприятия, школьные советы, часть - зарабатывают сами. Некоторые фонды специально созданы, чтобы обеспечивать целевые поездки на учебу (например, «Ротари-Клуб»). В России часть стоимости путевки можно оплатить через профсоюз, организацию, Фонд социального страхования и другие организации. 
Благотворительные фонды поддерживают и организаторов внешкольного образования, выделяя целевые гранты на покупку оборудования. Они также договариваются с промышленными предприятиями, магазинами и другими учреждениями, чтобы те пожертвовали детским заведениям инвентарь из своих запасов. 
На нехватку денег для нужд образования много сетуют организаторы. А между тем, среди прочих сфер деятельности образование требует минимальных затрат, которые оборачиваются максимальной выгодой. Открыть учебные курсы намного дешевле, чем пекарню или автомастерскую. Не надо покупать станки, осваивать технологии, тратить энергию - порой достаточно пары тетрадок и куска мела. 
Впрочем, хозяева лагерей нередко экономят «на спичках», будь то бумага для детских занятий, топливо для экскурсий или подогрева воды, да мало ли возможностей отказать в предоставлении услуг! Не будет же клиент требовать неустойку за отсутствие какой-нибудь мелочи, обещанной в программе. Причина ведь уважительная: мол, что-то не привезли или вот-вот наладят, потерпите. Подумаешь, подали пару раз яблоки вместо персиков! А кто будет «качать права» - можно и выгнать. Самое главное – накопить за короткое лето.

Информация о работе Образовательные технологии в туризме