Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 09:00, реферат
В современной туризмологии существуют различные подходы к структурализации туризма. Так Джон Уокер предлагает структуру, включающую четыре основные группы компонентов:
1) путешествия (круизы, автобусы, самолеты, авто, ЖД);
2) проживания (гостиницы и отели, конференции, выставки, встречи);
3) питания (рестораны, кафе, бары);
4) отдых и досуг (игры, парки, развлечения, аттракционы)
Федеральное государственное бю
учреждение высшего профессиона
«Нижневартовский государственн
Факультет социально-культурного сервиса и туризма
Барышева Яна Геннадьевна
Реферат
по дисциплине «ОСНОВЫ ТУРИЗМА»
на тему «Организационные основы туризма»
Нижневартовск 2014 г.
В современной туризмологии существуют различные подходы к структурализации туризма. Так Джон Уокер предлагает структуру, включающую четыре основные группы компонентов:
1) путешествия (круизы, автобусы, самолеты, авто, ЖД);
2) проживания (гостиницы и отели, конференции, выставки, встречи);
3) питания (рестораны, кафе, бары);
4) отдых и досуг (игры, парки, развлечения, аттракционы)
Подобная структура имеет не четко выраженные критерии выделения компонентов туризма, из-за чего мало пригодна для социологического анализа.
Исходя из того, что структура туризма, как социокультурного феномена, должно отражать социальные отношения в этой сфере, уместно включить в основных элементах структуры именно субъектов-носителей социальных отношений: туристы, туристические группы, туристические организации, туристические практики и туристические институты. В такой последовательности эти структурные элементы туризма будут рассмотрены в нашем учебном пособии
В соответствии с указанной структуры, туризм выполняет в обществе определенные функции:
В дополнение к перечисленным функциям выделяются следующие социальные функции:
На то, что туризму присуща социальная функция указывает Михаил Борисович Биржаков По его мнению, эта функция реализуется путем выполнения определенных социальных задач:
Удачным представляется определение функций туризма украинскими авторами В. Федорченко и М. Минич:
Туристские предприятия представляют собой важный компонент, создающий туристское предложение внутри подсистемы «объект туризма». В туристской отрасли функционируют различные туристские предприятия. Одни из них предоставляют клиентам исключительно туристские услуги, а для других туризм - это одно из нескольких второстепенных направлений их коммерческой деятельности. Предприятия, существующие только за счет туризма, называются туристскими предприятиями сферы первичных услуг, а предприятия, получающие доходы не только от туристской деятельности, - туристскими предприятиями сферы вторичных услуг. Таким образом, услуги первых предприятий служат исключительно туризму и составляют основу его существования, а услуги второй группы предприятий удовлетворяют лишь некоторую часть туристского спроса, так как туризм для них - лишь один из многих источников существования и их услугами пользуются не только туристы.
Следует иметь в виду, что некоторые туристские предприятия в зависимости от выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой категории. Например, туристские гостиницы и туристские бюро всегда оказывают только первичные туристские услуги, а ресторан или кафе в санатории или в доме отдыха - это предприятия первичных услуг, но такие же рестораны и кафе в городе уже не являются непосредственно туристскими предприятиями, поскольку выполняют вторичную туристскую функцию.
Выделяется восемь различных видов предприятий:
1) турбюро, предлагающее полный
набор туристских услуг. Предприятие
имеет лицензию международной
ассоциации воздушного
2) бюро путешествий и экскурсий. Эти бюро специализируются на продаже паушальных туров, иногда продают авиа- и железнодорожные билеты;
3) специализированные турбюро. Занимаются
сбытом определенного вида
4) турбюро по продаже «горящих» путевок, дешевых билетов на
самолет (не имеют лицензии на продажу авиабилетов);
5) турбюро-филиал. Филиал имеет узкую специализацию, иногда расположен за границей;
6) отдел бронирования продает
туры одного туроператора, может
существовать как одна из
7) турбюро по приему туристов (въездного туризма) продаст
туристские услуги, которые регион предлагает туроператорам из
других регионов или приезжим гостям;
8) туристский отдел не является туристским предприятием.
Это отдел предприятия, основная деятельность которого не связана с туризмом.
Термин "туристская инфраструктура" - латинское словосочетание, состоящее из понятий "ипfrа" (под) и "sturtura" (строение, расположение), прошел длительный путь развития.
В дальнейшем развитии понятия "инфраструктура" все больше внимания ученые уделяют его разделения по сферам деятельности человека: на производственную инфраструктуру, необходимую самому процессу производства, и на социальную инфраструктуру (здравоохранение, образование, культура, бытовое обслуживание и т.п.)., Что обеспечивают полноценную жизнь населения на локальном или региональном уровнях. Причем инфраструктуру рассматривают как комплекс отраслей и сфер деятельности, создающих общие условия для функционирования других отраслей.
Туристическая инфраструктура в нашем понимании - это совокупность предприятий, учреждений и заведений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей людей, участвующих в оздоровлении или отдыха, а также путей сообщения и транспорта и объектов размещения туристов, обеспечивающих условия стабильного функционирования. Мы рассматриваем ее целостной системой, состоит из двух подсистем: социальной и производственной, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены относительно обслуживающего субъекта. В свою очередь инфраструктура определенной мере формирует туристические регионы, способствует туристической специализации и профиля хозяйствования, ведь благодаря наличию инфраструктурных связей между отдельными объектами определяют качество обслуживания на той или иной территории.
Инфраструктуру отдельного территориально-туристического сочетание исследователи М. Рутинський и А. Стецюк рассматривают в таком сочетании услуг:
Развитие социальной инфраструктуры должно отвечать высоким стандартам обслуживания, ведь турист, удаленный от постоянного места жительства и максимально освобожден от повседневных забот, требует эффективного обслуживания в свободном времяпровождение. Здесь важное место принадлежит заведениям размещения туристов, общественному питанию, бытовому обслуживанию. Именно они могут создавать качественные параметры личного потребления человека, отдыхает.
В производственной инфраструктуре весомым сегментом считают транспортную систему, сформированную из дорожной сети, транспортных средств, устройств. Дорожно-транспортная сеть в туристических регионах преимущественно комплексная, ведь здесь существуют многоцелевые связи - производственные, трудовые, туристические, созданные на основе железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных дорог.
Важная составляющая туристической инфраструктуры - железнодорожный транспорт, удобный в перевозке любых категорий туристов, начиная от одиноких туристов и заканчивая специально организованными туристско-экскурсионными поездами местного и дальнего сообщения. Железная дорога уже более полутора веков участвует в развитии туризма, формировании туристических пассажиропотоков.
Среди других инфраструктурных отраслей туризма главное место занимает сувенирное производство, основанное на создании и популяризации художественных образцов и учитывает национальные особенности территории, где проложены прежде всего международные туристические маршруты.
Туризм в первую очередь зависит от привлекательности территории, ее первичных или так называемых туристических ресурсов:
Кроме того, необходимо наличие на территории вторичных ресурсов:
Туристический продукт формируется из услуг организаций, причастных к обслуживанию населения на отдыхе и в путешествии. Это транспортные фирмы и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставочные залы, парки аттракционов, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации.
Комплектацией туристического продукта, то есть формированием набора услуг под названием «тур», занимаются туроператоры.
Туроператор составляет дифференцированные туристические продукты из составляющих услуг в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов.