Организация деятельности туристской фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи. Цель моей работы – разработать программу открытия туристического предприятия. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить перспективы мирового туризма;
- дать краткую историю развития отдельных видов туризма в Казахстане;
- описать современное состояние турбизнеса в Республике;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу, порядок лицензирования, сертификации и страхования;
- определить оптимальную структуру управления туристским предприятием;
- сформулировать квалификационные требования к руководству предприятия;
- наметить должностные инструкции основных категорий работников туристской фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 122.51 Кб (Скачать файл)

На практике обычно используется линейно-функциональная структура, предусматривающая  создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная роль этих подразделений состоит  в подготовке проектов решений, которые  вступают в силу после утверждения  соответствующими линейными руководителями. Наряду с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и  цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные  документы после подписания линейными  руководителями.

Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и  тем самым повысить компетентность управления в целом. К преимуществам  функциональной структуры можно  отнести и то, что она стимулирует  деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и  потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.

Вместе с тем специализация  функциональных отделов нередко  является препятствием для успешной деятельности предприятия, поскольку  затрудняет координацию управленческих воздействий. Функциональные отделы могут  быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает вероятность конфликтов между функциональными отделами. Кроме того, на крупном предприятии цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.

Подытоживая, следует отметить, труд в управлении туризмом специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей, хотя на первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристской организации опирается  на ту же базу, что и менеджмент любого предприятия системы «человек-человек». Таким образом, встречающиеся в  классическом менеджменте иные типы организационных структур управления предприятием не типичны для системы  туризма.

3.3 Права и обязанности  дирекции

Для начала хотелось бы понять, что такое дирекция и кто есть директор. Разные источники трактуют по разному, но во многом схожи, вот  например:

Директор - руководитель предприятия. Он руководит вверенным ему предприятием в пределах своей компетенции  и в соответствии с уставом  данного предприятия. Является распорядителем кредитов вверенного ему предприятия, пользуется правом первой подписи на денежных документах, обладает правом приема и увольнения с работы рабочих  и служащих. В гражданско-правовых отношениях выступает от имени данного  юридического лица в качестве его  органа.[12]

Вот как изложено в толковом словаре В. Даля

Директор - муж. лат. управляющий, заведывающий, начальник части, управления или заведения;

Дирекция жен. управление; власть, состоящая из нескольких лиц;

Генеральный директор - директор крупной, многопрофильной фирмы, заместители  которого выступают в роли директоров, руководителей отдельных подразделений  или направлений деятельности фирмы.[13]

Здесь приведена интересная формулировка генерального директора:

От англ. general director первое лицо, главный руководитель компании, организации. Проводит текущее руководство  деятельностью юридического лица, взаимодействует  с государственными органами и отвечает за деятельность компании. Подотчетен высшим органам управления юридического лица: совету директоров, наблюдательному  совету, общему собранию участников или  акционеров.[14]

Директорат - коллегия директоров крупной компании во главе с главным  директором.

Дирекция:

1) руководящий орган предприятия,  учреждения, организации во главе  с директором;

2) коллегиальный исполнительный  орган акционерного общества. Действует  на основании устава общества, а т.ж. утверждаемого советом  директоров (наблюдательным советом)  общества внутреннего документа  общества (положения, регламента  и т.п.), в котором устанавливаются  сроки и порядок созыва и  проведения его заседаний, а  т.ж. порядок принятия решений.

Директор (от англ. direct — «направлять») — управляющий, руководитель компании, предприятия. Традиционно директор — высшая должность в предприятии, наделённая полномочиями выбора стратегии  развития компании, работы с кадрами, отладкой финансовых потоков предприятия. Однако, при ряде условий в некоторых  организациях должность директора  может быть формальной или отсутствовать  вообще.

Принято выделять директоров по направлениям, например:

- генеральный директор;

- технический директор;

- коммерческий директор;

- финансовый директор  и др.

Права членов дирекции.

Члены дирекции имеют право:

- самостоятельно выбирать  способы, порядок решения поставленных  задач, если это не оговорено  отдельно;

- распределять усилия  и ресурсы внутри общества  в соответствии с принятой  политикой в области производственно-хозяйственной,  кредитно-финансовой и других  видов деятельности;

- принимать решения и  отдавать необходимые распоряжения  должностным лицам и подразделениям  в соответствии с порядком  подчиненности, в пределах должностных  полномочий, а также по вопросам, указанным генеральным директором  и не противоречащим положениям  устава общества;

- контролировать деятельность  всех структурных подразделений  общества, определять направления,  сроки и порядок устранения  выявленных недостатков. Члены  дирекции осуществляют контроль  в соответствии со своими должностными  обязанностями и по поручению  генерального директора;

- приостанавливать решения,  принятые руководством подчиненных  подразделений и служб, если  они могут повлечь ущерб интересам  общества, либо противоречат положениям  устава общества;

- принимать решения, выдвигать  обоснованные предложения генеральному  директору по всем вопросам  производственно-экономической деятельности  общества, пользоваться необходимой  информацией и служебными документами  в соответствии со своими обязанностями;

- представлять и защищать  интересы общества в сфере  делового партнерства и сотрудничества;

- вести служебную переписку  и переговоры от лица общества  в пределах своих полномочий.

Обязанности членов дирекции:

- действовать в интересах  общества в соответствии с  законодательством, уставом, осуществлять  свои права и исполнять обязанности  в отношении общества добросовестно  и разумно;

- организовывать выполнение  решений наблюдательного совета, общего собрания акционеров, генерального  директора общества;

- анализировать и определять  направления и тенденции развития  федеральной и региональной политики  общества и системы, формы и  способы материально-технического  обеспечения предприятия, иных  показателей, платежеспособности  и конкурентоспособности общества;

- постоянно анализировать  основные факторы рыночной экономики,  определять наиболее опасные  по характеру их воздействия  на баланс спроса и предложения,  определять результаты производственно-экономической  деятельности общества;

- целенаправленно формировать  по объему, структуре, срокам поставки  и отгрузки, способам оплаты и  транспортировки ресурсов, полный  пакет договоров (контрактов), обеспечивающих  баланс производственно-экономических  интересов общества;

- готовить предложения,  принимать решения в пределах  предоставленных полномочий, требующих  обоснованного коммерческого риска,  с последующим докладом генеральному  директору и наблюдательному  совету общества;

- разрабатывать предложения  о порядке распределения прибыли;

- разрабатывать программы  развития и планы общества, обосновывать  производственно-экономические требования  по всем основным показателям  деятельности общества, направлениям  финансирования проектов, кредитной  и расчетно-платежной политики;

- анализировать итоги  работы общества и его подразделений,  систематически проводить профилактические  мероприятия по предупреждению  производственных конфликтов, нарушения  трудовой дисциплины и установленного  порядка;

- решать вопросы по  кадровой политике в интересах  повышения общей эффективности  производства в условиях рыночной  экономики;

- постоянно контролировать  деятельность подразделений и  служб в соответствии с их  задачами, своевременность и полноту  выполнения приказов и распоряжений  генерального директора, решений  наблюдательного совета, дирекции;

- обеспечивать непрерывное  оперативное управление подразделениями,  комплексами, программами общества, на основе внедрения и развития  современных организационно-экономических  методов и программно-технических  средств управления;

- члены дирекции обязаны  соблюдать и обеспечивать исполнение  правил сохранения сведений, представляющих  коммерческую тайну.

Директор в общем виде

1. Организует работу для  эффективного взаимодействие всех  структурных подразделений, производственных  единиц, направляет их деятельность  на развитие и совершенствование  производства с учетом социальных  и рыночных приоритетов, повышение  эффективности работы организации;

2. Принимает меры по  обеспечению предприятия квалифицированными  кадрами, рациональному использованию  и развитию их профессиональных  знаний и опыта, созданию безопасных  для жизни и здоровья условия  труда;

3. Обеспечивает правильное  сочетание экономических и административных  методов руководства, единоначалия  и коллегиальности в обслуживании  и решении вопросов, применение  принципа материальной заинтересованности  и ответственности каждого работника  за порученное ему дело и  результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в  установленные сроки;

4. Решает вопросы, касающиеся  финансово-экономической и хозяйственной  деятельности организации, поручает  ведение отдельных направлений  деятельности другим должностным  лицам;

5. Обеспечивает соблюдение  законности в деятельности организации  и осуществлении хозяйственно-экономических  связей, использование правовых  средств для финансового управления  и функционирования в рыночных  условиях, укрепления договорной  и финансовой дисциплины, регулирования  социально-трудовых отношений, обеспечения  инвестиционной привлекательности  организации в целях поддержания  и расширения масштабов предпринимательской  деятельности.

6. Соблюдает сам и контролирует  соблюдение работниками трудовой  и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда,  требований производственной санитарии  и гигиены, требований противопожарной  безопасности, правил ведения документооборота, соблюдение правил внутреннего  трудового распорядка.

Управление человеческими  ресурсами является одним из важнейших  направлений в деятельности туристских организаций и считается основным критерием её экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось  развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению новых технологий, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора. Таким образом, роль руководителя определяет сущность и эффект успешного ведения бизнеса.

3.4 Квалификация  и должностные инструкции

Квалификация - степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного  вида работы. Различают квалификацию работы и квалификацию работника.

Согласно требованиям, которые  выдвигают лицензионные органы, в  штате фирмы-турагента должно быть не менее 20% работников, имеющих специальное, среднее или среднее специальное  образование в области туризма  или стаж работы в туристической  сфере не менее 3 лет. Руководитель фирмы  должен иметь профильное (т.е. в области  туризма) высшее, среднее специальное  или дополнительное образование, а  также стаж работы в туристической  сфере не менее 3 лет.

Эффективному управлению предприятием, тесному взаимодействию всех подразделений и служб, исключению дублирования в работе способствует разработка нормативных документов, регламентирующих их деятельность, четко  определяющих функции, права и обязанности  каждого подразделения, а также  отдельных исполнителей с учетом специфических особенностей их деятельности. Например основными направлениями  деятельности работников турагентства являются:

- предоставление информации  клиентам;

- работа с клиентами;

Информация о работе Организация деятельности туристской фирмы